Слайд 1Профилактика суицидального поведения: как помочь подростку справиться с депрессией и разочарованием?
Слайд 2 Семья – главный ресурс эмоциональной поддержки ребенка!
Слайд 31. Рождение вашего ребенка было желанным?
2. Вы каждый день его целуете,
говорите ласковые слова или шутите с ним?
3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников и т.д.)?
5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
9. Вы в курсе его влюбленности, симпатиях?
10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
11. Вы знаете, какой любимый предмет в школе?
12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель и почему?
14. Вы первым идете на примирение, разговор?
15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
Слайд 4Повернуться лицом к своему ребенку,
услышать его!
Слайд 5Суицид - это преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.
Подростковый
суицид - это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть, как правило, в этом возрасте нет; представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно.
Слайд 6 Е.М.Вроно пишет: «Желание устраниться лишь на время,
«умереть не до конца» - типичное подростковое решение трудной ситуации»
Смерть представляется желаемым длительным сном, отдыхом от невзгод, способом попасть в другой мир. Часто смерть видится средством наказать обидчиков. Представление о ценности собственной жизни еще не сформировано.
Слайд 7Подросток часто переживает проблемы трех «Н»:
* непреодолимость трудностей,
* нескончаемость несчастья,
* непереносимость
тоски и одиночества.
Отчаявшийся подросток вынужден бороться с тремя «Б»:
* беспомощностью,
* бессилием,
* безнадежностью.
В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что ни на что не годен.
Слайд 8Формы суицидального поведения
Демонстративное суицидальное поведение - это изображение попыток самоубийства
без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, уход от наказания за совершение тяжелого проступка, возмездие за обиду, несправедливость, когда окружающие отомстят обидчику.
Слайд 9Формы суицидального поведения
Аффективное суицидальное поведение - тип поведения, характеризующийся прежде
всего действиями, совершаемыми в состоянии аффекта. В основе аффективного суицидального поведения лежат яркие эмоции, под воздействием которых подросток импульсивно пытается покончить с жизнью, но четкого плана суицида не имеет. Такие эмоции всегда негативные и крайне выражены: обида, гнев. Примеры аффективного поведения: попытки повешения и отравление сильнодействующими лекарствами и токсичными веществами.
Слайд 10Формы суицидального поведения
Истинный суицид - намеренное, обдуманное поведение, направленное на
реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастности к совершенному действию.
Слайд 11Причины суицидального поведения
Нарушение детско-родительских отношений.
Неблагополучие в семье, ссоры
или развод родителей.
Прессинг успеха. (Страх не оправдать надежды взрослых, собственные слишком высокие притязания на успех).
Слайд 12Причины суицидального поведения
Конфликты со сверстниками и взрослыми
Низкая самооценка
Плохая успеваемость
Неразвитые навыки общения;
замкнутость,
нерешительность;
чувство отверженности и одиночества.
Слайд 13Не существует какой-либо одной
причины суицидального поведения
С особой бдительностью следует
принять во внимание
сочетание опасных сигналов,
если они сохраняются в
течение определенного
времени.
Слайд 14Мотивы суицидального поведения
Протест (месть) - "Вы пожалеете, когда я умру";
Призыв (привлечение
внимания) - "Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи";
Избегание неудач - имеется в виду попытка "Дальше будет еще хуже" или невыносимость переживаний: "Мне не вынести этого позора";
Самонаказание - "Никогда не прощу себе...".
Отказ от себя - человек отказывается от существования, поскольку жизнь потеряла для него интерес и смысл.
Слайд 15Признаки суицидального поведения
Словесные:
прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь
покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;
косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
много шутить на тему самоубийства;
проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Слайд 16Признаки суицидального поведения
Поведенческие:
утрата аппетита, либо, напротив неуправляемое обжорство;
проблемы со сном (бессонница
или дневная сонливость на протяжении нескольких дней);
постоянные жалобы на беспричинные соматические недомогания (головные боли, постоянная усталость и прочие);
безразличие к собственной внешности;
постоянное ощущение собственной никчемности и одиночества, тоски или вины;
пребывание в состоянии скуки, угрюмости, злобности, ворчливости или тоски;
отказ от контактов, общения с друзьями и семьей, становление «человеком – одиночкой»;
Слайд 17Признаки суицидального поведения
Поведенческие:
неопределенность в будущем;
неконтролируемые и внезапные приступы гнева;
мотивированные или немотивированные
страхи;
ненависть к благополучию окружающих;
наведение порядка в своих делах (помириться со старыми врагами, раздарить ценные и дорогие подростку вещи, наведение тщательного порядка в своих личных вещах: в комнате, в шкафу, на письменном столике);
радикальная перемена в поведении: пропуск школьных занятий, неряшливость во внешнем виде, невыполнение домашних заданий, уход от общения с одноклассниками, смена эйфорического состояния на приступы отчаяния.
