Слайд 1Психологическая диагностика
и коррекция тревожности
у обучающихся образовательных организаций
Слайд 2Тревожность (Л.Ф. Бурлачук,
С.М. Морозов)
индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся
в склонности человека
к частым
и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения
Слайд 3Тревожность (А.В. Басов)
склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения
реакции тревоги
Слайд 4Тревожность (А.М. Прихожан)
переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия,
с предчувствием
грозящей опасности
Слайд 5Тревожность (Р.С. Немов)
постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние
повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях
Слайд 6Причины возникновения тревожности у детей
Субъективные причины:
причины информационного характера, связанные
с неверным представлением о предстоящем событии;
причины психологического характера
Объективные причины:
нарушения психики;
утомление;
экстремальные условия;
беспокойство по поводу здоровья;
влияние фармакологических средств и других препаратов
Слайд 7
Виды тревожности
(Ч. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)
ситуативная тревожность – тревожность, порожденная некоторой
конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство;
личностная тревожность - личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.
Слайд 8Виды тревожности (А.М. Прихожан)
учебная тревожность – тревожность, возникающая в ситуациях, связанных
с процессом обучения;
самооценочная тревожность – тревожность, возникающая в ситуациях, требующих оценки себя;
межличностная тревожность – тревожность, проявляющаяся в ситуациях общения с другими людьми (взрослыми, сверстниками).
Слайд 9Виды частной тревожности как формы выражения общей тревожности у детей
оценочная (экзаменационная)
тревожность (В.А. Доскин, Х. Хекхаузен);
межличностная тревожность (В.Р. Кисловская);
компьютерная тревожность (О.В. Доронина, А.О. Прохоров);
соревновательная тревожность (Ю.Л. Ханин);
школьная тревожность (А.М. Прихожан,
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова).
Слайд 10Школьная тревожность
форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка, выражающаяся
в волнении, повышенном беспокойстве
в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников
Слайд 11Причины школьной тревожности
у детей
эмоциональное нежелание учиться;
недостаток интеллектуального развития наряду с
желанием учиться;
характерологические особенности (впечатлительность, застенчивость);
семейные проблемы;
противоречивые требования с стороны родителей и др.
Слайд 12Критерии определения тревожности
по поведению ребенка
(П. Бейкер, М. Алворд)
постоянное беспокойство;
трудность,
иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
мышечное напряжение (в области лица, шеи);
раздражительность;
нарушения сна.
Слайд 13Форма тревожности
особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в
характеристиках поведения, общения и деятельности
Слайд 14Формы тревожности (А.М.Прихожан)
1. Открытая тревожность - сознательно переживаемая
и проявляющаяся в
деятельности в виде состояния тревоги:
острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, дезорганизующая деятельность ребенка;
регулируемая и компенсируемая тревожность;
«культивируемая» тревожность (в подростковом возрасте).
2. Скрытая тревожность - в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения: «неадекватное спокойствие» (компенсаторно-защитная реакция), уход из ситуации.
3. Замаскированная тревожность - способ регуляции
и компенсации тревоги, один из механизмов защиты.
Слайд 15Особенности тревожных детей
(А.М. Прихожан)
повышенная чувствительность к социальным сравнениям;
переживание неуспеха даже
при отсутствии достаточных оснований для этого;
неудовлетворенность своими достижениями;
запоминание неудач надолго;
ориентация на внешнюю оценку;
неумение самостоятельно оценить свои действия
Слайд 16Методики для диагностики тревожности у обучающихся
Тест школьной тревожности Филлипса;
Шкала тревожности А.
Кондаша;
«Шкала явной тревожности для детей CMAS
(The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale), A.Castaneda, B.R. McCandless, D.S. Palermo;
«Проективная методика для диагностики школьной тревожности» (А.М. Прихожан);
Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина)
Слайд 17Направления работы
педагога-психолога
по коррекции тревожности
у обучающихся
обучение ребенка умению управлять
своим поведением в конкретных ситуациях;
развитие коммуникативных навыков;
повышение самооценки;
снятие мышечного напряжения.
Слайд 18Игры и упражнения
для коррекции тревожности у детей
игра «Изобрази предмет» (А.В.
Микляева);
игра «Дракон» (Н.Л. Кряжева);
«Аквариум» (Т. Зинкевич-Евстигнеева);
упражнение «Корабль и ветер» (Е.К. Лютова,
Г.Б. Монина);
упражнение «Подарок под елкой» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина);
упражнение «Покажи чувство руками»
Слайд 19Игры и упражнения
для коррекции тревожности
у подростков
упражнение «Утро школьника»;
упражнение «Зеркало»;
упражнение
«Автобус»;
игра «Болото» (М. Р. Битянова);
упражнение «Я после школы» (А.В.Микляева);