Презентация, доклад Психологические основы безопасного поведения детей на дороге

Содержание

Психология безопасности: Транспортная психология – наука.Психология пешеходаПсихология пассажираПсихические процессы. Развитие необходимых качеств и свойств, психических процессов для обеспечения безопасности на дорогах.Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на улицах

Слайд 1Составитель:
Педагог - психолог
Котлярова Н.А.

МАУ «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»
г. Кунгур,


2017г.

Психологические основы безопасного поведения детей на дороге

Составитель:Педагог - психологКотлярова Н.А.МАУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»г. Кунгур, 2017г.Психологические основы безопасного поведения детей на

Слайд 2 Психология безопасности:
Транспортная психология – наука.
Психология пешехода
Психология пассажира
Психические процессы.
Развитие

необходимых качеств и свойств, психических процессов для обеспечения безопасности на дорогах.
Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на улицах и дорогах.

Психология безопасности: Транспортная психология – наука.Психология пешеходаПсихология пассажираПсихические процессы.

Слайд 3Транспортная психология – наука
Транспортная психология- система получения знаний

в определенных сферах поведения людей.
Она изучает основные формы поведения участников дорожного движения, исследуя возможность применения результатов фундаментальных исследований для решения прикладных задач.
Транспортная психология – наука   Транспортная психология- система получения знаний в определенных сферах поведения людей.

Слайд 4Факторы, влияющие на причины ДТП:
личностно-характерологические
возрастные особенности;
психические состояния
нервно-психическое

развитие ребёнка
(дети с ОВЗ, СДВГ и др.)
Факторы, влияющие на причины ДТП:личностно-характерологические возрастные особенности; психические состояниянервно-психическое   развитие ребёнка (дети с ОВЗ, СДВГ

Слайд 5 Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают

создавшуюся ситуацию.
Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию.

 

Особенности поведения детей на дороге

Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение,

Слайд 6
 
Особенности поведения детей на дороге
Детям свойственна коллективная ориентация. Доказано,

что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое «стадное чувство: вести себя так же, как и другие».
на детей большое внимание оказывают эмоции: радость, удивление, интерес к чему-либо, которые заставляют забыть о возможной опасности.
дети не способны быстро принимать решения.

 Особенности поведения детей на дороге Детям свойственна коллективная ориентация. Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например,

Слайд 7Особенности поведения детей на дороге
неспособность адекватно оценивать обстановку;
преобладание процессов

возбуждения над процессами торможения;
преобладание потребности в движении над осторожностью;
Особенности поведения детей на дороге неспособность адекватно оценивать обстановку; преобладание процессов возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности

Слайд 8

Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения.
готовность к риску мальчикам

свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще.
В отличие от взрослых, у детей снижено чувство собственной безопасности.
 

Особенности поведения детей на дороге

Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому

Слайд 9Особенности поведения детей на дороге
Ребёнок до 8 лет плохо распознаёт источник

звуков, не всегда может определить направление, откуда доносится шум, слышит только те звуки, которые ему интересны
Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше;

Особенности поведения детей на дорогеРебёнок до 8 лет плохо распознаёт источник звуков, не всегда может определить направление,

Слайд 10Особенности поведения детей на дороге
Реакция на опасность у ребёнка значительно замедленная.

У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 – 1 сек. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды.
Особенности поведения детей на дорогеРеакция на опасность у ребёнка значительно замедленная. У взрослого пешехода на то, чтобы

Слайд 11стремление подражать взрослым;
недостаток знаний об источниках опасности;
отсутствие способности отделять

главное от второстепенного;
переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
неадекватная реакция на сильные резкие раздражители

Особенности поведения детей на дороге

стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; отсутствие способности отделять главное от второстепенного; переоценка своих возможностей

Слайд 12Особенности поведения детей на дороге
Ребёнок не может на бегу сразу остановиться,

поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием.
Чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, ребёнку 7-ми лет требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды
Особенности поведения детей на дорогеРебёнок не может на бегу сразу остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует

Слайд 13Особенности поведения детей на дороге
Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение

