Презентация, доклад Профилактика эмоционального неблагополучия

Содержание

Суицид –осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Слайд 1Профилактика эмоционального неблагополучия (суицида)

Абронова Светлана Васильевна
социальный педагог МАОУ «Гимназия»
г.Старая Русса Новгородской области


Профилактика эмоционального неблагополучия    (суицида)

Слайд 2 Суицид –осознанный акт устранения из жизни под воздействием

острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Суицид –осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная

Слайд 3Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы,

попытки, покушения.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Слайд 4Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает

понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70% до 75% тем или иным образом раскрывает свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что ¾ тех, кто совершает самоубийства, до этого, по какому-либо поводу, в течении ближайших месяцев посещают врачей, общаются с любимыми, друзьями, психологом. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства

Слайд 5Статистика

По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2

место.
По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место.
Ежегодно несовершеннолетними совершаются более 1,5 тыс. самоубийств.
На 100 тыс. детского населения - 19,8 случаев суицидов.
Это превышает средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза.

СтатистикаПо количеству самоубийств  Россия занимает в мире -  2 место. По количеству самоубийств среди детей

Слайд 6Одной из важнейших причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности.
     Спусковым

крючком для подросткового суицида часто становится подобный поступок молодёжного кумира, героя книг или фильмов, близких друзей или любимых.
    Подростки часто рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверенными, что те не разрешат им довести суицид до конца.
Одной из важнейших причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности.     Спусковым крючком для подросткового суицида часто становится

Слайд 7Группа риска подростков, склонных к суициду:
    Отличники, т. к. к ним

все предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.

    Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.

   Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.

     Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате (периоде полового созревания).
Группа риска подростков, склонных к суициду:     Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. К

Слайд 8Виды суицида:
Истинный.

Демонстративный суицид (попугать).

Скрытый суицид (суицидально обусловленное поведение –

занятия экстремальным спортом, рисковая езда на автомобиле, алкогольная или наркотическая зависимость
Виды суицида:Истинный. Демонстративный суицид (попугать). Скрытый суицид (суицидально обусловленное поведение – занятия экстремальным спортом, рисковая езда на

Слайд 9Мотивы суицидального поведения детей и подростков:
1.Переживание обиды,одиночества, отчужденности и непонимания.
2. Действительная

или мнимая утрата любви родителей.
3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
4. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия.
5. Боязнь позора, насмешек или унижения.
6. Страх наказания.
7. Любовные неудачи, беременность.
8. Чувство мести, злобы, протеста.
9. Желание привлечь к себе внимание.
10. Чувство безнадежности.
11. Множественные проблемы,
все глобальные и неразрешимые.
12. Желание наказать обидчика.
13. Депрессивные состояния.

Мотивы суицидального поведения детей и подростков:1.Переживание обиды,одиночества, отчужденности и непонимания.2. Действительная или мнимая утрата любви родителей.3. Переживания,

Слайд 10Причины суицидального поведения детей и подростков

Нарушение детско-родительских отношений.
Конфликты с друзьями или

педагогами.(как последняя капля, толкнувшая к суициду, но основная причина №1)
Прессинг успеха.( страх не оправдать надежды взрослых, собственные слишком высокие притязания на успех).
Отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.( самоубийца вызывает сочувствие, а не презрение)
Самоубийство фанатов после смерти кумира. (имеют часто массовый характер).

Причины суицидального поведения детей и подростковНарушение детско-родительских отношений.Конфликты с друзьями или педагогами.(как последняя капля, толкнувшая к суициду,

Слайд 11Характерные черты суицидальных личностей:

     Настойчивые или повторные мысли о самоубийстве.
     Депрессивное

настроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном.
    Может присутствовать зависимость от наркотиков или алкоголя.
   Чувство изоляции, отверженности; их депрессия может быть вызвана уходом из семьи и лишением систем поддержки.
    Ощущение безнадежности и беспомощности. В такой момент угроза суицида может быть первым сильным чувством.
   Неспособность общаться с другими людьми из-за чувства безысходности и мыслей о самоубийстве.
     Они считают, что лучше не станет «никогда». Их речь и мысли полны обобщений и фатальны: «жизнь ужасна», «всем все равно».
     Они обладают туннельным видением, т. е. неспособностью увидеть то положительное, что могло бы быть приемлемо для них. Они видят только один выход из сложившейся ситуации.
    Они амбивалентны – хотят умереть, и в то же время, некоторым образом, хотят жить.
Характерные черты суицидальных личностей:     Настойчивые или повторные мысли о самоубийстве.     Депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, жизненной

Слайд 12Вербальные (речевые) ключи:
     Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы

лучше умереть», или «Я не хочу больше жить».
     Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду».
    Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.

Вербальные (речевые) ключи:      Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть», или «Я не

Слайд 13Поведенческие ключи:
     Отчаяние и плач.
     Повторное прослушивание грустной музыки и песен.
    

