Слайд 1Психолог и семья:
активные формы и методы
взаимодействия
Психолог: Щибунова Н. С.
Слайд 2В работе с родителями мы учитывали основные принципы:
1. Безусловной ценностью признается
каждый человек в своей индивидуальной уникальности.
2. Психологическое качество или свойство человека может быть понято как ресурс его развития, поскольку каждое психологическое явление полезно для решения различных задач и ситуаций.
3. Различные психологические затруднения (например ЗПР или ненормативное поведение) не есть негативное качество или свойство человека, а лишь недостаток какого-то ресурса,
4. Повышение возможностей человека в обучении, в принятии решений, в средствах достижения поставленных целей, в отношениях с другими людьми с использованием психологической коррекции, которая вовсе не является процедурой переделки человека, а лишь дополняет его теми ресурсами, которые еще необходимы.
5. Психическое воздействие производится под знаком заботы о личностном росте или же с сохранением перспективы такого роста каждого.
Слайд 3Цель:
Достижение оптимального уровня взаимодействия школы и семьи через созданную
систему сотрудничества и партнерства.
Слайд 4Основные задачи.
Разработать и внедрить в практику школы разнообразные формы и методы
взаимодействия с семьей.
Способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс школы.
Апробировать методики диагностического исследования и адаптационной карты.
Повышение педагогической культуры родителей.
Объединение интересов семьи и школы в вопросах воспитания детей.
Создание условий для психофизического благополучия детей в школе
Слайд 5Для осуществления поставленных целей были разработаны следующие этапы работы:
1. подготовить материально-техническую
базу, изучить аналогичный опыт работы.
2. диагностировать родительские качества и стили воспитания в семье; организовать совместную с родителями работу по внедрению методов сотрудничества семьи и школы; искать оптимальные пути и разрабатывать модель взаимодействия с семьей.
3. количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы
4. представлять опыт по итогам работы, проводить обучающие семинары
Слайд 6
В рамках работы над проектом была организована «Школа родителей», где родители
могли прослушать цикл лекций и бесед на интересующие их темы, приглашались специалисты детской поликлиники.
Выявив низкий уровень знаний и опыта родителей по вопросам развития и воспитания детей, мы поставили перед собой задачу вовлечь семьи в образовательный процесс.
Слайд 7В ходе работы нами были продуманы как традиционные, так и нетрадиционные
формы взаимодействия с родителями.
Наиболее удачными, нам показались такие формы как:
- «Школа родителей».
- Дни открытых дверей.
- Консультации.
- Родительские собрания
- Совместные занятия родителей и детей
Слайд 8Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, учителя и психолога мы
можем эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.
Слайд 9Свою работу стараемся строить с помощью алгоритма взаимодействия психолога и учителя:
1
. Наблюдение учителя за семейным воспитанием.
2. Изучение личностных особенностей родителей
3. Обращение учителя и родителя к психологу.
4. Собеседование с родителями и получение согласия на участие в родительской группе.
5 . Создание родительской группы.
6. Проведение семинара - тренинга.
7. Отслеживание учителем продвижений родителей.
8. Индивидуальные консультации.
Слайд 10
Эта работа направлена на изменение родительских установок и овладение родителями адекватной
моделью общения с ребенком, повышение сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, способность
изменить их личностные черты в конструктивном направлении.
Слайд 11Техники установления позитивных отношений с родителями.
Слайд 12Приемы установления контакта
Контакт зависит от того, что мы говорим и как
мы себя держим, каждое движение - слово в языке жестов.
Очень важно, чтобы тело, взгляд мимика были максимально открыты, располагали к доверию.
Деликатность, умение держать дистанцию – непременное условие плодотворного общения.
Важна организация пространства.
Слайд 13Расположение участников друг против друга
Если мотивом общения выступает соперничество. Предстоит обсуждение,
участники которого придерживаются противоположных точек зрения .
Слайд 14Сотрудничество.
Люди садятся рядом, вполоборота.
Слайд 15Треугольник.
Такое расположение эффективно при обсуждении вопросов требующих равного вклада, когда необходимо
прийти к общему мнению, организовать диалог. В центре – психолог, выполняющий функцию посредника.
Слайд 16Круглый стол
Используется для обсуждения проблем, требующих выражения мнения, организации дискуссии. Все
участники находятся в равном положении.
Слайд 17Присоединение.
Умение говорить с родителями, просто, не перегружая информацию специальной терминологией.
