Слайд 1Государственное образовательное учреждение Ярославской области
«Пошехонская школа-интернат»
Программа занятий по социальному закаливанию
обучающихся 2
класса
Автор: Булычева М. А.
Пошехонье 2019г.
Слайд 2Цель программы:
сформировать у обучающихся 2 класса социальные компетенции для повышения
уровня их социальной адаптированности.
Задачи программы:
1. развить знания об обществе, его основных правилах и нормах;
2. сформировать интеллектуальные операции, эмпатийные процессы, рефлексивные способности, способствующие социальной адаптации обучающихся;
3. развить эмоционально-волевые качества (саморегуляцию и стрессоустойчивость);
4. расширить объем адекватных поведенческих реакций для дальнейшего развития адекватного волевого поведения обучающихся.
Слайд 3Современное общество предъявляет высокие требования к индивидуально-психологическим особенностям личности. Необходимо учитывать,
что дети с нарушением интеллектуального развития не могут интегрироваться в общество как нормально развивающиеся сверстники. Дети данной категории характеризуются целым спектром психических, социально-психологических, личностных особенностей, которые затрудняют процесс социальной адаптации. Это проявляется в неадекватности социального поведения, слабости эмоционально-волевой сферы, ограничениях когнитивной подсистемы психики. У детей данной категории формируется социальное ожидание благоприятных социальных отношений.
Слайд 4Одним из возможных средств формирования способности адаптации к различным жизненным ситуациям
и умения преодолевать возникающие в процессе жизнедеятельности затруднения является социальное закаливание, предполагающее включение «трудных» детей в ситуации, которые требуют от них волевых усилий для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработки социального иммунитета, рефлексивной позиции.
Слайд 5Программа включает в себя 12 разделов:
Слайд 9
Примеры средств социального закаливания
Раздел V: «Просто я работаю волшебником…»
Цель раздела: сформировать
умения соблюдать правила этикета при общении детей и взрослых.
Занятие 1: «Всех я вас приветствую…»
Формируемые социальные компетенции:
- расширенный запас знаний о значении слова «здравствуйте»: «доброе утро», «добрый день»;
- основные культурные речевые клише при приветствии - расширенный запас знаний об основных правилах этикета при приветствии детей и взрослых (ребенок должен первым поприветствовать взрослого, назвав знакомого по имени и отчеству); - адекватные вербальные и невербальные реакции при приветствии.
Слайд 101.Искусственная социальная проба «Сказка о невоспитанном Мышонке».
Описание: перед
детьми ставится задача внимательно прослушать сказку и дать оценку поведения главного героя.
Фрустрирующие факторы:
1) Низкий уровень произвольности внимания, требующий от детей волевого усилия.
2) Необходимость провести разбор действий главного героя, дать оценку его поведения, сделать выводы о правильности его поступков.
Результаты пробы:
1) Развитие рефлексивных и эмпатийных умений.
2) Развитие социальных компетенций:
- расширенный запас знаний о значении слова «здравствуйте»: «доброе утро», «добрый день»;
- основные культурные речевые клише при приветствии; - расширенный запас знаний об основных правилах этикета при приветствии детей и взрослых (ребенок должен первым поприветствовать взрослого, назвав знакомого по имени и отчеству); - адекватные вербальные и невербальные реакции при приветствии.
Слайд 112. Естественная социальная проба «Случай на перемене».
Описание: Во время перемены педагог
проводит с детьми игру «День – ночь». В это время в класс входит знакомый учитель. Реальная задача детей является для них скрытой: они сами должны сделать выбор, как повести себя в данной ситуации – прервать игру и поздороваться с учителем, или продолжить игру.
Фрустрирующий фактор: необходимость отвлечься от игры и поздороваться с учителем при желании продолжать игру.
Результаты пробы:
1) Развитие волевого поведения.
2) Развитие социальных компетенций:
- расширенный запас знаний об основных правилах этикета при приветствии детей и взрослых (ребенок должен первым поприветствовать взрослого, назвав знакомого по имени и отчеству); - адекватные вербальные и невербальные реакции при приветствии.
Слайд 12
3. Имитационное средство: игра «Вежливое приветствие»
Описание: С помощью считалочки выбирается
водящий. Водящий стоит спиной к детям. Педагог указывает на ученика, который должен подойти к водящему и ласково сказать ему слова приветствия. Водящий должен угадать, кто с ним поздоровался, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Доброе утро, Сережа» — «Здравствуй, Наташа». Если водящий угадал, то ученик становится на его место.
Фрустрирующие факторы: 1) Необходимость стать водящим, преодолев стеснение и страх ошибиться. 2) Необходимость проявить самоконтроль, адекватные поведенческие реакции.
Результаты пробы:
1) Развитие волевого поведения и эмпатийных умений.
2) Развитие социальных компетенций:
- расширенный запас знаний о значении слова «здравствуйте»: «доброе утро», «добрый день»;
- адекватные вербальные и невербальные реакции при приветствии.