Слайд 1Профессиональные заболевания педагогов.
Синдром эмоционального выгорания.
Пути преодоления.
Выполнила: Квитко О.В
воспитатель КОУ ВО
Бутурлиновская школа –интернат для обучающихся с ОВЗ
Бутурлиновка 2019 г
Слайд 3В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом,
в сознании людей активно формируется определенное отношение к понятию “здоровье”, так как формируется оно под влиянием сложного комплекса внутренних и внешних факторов воздействия. Ученые провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье.
Слайд 5
Основная причина, побудившая взяться за данную тему – неблагополучное состояние здоровья
современного педагога. Педагог в России, что бы не говорили про него сегодня, всегда был и остается особенным, в чем-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово “долг” является ключевым.
Слайд 6
Проблема здоровья педагога заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья
педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.
50% – образ жизни. Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. Но для большинства педагогов образ жизни – это школа и профессиональные обязанности. “Работа съедает”, это признают многие педагоги. Работу на дом сейчас приносят, пожалуй, только учителя и бизнесмены, но последние, в отличие от первых, имеют материальную возможность полноценно отдохнуть и восстановиться, чего не скажешь о педагогах.
Слайд 8Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать защитные
механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность
педагогической
деятельности и
развитие личности
учителя.
Слайд 9Согласно статистическим данным по заболеваемости педагогов, ученые обнаружили ярко выраженные преобладающие
заболевания:
сердечно-сосудистые;
желудочно-кишечные;
нарушения опорно-двигательного аппарата;
болезни крови;
нарушение функции щитовидной железы.
Слайд 10Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь
сердца, сахарный диабет, гипертония).
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:
– миопия (близорукость);
– ларингит( воспаление слизистых оболочек гортани);
– синдром хронической усталости;
– гиподинамия(нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) ;
– остеохондроз.
Слайд 11Синдром
Причинами заболеваний являются:
отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
снижение двигательной активности;
эмоциональная перенапряженность;
большая
учебная нагрузка;
отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
Стрессы.
Слайд 13Тест «Твое здоровье».
Результаты.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья,
вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки.
Слайд 14Имея все выше перечисленное следующей проблемой с которой сталкивается педагог является
–Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
Что же это такое?
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Слайд 15Сгорел на работе…
Эту фразу мы воспринимаем, скорее, как шутку. Мол, кто-то
просто устал работать или устал от недовольства администрации.
Все, что ему нужно, – отпуск.
Думая так мы ошибаемся, поскольку профессиональное выгорание– диагноз невероятно серьезный и его запущенность может привести к страшным заболеваниям, причем, не только психическим.
К примеру, последние исследования подтверждают, что большинство пациентов отделений онкологии – люди, страдающие запущенным синдромом, о котором мы сейчас говорим.
Профессиональное выгорание – это синдром, который возникает тогда, когда эмоциональное, физическое и психологическое состояние человека находится в упадке, то есть он полностью истощен и не может восстановиться, избавиться от стресса.
Слайд 16Психолог Э. Морроу, исследуя этот синдром еще вначале 1980-х, пришел к
выводу, что состояние человека, страдающего от профессионального выгорания, можно сравнить с медленно тлеющей проводкой, которая
рано или поздно приведет
к катастрофе.
Образ получился настолько
ярким, что его до сих пор
используют для объяснения
этого явления.
Слайд 17Профессиональное выгорание возникает в в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без
соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Слайд 18Наиболее распространенные симптомы СЭВ :
Вы постоянно чувствуете себя уставшим, ни выходные, ни
полноценный сон не дают вам возможности восстановиться.
К тому же, вы очень быстро устаете, выполнив даже легкое задание.
Утром вы не можете заставить себя встать с постели, кажется, будто вы и не спали вовсе, а всю ночь работали.
Вы постоянно плохо себя чувствуете (речь идет именно о физических показателях): болит голова, скачет давление, нет аппетита или наоборот, учащенное сердцебиение и т.д.
У вас нарушен сон: с вечера вы не можете заснуть, ворочаясь до утра, а утром – не можете проснуться.
Вам не хочется ухаживать за своим внешним видом.
Неожиданно вам стало казаться, что заботы о прическе, одежде, макияже, маникюре – неважны или у вас попросту не остается сил на них.
Вы часто срываетесь на крик, на слезы.
Можете без причины обидеть коллегу, перестать общаться и т.д.
Вы стали безразлично относиться, как к похвале руководства, так и к его недовольству.
Вам все равно, как и кто реагирует на выполненную (или невыполненную) вами работу.
Слайд 19Симптомы профессионального выгорания, особенно, на ранней стадии напоминают периодическое нахождение в
стрессе.
Без причины у вас начинает колотиться сердце, вы боитесь обратиться к администрации с вопросом, хотя раньше ничего такого не происходило, забываете о каких-то привычных рабочих обязанностях, которые делали не один год, не можете заставить себя приступить к работе, раздражаетесь по пустякам и т.д.