на дороге.
Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично.
Особенности поведения детей на дорогеРебёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким

Слайд 14Психологические особенности детей дошкольного возраста
Ведущая деятельность- игровая.
Дошкольник плохо ориентируется в

дорожной обстановке: внимание легко отвлекаемое, непроизвольное, восприятие непосредственно. Ребенка интересуют только то, что эмоционально окрашено.Поэтому на дорогах его привлекают не те машины, которые несут опасность, а яркие и привлекательные.
Психологические особенности детей дошкольного возрастаВедущая деятельность- игровая. Дошкольник плохо ориентируется в дорожной обстановке: внимание легко отвлекаемое, непроизвольное,

Слайд 15
У дошкольников органы зрения находятся на стадии формирования. Они часто

смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение».
Ребенок может неожиданно ринуться вперед или изменить направление своего движения на 180°, совершить прыжок в сторону, чтобы, например, не попасть в лужу.
В рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно посмотреть в сторону, а это, в свою очередь, может привести к непроизвольному изменению движения, что бывает опасно чреватыми последствиями .

 

Дети дошкольного возраста :

У дошкольников органы зрения находятся на стадии формирования. Они часто смотрят лишь в одном направлении, у

Слайд 16
 
Дети дошкольного возраста :
Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При

приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

Рост ребенка — серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз в возрасте 3 лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет — около 110 см, но из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям.


 Дети дошкольного возраста :Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он

Слайд 17
 
Дети дошкольного возраста :

В 6 лет ребенок зачастую еще не

способен точно определить источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.

 Дети дошкольного возраста :В 6 лет ребенок зачастую еще не способен точно определить источник звука. В

Слайд 18Психологические особенности детей младшего школьного возраста
7 – 10 лет

Психологические особенности детей младшего школьного возраста7 – 10 лет

Слайд 19Психологические особенности детей младшего школьного возраста:
Затруднения в ориентации. Затруднение обзора в

сложной обстановке; затруднение при переходе через дорогу (переориентация середине проезжей части); столкновение с другими пешеходами на переходе.
Сужение внимания. Слежение за сигналами светофора в ущерб наблюдению за транспортными средствами; не обращается внимание на поворачивающие транспортные средства.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста: Затруднения в ориентации. Затруднение обзора в сложной обстановке; затруднение при переходе

Слайд 20Психологические особенности младшего школьника:
В начальной школе постепенно происходит развитие произвольного внимания

учащихся, что тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.
Психологические особенности младшего школьника: В начальной школе постепенно происходит развитие произвольного внимания учащихся, что тесно связано с

Слайд 21Психологические особенности младшего школьника: :
 Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в течение

30—35 минут.
А вот дети 3-х классов могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление. Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.
К окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется
Психологические особенности младшего школьника: :  Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в течение 30—35 минут. А вот дети

Слайд 22Психологические особенности младшего школьника:
Недостаток информации. Незнание возможностей поведения окружающих участников дорожного

движения.
Неуверенность или нерешительность.
Неоднозначное поведение на пешеходном переходе типа «зебра»; движение вперед и назад (медленное завершение перехода в момент переключения желтого на красный свет).
Трудности взаимопонимания с другими участниками дорожного движения.
Психологические особенности младшего школьника:Недостаток информации. Незнание возможностей поведения окружающих участников дорожного движения.Неуверенность или нерешительность. Неоднозначное поведение на

Слайд 23Психологические особенности детей младшего школьного возраста
К 7-ми годам

у ребенка увеличивается возможность тормозных реакций. Слово взрослого и собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение.
Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными. На возраст 8-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. На переменах они стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроках бурной двигательной активностью, что обусловлено их физиологическими потребностями.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста   К 7-ми годам у ребенка увеличивается возможность тормозных реакций.