Слайд 18Психологический практикум
«Эмоциональные аспекты взаимоотношений психолога с родителями»
Классификация типов родителей:
Позитивно
ориентированные
Союзники
Манипуляторы
Равнодушные
Деструктивные
Слайд 19 Родительское собрание «Давайте будем учиться вместе со своими детьми»
Раньше,
чем вы начнёте воспитывать своих детей, проверьте ваше
собственное воспитание (А. С. Макаренко).
Слайд 20Цели:
1. Показать родителям необходимость активного участия в формировании личности ребенка
2. Предоставить
родителям информацию о возможной помощи детям с нарушениями в общении
3. Выработать правила действий, рекомендации для родителей по ликвидации причин неуспеваемости ребенка, по развитию определенных навыков и умений
Слайд 21В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого
родители должны помочь своему ребенку:
- Вырабатывайте у него положительную самооценку.
- Верьте в своих детей, цените их.
- Прививайте им навыки общения.
- Как можно чаще разговаривайте с ними, выслушивайте их мнение.
- Можете выражать свое недовольство по поводу отдельных действий ребенка, но не самим ребенком.
Слайд 22Памятка родителям
Правила, которые помогут в ликвидации неуспеваемости ребенка.
1. Не стоит наказывать
ребенка за «двойку», ведь оценку своих знаний он уже получил, дважды за одно и то же не наказывают. Ребенок ждет от своих родителей помощи, а не упреков.
2. Покажите, что вы расстроены его отметкой , чтобы ребенок понял, что заставил вас переживать.
3. Расспросите ребенка о причине получения неудовлетворительной отметки. Выслушайте все его доводы. Не выражайте недоверия к его версии получения плохой отметки, но в то же время попробуйте убедить его, что в этом в большей степени виноват он сам, а не учитель, не сосед по парте и т.д.
4. Разберите вместе этот вопрос (упражнение, задание, задачу), за который получена «двойка».
5. Обязательно контролируйте выполнение домашнего задания, делайте это в системе.
6. Интересуйтесь успехами ребенка.
7. Помните о правиле не скупиться на похвалу!
8. Никогда не пытайтесь взять с ребенка обещание, что он больше никогда не будет получать «двойки».
9. Ставьте перед ребенком предельно конкретные задачи, решаемые и реальные. Не искушайте ребенка невыполнимыми целыми, не толкайте на путь заведомого вранья.
Только вместе с родителями ребенок сможет исправить свои неудовлетворительные отметки. Для этого необходимо терпение, контроль, похвала, сотрудничество с учителем.
Слайд 23Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
1. Твердо установите время начала занятий.
Благодаря этому у ребенка вырабатывается привычка к назначенному часу садиться за уроки, появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе.
2. Разумно определите соотношение времени, отводимого на уроки, прогулку, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
3. Определите постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой.
4. Главное правило – начинать работу сразу, не откладывая и не оттягивая.
5. Работа должна идти в хорошем темпе.
6. Необходимо наличие перерывов.
Только вместе с родителями ребенок сможет научиться выполнять домашние задания, приучиться к самодисциплине. Для этого необходимы : терпение, контроль, похвала, разумная требовательность, заинтересованность.
Слайд 24Как привить интерес к чтению
1. Пусть дети видят, что вы сами
читаете с удовольствием: цитируете, смеетесь, зачитываете отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
2. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.
3. Развлекайте себя чтением, вместо того, чтобы смотреть телевизор.
4. Покупайте книги, дарите их ребенку и другим членам семьи.
5. пусть дети сами выбирают себе книги (в библиотеке, в магазине).
6. Создавайте вместе с ребенком домашнюю библиотеку (например, книги о динозаврах или о космических путешествиях).
7. Постоянно спрашивайте у детей мнение о книгах, которые они читают.
8. Поощряйте чтение вашим ребенком любых материалов периодической печати.
9. Разгадывайте с детьми кроссворды, дарите их.
10. Выделите в доме специальное место для чтения, создайте уют.
11. Давайте детям читать короткие рассказы.
12. Поощряйте чтение вслух, когда это только возможно, чтобы развить у ребенка навык чтения и уверенность в себе.
Только вместе с родителями ребенок сможет научиться читать. Для этого необходимы : терпение, похвала, разумная требовательность, родительская заинтересованность.
Слайд 25Актуальной проблемой во все времена была проблема взаимоотношений между детьми и
родителями. Успешность ребенка во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его. Взрослым необходимо всегда помнить, что каждый человек только сам может прожить свою собственную жизнь. Никто за него не сможет этого сделать. Поэтому давайте не будем стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
Помогать – да! Направлять – да!