Причем, что самое интересное, если вас спросить «Хотите ли вы сменить работу?», «Желаете ли заниматься чем-нибудь другим?», «Устали ли от своей должности?» вы, скорей всего, помедлите, прежде чем ответить «Да», потому что подсознательно понимаете, что ваше состояние может быть связанно не с конкретным местом работы, а с другими причинами.
Слайд 20От профессионального выгорания не застрахован никто, особенно, если вы много и
упорно работаете.
Конечно, первое, что вызывает столь жуткий синдром – стресс, но для того чтобы не стать его жертвой, нужно знать и другие распространенные причины:
1) высокая ответственность за своих подопечных;
2) высокая эмоциональная и интеллектуальная нагрузка;
3) самоотверженная помощь;
4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;
5) наличие ролевых конфликтов;
6) работа с «трудными» детьми.
Слайд 21Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
Ситуации
эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса (функция –защитная);
Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
Окончание учебного года.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ
Слайд 22Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до
7 или от 7 до 10 лет;
22% - у педагогов с 10-летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);
8% - со стажем от 1 года до 3 лет;
Проявление СЭВ у педагогов
(в зависимости от стажа работы):
Слайд 24 Первая стадия:
Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
Исчезновение положительных эмоции,
появление отстраненности в отношениях с членами семьи;
Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.
Стадия «приглушенности»
Стадии профессионального выгорания
Слайд 25Вторая стадия:
Возникновение недоразумений с коллегами;
Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения
по отношению к коллегам.
«Деперсонализация»
Слайд 26 Третья стадия:
Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру
Безразличие ко
всему.
«Мне на все наплевать»
Слайд 27Существует много различных методик самопознания и самопринятия, вот одна из них,
популярная на сегодня. Автор: Л.П. Пономаренко. PsyCoach: Психология и Коучинг.
Тест разработан, чтобы определять степень готовности работать в команде, но может быть применен для определения индивидуальной позиции каждого тестируемого в данный момент времени.
Слайд 30Расшифровка значений:
Если ваш выбор 1,3,6,7 – вы настроены на преодоление препятствий,
вы их ощущаете, копите силы, упорство, готовитесь к сопротивлению «с той стороны». Перед ответственным делом, например, конкурс, публичное выступление, поездка или другое – это хороший настрой, а если предстоит встреча с друзьями, родственниками, ситуации дружеского общения, то стоит задуматься – в чем и почему вы конкурируете с этими людьми?
Человечки с номерами 2, 11, 12, 16, 17, 18 не прочь поболтать с друзьями, они символизируют открытость, дружелюбие, общительность, контактность. Фигурка 4, так же как и 10 или 15 говорит об устойчивой позиции в жизни. Из них комфортнее всего человечку под номером 15, т.к. его достижения высоки и оценены, а номеру 4 достижений не хватает (либо он не оценил себя, излишне скромный в конкурентной среде).
Слайд 31
Герой под номером 5 сильно утомлен, испытывает упадок сил, либо застенчивый и тихий,
стремится быть незаметным. Такому человеку не хочется проявлять активность, участвовать в мероприятиях с высоким социальной составляющей или скоростными темпами изменений (переговоры, деловые встречи, урочная и внеклассная деятельность). Ему нужно восстановить силы. Фигурка ? 9 хочет отдыхать, развлекаться, никаких серьезных дел лучше не начинать в таком настроении.
Если ваш выбор ? 8, а также 13 или 21, вы тревожитесь о чем-то, хотите уйти от ситуации, спрятаться в себя. Но силы еще есть, ведь чтобы «спрятаться» они нужны. А вот номер 14 оказался в кризисе полностью, ему, возможно, нужна помощь психолога или психотерапевта. Если выбор пал на ? 19 – утрата, чувство невозможности получить помощь, символ скорби.
Высшая из возможных позиций – 20, лидерские качества, доволен жизнью и своими успехами, имеет высокую самооценку.
Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», как избежать СЭВ?
Слайд 33
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
Как не довести себя до профессионального
выгорания?
Профилактические рецепты достаточно просты и всем знакомы
1. Здоровый сон (не менее 8 часов в день).
2. Полноценный отдых, выходные придуманы именно для этого.
3. Умение расслабляться.
4. Регулярные занятия спортом, чтобы сбросить негативную энергию и стать физически выносливым.
5. Уход за собой даже через «не могу».
6. Составление плана на день.
7. Ранние подъемы и непоздняя отправка в постель.
Слайд 348.Правильная мотивация, например, я выполняю эту работу, чтобы быть материально независимым.
9.Наличие
хобби, личной жизни, чтобы не зацикливаться лишь на работе.
10.Оптимальные нагрузки.
Не берите на себя больше, чем можете унести.
11.Фотографии близких и карта желаний на рабочем месте.
12.Цитрусовые запахи.
13.Правильное питание, употребление продуктов, содержащих витамины, минералы, микроэлементы.
14.Прогулки на свежем воздухе.
15.Любовь к себе и желание заботиться о столь хорошем человеке
Слайд 36ВЫВОДЫ:
Ну, а в завершении своего доклада, уважаемые коллеги хочу повторить одну
услышанную фразу
Помните: работа это - всего лишь часть жизни!
ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ!