Слайд 1Психофизиологические и возрастные причины суицидального поведения среди детей и подростков
»
“Суицидальный человек
помещает свой психологический скелет в шкафу у оставшихся в живых близких”.
Эдвин Шнейдман
Слайд 2Статистика суицида
С начала 19 века наблюдается постоянное и равномерное возрастание статистики
самоубийств во всех странах мира.
По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 000 000 человек.
По прогнозам, к 2020 ежегодно будут кончать самоубийством 1 500 000 человек.
Слайд 3Статистика суицида
Официальная статистика суицида значительно отличается от реальных цифр (приблизительно в
4 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи суицида. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых "смертей от несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, автомобильные аварии с одной жертвой, падение с высоты и т.д) на самом деле являются суициды. Также никто ни фиксирует неудачные попытки суицида, число которых по разным оценкам в 10-20 раз больше, чем законченных самоубийств.
Слайд 4Статистика суицида
ВОЗ насчитывает 800 причин самоубийств. Из них:
41% - неизвестны
19% -
страх перед наказанием
18% – душевная болезнь
18% - домашние огорчения
6% - страсти
3% денежные потери
1,4% - пресыщенность жизнью
1,2% - физические болезни.
Когда видишь такие точные цифры возникает естественный вопрос - если часто сам человек, идущий на самоубийство не может осознать причину, то откуда это настолько точно известно тем, кто составляет статистику? Самоубийство - последний шаг, к которому привели множество причин, и каждая причина, в свою очередь, является следствием бесчисленного множества других причин.
Слайд 5Особенности суицидального поведения детей и подростков
Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя
эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни).
Суицидальное поведение у детей до 5 лет встречается крайне редко.
У младших школьников, в основном после 9 лет, уже наблюдается суицидальная активность. В 80% случаев их источником являются внутрисемейные конфликты.
Слайд 6Особенности суицидального поведения детей и подростков
На разных этапах подросткового возраста —
раннем (12–14 лет), среднем (15–16 лет) и старшем (17–18 лет) существуют свои особенности формирования и проявления девиантного поведения, связанные со спецификой физиологии, психологии, личностными и поведенческими индивидуальными качествами.
Слайд 7Особенности суицидального поведения детей и подростков
В младшем подростковом возрасте суицидальные проявления,
как правило, не планируются заранее, попытки самоубийства совершаются при помощи первых попавшихся под руку средств, в ситуациях угрозы наказания.
В средней возрастной группе суицидальные проявления характеризуются демонстративными самоповреждениями, попытками, имеющими целью отомстить обидчику, наказать окружающих. Часты попытки суицида в состоянии аффективного* напряжения, в кульминационные моменты конфликта, и медицинские последствия таких покушений часто бывают тяжелыми.
Слайд 8Причины самоубийств у подростков:
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под
влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, "которые потом пожалеют", в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой.
Слайд 9Факторы риска суицидальных попыток:
алкоголизм и психические расстройства родителей;
самоубийства родителей и
родственников;
сиротство;
неполная — деформированная или распавшаяся семья;
неправильное воспитание — авторитарное, в условиях беспрекословного подчинения старшим, запреты, наказания, жестокое обращение, недостаточная или избыточная опека;
психические травмы — школьные и другие;
утрата престижа среди сверстников;
употребление психоактивных веществ;
врожденные физические дефекты и связанные с этим тяжелые переживания;
врожденные заболевания психики (умственная отсталость, эпилепсия, шизофрения и др.).
Слайд 10Причины самоубийств у подростков:
Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых
Резкое повышение общего ритма жизни
Социально-экономическая дестабилизация
Алкоголизм и наркомания среди родителей
Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие
Алкоголизм и наркомания среди подростков
Неуверенность в завтрашнем дне
Отсутствие морально-этических ценностей
Потеря смысла жизни
Низкая самооценка, трудности в самоопределении
Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни
Безответная влюбленность
Слайд 11Признаки, свидетельствующие о наличии риска суицида у подростка:
Эмоциональные
Чувство беспомощности, безнадежности, собственной
малозначимости, растерянности. Чувство переживания горя. Депрессия (сниженное настроение, нарушение сна, отгороженность). Ощущение поражения, неудачи, вины.
Словесные
Самообвинения. Высказывания о собственной беспомощности, о желании умереть. Прощание. Сообщения о конкретном плане самоубийства.
Поведенческие
Внезапные изменения поведения. Прогулы уроков. Отдаление от близких. Совершение опрометчивых поступков. Приобретение средств для совершения суицида, литературы о суицидах. Пренебрежение своим внешним видом. Туннельное (суженное) сознание.
Слайд 12Модель суицидальной профилактики
Первичная
Вторичная
Четвертичная
Третичная
Профилактика суицида
Профилактика суицида- это
целенаправленный процесс, который складывается из четырех уровней профилактики
Слайд 131. Первичная профилактика
Создание эффективной модели взаимодействия школы и семьи
Организация внеклассной
воспитательной работы
Создание здоровой среды в школе
Создание общих школьных программ психического здоровья
Content Title
Цель - повышение групповой сплоченности в школе
Слайд 14Второй уровень
Мероприятия
Диагностика
суицидального поведения
Индивидуальные и групповые занятия по социальной поддержке, повышению самооценки
Цель: выделение групп суицидального риска, сопровождение детей и их семей с целью предупреждения самоубийств
Слайд 15Третий уровень профилактики
Оценка риска самоубийства
Мероприятия
Оповещение родителей, учителей,
запрос помощи медучреждения
Слайд 16Профилактика суицида- это совместная работа
Title
Учителя
Психолог,
соц.педагог
Родители
Сверстники
Участковый
Слайд 17Четвертый уровень профилактики
Глубинная психотерапевтическая
коррекция
Оказание экстренной первой
помощи
Снятие стрессового состояния
у
очевидцев происшествия
Мероприятия
Цель- снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов
Слайд 18Антисуицидальные методы,
помогающие в профилактической работе
Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими
фразами. Дайте возможность
высказаться, внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным,
обидам и жалобам.
Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.
Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженное сознание,
оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.
Напоминание о значимых для него людях.
Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего.Нет
ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня - «Нет»,
завтра-«Да».
Прием взвешивания - что сегодня плохо, что сегодня хорошо.
Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение
красок, накручивание).
Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя
с самим собой).
Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь,
когда то, у тебя было... То есть рациональное внушение уверенности.)
Слайд 19
"Жизнь прекрасна! Мы голосуем за жизнь!"