Слайд 24Психологические особенности детей младшего школьного возраста
В этом возрасте

дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребенка недостаточно ловки, точны и координированны. 
Психические процессы приобретают характер произвольности – ребёнок научается управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени своими эмоциями и воображением.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста   В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп

Слайд 25Психологические особенности детей младшего школьного возраста
В младшем школьном

возрасте идет совершенствование восприятия сюжетной картинки (причинно-следственная связь, логическая операция). Немецкий психолог В. Штерн выделил три стадии восприятия детьми картинки: — перечисление (от 2 до 5 лет), — описание (от 6 до 9—10 лет), — интерпретация или объяснение (после 9—10 лет). Таким образом, с 9-10 лет детям доступно более высокое восприятие, объяснение, толкование.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста   В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятия сюжетной картинки

Слайд 26Психологические особенности детей младшего школьного возраста
У младших школьников более

развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. В начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но необходимо развивать логическую память: запоминанию логически связанных значений.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста  У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше

Слайд 27Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Недостатки памяти: неумение организовать процесс

запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.
У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием. Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста Недостатки памяти: неумение организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания

Слайд 28Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Недостатки памяти: неумение организовать процесс

запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.
У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием. Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста Недостатки памяти: неумение организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания

Слайд 29Развитие личности младшего школьника

зависит от школьной успеваемости,
оценки ребёнка взрослыми,
сильно

подвержено внешнему влиянию.
закладывается фундамент нравственного
поведения,
Начинает формироваться общественная направленность личности.
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми,сильно подвержено внешнему влиянию. закладывается фундамент нравственного

Слайд 30Развитие личности младшего школьника
Младшие школьники импульсивны. (Склонны незамедлительно действовать под

влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам).
Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Развитие личности младшего школьника Младшие школьники импульсивны. (Склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав

Слайд 31Таким образом, у детей младшего школьного возраста:
Сохраняется эмоциональность восприятия, образность мышления,

внимание неустойчиво, легко отвлекаемое
появляется способность к самоорганизации, самостоятельности (при переходе ребенком проезжей части улицы),
возрастает восприимчивость к правилам поведения на улице.
происходит усвоение моральных норм и правил поведения

.


Таким образом, у детей младшего школьного возраста:Сохраняется эмоциональность восприятия, образность мышления, внимание неустойчиво, легко отвлекаемоепоявляется способность к

Слайд 32Психологические особенности детей подросткового возраста
10-11 лет – 14 - 15 лет
Ведущая

деятельность – интимно-личностное общение,
Функциональное состояние ЦНС неустойчивое, повышена возбудимость, отвлекаемость внимания, вероятность попадания в ДТП.
Труднее вырабатываются навыки правильного поведения на дороге. Поэтому воспитательные мероприятия по профилактике ДТП эффективнее проводить до наступления подросткового возраста.
Психологические особенности детей подросткового возраста10-11 лет – 14 - 15 летВедущая деятельность – интимно-личностное общение,Функциональное состояние ЦНС

Слайд 33Соотношение психологии младших подростков и причин ДТП

Соотношение психологии младших подростков и причин ДТП

Слайд 34Соотношение психологии младших подростков и причин ДТП

Соотношение психологии младших подростков и причин ДТП

Слайд 35Соотношение психологии старших подростков и причин ДТП

Соотношение психологии старших подростков  и причин ДТП

Слайд 36Проведение занятий для детей дошкольников и младших школьников с учётом возрастных

особенностей

Изучение правил дорожного движения с использованием наглядности:
показ учебных видеофильмов, мультфильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ
проведение учебных экскурсий;
Составление алгоритма перехода через дорогу,



Проведение занятий для детей дошкольников и младших школьников с учётом возрастных особенностей    		Изучение правил

Слайд 37Проведение занятий для детей дошкольного и младшего школьного возрастов с учётом

возрастных особенностей




Для лучшего запоминания правил можно использовать момент товарищеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, наклейку, звездочку в тетради, хорошую отметку. 

Проведение занятий для детей дошкольного и младшего школьного возрастов с учётом возрастных особенностей    		Для

Слайд 38Как правильно объяснять правила дорожного движения детям

Использование яркого, красочного, легко запоминающего

материала, стихов
 

Как правильно объяснять правила дорожного движения детямИспользование яркого, красочного, легко запоминающего материала, стихов  

Слайд 39 Как правильно объяснять правила дорожного движения детям :
Осмысливайте материал , пересказывайте правила

и повторяйте их в разных формах,
  Пути осмысливания материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана. Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин.
Если нет иллюстраций, то можно лишь называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: «О чем говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное?».