Слайд 18Рекомендации родителям:
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его
самочувствии, настроении, переживаниях, вести беседы о будущем, строить планы. Беседы должны быть позитивными, вселять уверенность в самом себе, в своей способности решать проблемы и добиваться поставленных целей. Не надо сравнивать подростка с другими ребятами — более успешными, бодрыми, энергичными. Такие сравнения могут только усугубить ситуацию и понизить и без того низкую самооценку. Сравнивать можно только подростка -сегодняшнего с подростком- вчерашним, настраивая его на позитивный образ подростка- завтрашнего.
Слайд 19Рекомендации родителям:
Во-вторых, надо внести разнообразие в обыденную жизнь подростка; заняться с
ним новыми делами или подыскать ему какое-то новое занятие, придумать новые способы выполнения домашних обязанностей.
Слайд 20Рекомендации родителям:
В-третьих, надо проследить за тем, чтобы подросток соблюдал режим дня:
хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Физическое здоровье подростка нуждается в пристальном внимании, так как депрессия — психофизиологическое состояние.
Слайд 21Рекомендации родителям:
В-четвертых, не полагаясь на собственное всемогущество, родителям полезно принять во
внимание и другие возможные источники помощи: друзей подростка, психологов, психотерапевтов. Если убедить подростка обратиться к специалистам (психологу, врачу) не удается, то Вы уважаемые родители можете сами обратиться к ним за консультацией, чтобы вместе разработать стратегию помощи ребенку.
Слайд 22Памятка для родителей
Родителям необходимо учить подростков:
Сосредотачивать свое внимание на хорошем; уметь видеть окружающий мир с точки зрения возможностей, а не препятствий;
Заботиться о себе с помощью физических упражнений и рационального питания;
Уметь сотрудничать с людьми, и ровесниками, и взрослыми; получать понимание и социальную поддержку; помнить, что нет ничего плохого в том, чтобы попросить кого-то о помощи;
Реализовывать свои возможности в тех сферах деятельности, где подростку действительно этого хочется: в спорте, в танцах, путешествиях, занятиях искусством; чем больше у подростка интересов и занятий, тем меньше он будет поддаваться влиянию негативных факторов, и тем реже он будет использовать такую стратегию решения проблем, как избегание; посещение различных кружков, секций и курсов не только расширяет кругозор подростка, но и помогает ему найти больше друзей и поддержку.
Слайд 23«Диета хороших новостей»
Каждый член семьи берет на
себя обязательство запомнить в течение дня как минимум три своих мысли, эмоции, поступка, за которые он мог бы похвалить себя. Вечером, за ужином в кругу семьи, каждый делится с близкими этими своими наблюдениями за собой. Это помогает снова пережить приятные моменты, а, кроме того, дает возможность родным людям оценить успехи друг друга, сказать добрые слова поощрения и поддержки.
Если Ващи сын или дочь не готов к такому общению с близкими людьми, ему можно рекомендовать вспомнить лучшие моменты прожитого дня в одиночестве, готовясь ко сну.
Тем самым он во-первых, научится выхватывать из жизни своим внутренним взором то, что является, безусловно, положительным; сделает это фокусом своего внимания; во-вторых, перестанет приписывать себе, близким людям и событиям своей жизни отрицательные ярлыки, искажающие его представления о себе и своей жизни. Вовлечение в осуществление этой «диеты» всей семьи, придаст внутрисемейному общению плодотворный вектор развития, научит видеть друг в друге лучшее.
Слайд 24Помните!
Ребёнок должен быть
уверен, что вы
любите его таким,
какой он
есть.
Вы всегда поможете ему
решить любую его проблему!
Слайд 25Помните!
БУДЬТЕ ОТКРЫТЫ ДЕТЯМ.
ДЕМОНСТРИРУЙТЕ СВОЮ
ЛЮБОВЬ И ЗАБОТУ.
БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ И
ИСКРЕННИ.
НАУЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ И
СЛЫШАТЬ ДЕТЕЙ!