Нехватка жизненной активности.
     Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем).
     Повышение или потеря аппетита.
     Вялость и апатия.
     Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.
     Уход от обычной социальной активности, замкнутость.
     Приведение в порядок своих дел.
     Отказ от личных вещей.
     Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам.
     Суицидальные попытки в прошлом.
     Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
     Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе.
     Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.
     Скудные планы на будущее.
     Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.
Поведенческие ключи:      Отчаяние и плач.     Повторное прослушивание грустной музыки и песен.     Нехватка жизненной активности.     Изменение суточного

Слайд 14Профилактика суицидального поведения
Первичная диагностика и профилактика направлены на выявление, формирование и

развитие тех черт личности, которые позволяют либо не позволяют адекватно реагировать на возникающие жизненные трудности и превращать их в ситуации саморазвития.

Вторичная диагностика и профилактика заключается в работе с личностью, которая уже проявила признаки суицидального поведения. Большинство существующих методик диагностики и профилактики

Третичная диагностика и профилактика заключается в предотвращении повторной суицидальной попытки (в случае, если предыдущая не удалась).
Профилактика суицидального поведенияПервичная диагностика и профилактика направлены на выявление, формирование и развитие тех черт личности, которые позволяют

Слайд 15Существуют различные формы психопрофилактической работы
Первая форма – организация социальной среды.
Воздействуя на

социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика суицидального поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни.
Существуют различные формы психопрофилактической работыПервая форма – организация социальной среды.Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение

Слайд 16Вторая форма психопрофилактической работы - информирование.
Это наиболее привычное направление психопрофилактической

работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на личность с целью повышения еѐ способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально- экономическим характеристикам.
Вторая форма психопрофилактической работы - информирование.  Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед,

Слайд 17Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам.
Данная модель преимущественно реализуется

в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:
1.Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников).
2.Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).
3. Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).
Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам.Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее

Слайд 18Четвѐртая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.
Альтернативными формами активности

признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
Четвѐртая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.  Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя

Слайд 19Пятая форма – организация здорового образа жизни.
Она исходит из представлений о

личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
Пятая форма – организация здорового образа жизни.Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с

Слайд 20Шестая форма - активизация личностных ресурсов.
Активные занятия подростков спортом, их

творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - всѐ это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, еѐ здоровье и устойчивость к негативному внешнему
Шестая форма - активизация личностных ресурсов.  Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах

Слайд 21

Ежегодно в гимназии проводится социально-психологическое
Исследование «Определение уровня социализации обучающихся
8-х

классов» для определения :

уровня сформированности общечеловеческих идеалов и
Ценностей обучающихся,

выявления социально-психологической ситуации развития
школьников,

выявления групп обучающихся, имеющих риск формирования
социальной дезадаптации и поведенческих рисков,

определения направления работы в образовательном учреждении
по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.



Ежегодно в гимназии проводится социально-психологическое Исследование «Определение уровня социализации обучающихся 8-х классов» для определения :уровня сформированности общечеловеческих

Слайд 23В результате обследования которое проводилось в феврале 2017 года педагогом-психологом выявлено,

что у 93% / 83% обучающихся 8-х классов гимназии выявлен риск депрессии – состояния, характеризующееся глубоко затаенными тягостными переживаниями (тревога, тоска, ощущение бессмысленности, бесперспективности происходящего, болезненная отрицательная самооценка и др.), которая может толкать подростков к алкоголизации и употреблению наркотических средств.
Риск –
означает, что ребенок допускает для себя возможность употребления ПАВ и т.д.

В результате обследования которое проводилось в феврале 2017 года педагогом-психологом выявлено, что у 93% / 83% обучающихся

Слайд 24


34% / 52% обучающихся 8-х классов гимназии имеют высокий риск

депрессии, который может явиться причиной суицидального поведения. Одна из возможных причин депрессии – тяжелое переживание обучающимися подросткового кризиса, предоставленность обучающихся самим себе, отсутствие взрослых, друзей, с которыми можно было бы обсудить свои переживания; пренебрежение родителями возрастными особенностями ребенка, его потребностью быть взрослым, самостоятельным, иметь право на собственное мнение.
34% / 52% обучающихся 8-х классов гимназии имеют высокий риск депрессии, который может явиться причиной суицидального

Слайд 25Рекомендации классному руководителю:
Учитывать при реализации планов учебной
и воспитательной работы особенности


обучающихся «группы риска».

Включить в план воспитательных мероприятий
больше мероприятий, направленных на повышение
сплоченности коллектива, формирования
коллективизма, чувства товарищества;

Включить в планы воспитательной работы мероприятия
по формированию и развитию у обучающихся
нравственных категорий: гражданский долг,
религия, Россия; взаимопомощь,
друзья, отрицание безделья, дисциплина,
а также понятий: мои увлечения; совесть,
мое здоровье, семья и т.п.


Рекомендации классному руководителю:Учитывать при реализации планов учебной и воспитательной работы особенности обучающихся «группы риска».Включить в план воспитательных

Слайд 26
Спасибо за внимание!


Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть