Слайд 1 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Санаторно-лесная школа»
Выполнила: Воспитатель- Зареева Н.Н.
2013г.
Презентация методической разработки раздела
воспитательной программы
Слайд 2
Программа по формированию экологической культуры личности младших школьников
«Родничок»
Слайд 3Актуальность
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором
развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности (ФГОС второго поколения).
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
Слайд 4личностная культура
Нравственное
Правовое
Патриотическое
Краеведение
Формирование
навыков
здорового образа
жизни
Развитие
творчества
Экологическое
воспитание
Трудовое
Этикет и культура общения
Эстетическое
Слайд 5Программа «Родничок» основывается на принципах.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру —
ведущий метод нравственного воспитания
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Слайд 6
Новизна программы «Родничок»
Содержание рассматривает вопросы, формирующие
у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Основная идея программы
Внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Слайд 7
Цели программы «Родничок»
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом
(формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы
Обучающие
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Слайд 8
Программа экологического кружка «Родничок» способствует формированию у младших
школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Слайд 9
Планируемые результаты освоения обучающимися воспитательной программы экологического кружка «Родничок»
Слайд 10Уровни результатов освоения программы
Первый уровень результатов освоения программы «Родничок» будет: духовно-нравственные
приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выходы на природу с маршрутными наблюдениями, экологические КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации экологических проектов в рамках школы.
Слайд 11Использование воспитательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников
В связи
с особенностями содержания программы экологического кружка «Родничок», задачами, решаемыми в процесс формирования экологических знаний, различают
следующие организационные формы изучения природы младшими школьниками:
занятия в помещении (КАБИНЕТЕ) , экскурсия, внеклассная работа.
Содержание программы экологического кружка «Родничок» предполагает
следующие виды деятельности:
познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, коллективные творческие дела, природоохранные акции,, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Слайд 12Методы работы
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и
корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности, например :
беседа (с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме)
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся:
Задания и задачи направленные на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы :
метод рассказа, метод наблюдения, словесные методы, этические беседы, творческая дискуссия, задачи, экологические ситуации
Если данные методы будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности детей и с учетом природных условий, то педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Слайд 13Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 класс
Опросный
лист №1 «Что я знаю о природе».
2 класс
Тест «В ГОСТИ К ОСЕНИ»
Тест «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ»
Тест «В ГОСТИ К ЗИМЕ»
Тест «В ГОСТИ К ВЕСНЕ
Тест «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ»
3 класс
Тест «ПОЧЕМУ МЫ ЧАСТО СЛЫШИМ СЛОВО ЭКОЛОГИЯ?»
Тест « ВОДА»
Тест «ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА»
Тест «ПРИРОДА МОЕГО КРАЯ»
Тест «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ!»
4 класс
Опросный лист «Природа благодарит и сердится
Тест «НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА»
Тест «ПОВЕРХНОСТЬ И ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ»
ТЕСТ «КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ?»
Тест «КАКАЯ БЫВАЕТ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
Слайд 14 Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей
1.Экологический светофор
С помощью этой методики можно развивать:
представления детей о рациональном взаимодействии человек с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности
умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно)
расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.
2 .«Радости и огорчения»
С помощью данной методики выявляется место природы в системе ценностных ориентаций младших школьников.
Методика опирается на проведение прогулки в природу.
После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, каждый ребенок получает карточку с двумя вопросами
Предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе
Предупреждает об осторожности, чтоб как можно меньше нанести вреда природе
Запрещает действия, принос
Запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей
Разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным
Примеры рисунков-заданий:
3. «Письмо зеленому другу»
Методика помогает не только определить
готовность учащихся начальных классов
помогать природе и заботиться о ней
но и развивает у них чувство сострадания
сопереживания представителям
растительного и животного мира
1. рисование с натуры 2. бытовые отходы в реке
3. выхлопные газы автомобилей 4. рубка леса
4. Методика по выявлению уровней сформированности экологических знаний у обучающихся ( Л.П.Симоновой)
5. Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру.
( Н.С.Жестовой)
Слайд 16 Тематический план основных мероприятий 3 класс
Все занятия были разработаны и
проведены в соответствии с выдвинутыми нами ранее условиями успешного процесса формирования экологических понятий младших школьников: учёт возрастных особенностей младших школьников, межпредметные связи, внеклассная работа.
Слайд 17Тестовая работа
1 вопрос «Что такое экология?»
ответ
А (наука о погоде)
ответ Б (наука о живой природе)
ответ В (наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой)
2 вопрос «Что такое окружающая среда?»
3 вопрос «Что такое заповедник?»
4 вопрос «Что такое национальный парк?»
5 вопрос «Что такое экологическая безопасность?»
6 вопрос «Какие из перечисленных действий человека относятся мерам по охране природы?» (Возможно несколько вариантов)
7 вопрос «Что такое Красная книга?»
8 вопрос «Есть Красная книга ли Нижегородской области?»
9«При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?»
10 задание «Закончи предложения: Главные составные части воздуха – азот, кислород, _______________. В воздухе бывают различные ________________ , например, дым, сажа, пыль.»
11 задание «Что произойдет, если в цепи питания «рожь-мышь-лисы» люди уничтожат лис?»
12 задание «Прочитайте рассказ школьников о своем походе. Найдите и подчеркните ошибки в их поведении»:
Слайд 18Уровень сформированности экологических понятий обучающихся
Источниками информации явились работы учеников, ответы на
вопросы тестовой работы, а также результаты непосредственных наблюдений за поведением детей в природе, их взаимоотношений с ней.
2 класс
1 ученик (5%) имеет высокий уровень сформированности экологических понятий,
3 ученика (15%) – средний уровень,
остальные 16 учеников (80%) - низкий уровень сформированности экологических понятий.
3 класс
15 учеников (75%, было 5%) имеют высокий уровень сформированности экологических понятий,
5 учеников (25%, было 15%) – средний уровень,
низкий уровень сформированности экологических понятий не имеет никто (было 80%).
Слайд 20Выводы
Результаты данного исследования показали, что у детей группы
3 класса произошли существенные изменения в сформированности экологической культуры , характере отношения к природе.
Младшие школьники стали осознавать ценность объектов природы. Показательно, что доля природных объектов среди «значимых других» у обучающихся возросла. Поскольку природные объекты открываются младшим школьникам как субъекты, дети начинают чувствовать их самоценность, а это приводит к формированию «субъективной установки», являющейся основой экологически правильного отношения, изменилась позиция детей во взаимодействии с природой, которая характеризовалась доброжелательностью и эмоциональной отзывчивостью, интересом к растениям, животным, желанием и готовностью осуществлять деятельность на гуманной основе. Это стало возможным при систематической и целенаправленной работе по формированию экологических понятий у обучающихся младших классов.
Работа по данной проблеме способствовала формированию устойчивого интереса и привязанности к родному краю, положительной мотивации в общественно-полезной деятельности по сохранению природы родного края.
Как показывают результаты анкетирования, у обучающихся сформировались первичные навыки правильного поведения в природе, выросли патриотические чувства и социальная активность. Поступки учеников, усвоивших нормы и правила экологического поведения, по отношению к природе стали гармоничными с ней, ребята почувствовали себя частью природы. Они не остаются равнодушными созерцателями, а стараются внести посильный вклад в дело охраны природы.
Ребята внимательно стали относиться к природе родного края, их заинтересовали растения, животные, взаимосвязи в природе.
Слайд 21 Список литературы
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских
школьников. - М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
Список литературы для обучающихся
Основная литература
1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.
Дополнительная литература
1.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.
2.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.
3.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.