Как правильно объяснять правила дорожного движения детям : Осмысливайте материал

Слайд 40 Как правильно объяснять правила дорожного движения детям :
Осмысливайте материал , пересказывайте правила

и повторяйте их в разных формах,
  Пути осмысливания материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана. Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно лишь называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: «О чем говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное?».



Как правильно объяснять правила дорожного движения детям : Осмысливайте материал

Слайд 41 Как правильно объяснять правила дорожного движения детям :
Проиграйте правила, проведите обучающую экскурсию

через дорогу,
Говорите необходимости
и важности осознаваемой информации
( быть здоровым, сохранить
жизнь себе и другим)




Как правильно объяснять правила дорожного движения детям : Проиграйте правила,

Слайд 42 Как правильно объяснять правила дорожного движения детям
Опирайтесь на

все каналы восприятия информации:

аудиальный (ребёнок услышал иинформацию),
визуальный (схемы, плакаты, фильмы ),
кинестетический ( записали правила, проговорили, сыграли сценку перехода через дорогу и пр.),





Как правильно объяснять правила дорожного движения детям

Слайд 43

ПРИМЕРЫ:


Правило.    Остановись на тротуаре возле проезжей части дороги.
Комментарий: обязательно «стой!». Всегда нужна остановка, пауза для наблюдения и оценки обстановки. Никогда не выходите, не выбегайте «с ходу»!


Слайд 44


ПРИМЕРЫ:


Правило.
Осмотрись и прислушайся - нет ли машин.
Комментарий: «осмотрись»

- значит с поворотом головы и вправо, и влево. «Прислушайся» - значит выбрось из головы посторонние мысли и помни, что машина может быть СКРЫТА
ПРИМЕРЫ:Правило. Осмотрись и прислушайся - нет ли машин. Комментарий: «осмотрись» - значит с поворотом головы и

Слайд 45 ПРИМЕРЫ:


Правило. Если видишь приближающуюся машину, дай ей проехать. Снова посмотри по

сторонам.
ВСЕГДА ДАЙ ПРОЕХАТЬ – даже машина едет медленно, за ней может быть скрыта другая. Снова посмотри по сторонам , потому что проехавшая машина может скрывать за собой встречную, пока проезжала одна, могли появиться другие.

ПРИМЕРЫ:Правило. Если видишь приближающуюся машину, дай ей проехать. Снова посмотри по сторонам. ВСЕГДА ДАЙ ПРОЕХАТЬ –

Слайд 46Направления работы с детьми по профилактике ДТП:
Информационное – обучение детей Правилам

дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
Направления работы с детьми по профилактике ДТП:Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по

Слайд 47Заключение
начиная с дошкольного учреждения нужно формировать, развивать, прививать детям навыки безопасного

поведения на улице и дорогах (для дошкольников - в игровой форме, опираясь на конкретно-образное мышление);
обучение и воспитание младших школьников основам безопасности дорожного движения, особенно с 9-10 лет, наиболее эффективно
развитие сети новых творческих объединений детей и подростков по изучению ПДД ;
воспитание законопослушных (ответственных за своё поведение) и дисциплинированных участников дорожного движения.
профессиональная ориентация детей и подростков на выбор профессии водителя автотранспортного средства или сотрудника ГИБДД

Заключениеначиная с дошкольного учреждения нужно формировать, развивать, прививать детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах (для

Слайд 48Развивающие задачи

развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;
развитие самостоятельности и

умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.
Развивающие задачиразвитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в

Слайд 49Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 50Используемые ресурсы:
deti.gibdd.ru
Вашкевич А.В., Толочко Е.И., Исхаков М.М. Профилактика детского дорожно-транспортного

травматизма в образовательных учреждениях. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта» 2012.

Используемые ресурсы:  deti.gibdd.ruВашкевич А.В., Толочко Е.И., Исхаков М.М. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях. СПб:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть