Слайд 1Профессиональная ориентация лиц с ОВЗ за рубежом
Презентацию подготовила:
Коломеец Н.Э.
Слайд 2План:
Профессиональная ориентация и консультирование.
Условия успешной профессиональной ориентации.
Модели (стратегии) профессиональной подготовки.
Модель «профессиональное обучение - рабочее место» .
Модель «рабочее место - профессиональное обучение».
Модель «защищенного», безопасного труда .
Модели социально-трудовой интеграции и адаптации в Швейцарии.
Слайд 3 Профессиональная ориентация и консультирование
Работа по профессиональной ориентации и
профессиональному консультированию, направленная на помощь в построении собственной карьеры, начинается еще на этапе школьного обучения
(с 13-14 лет).
Слайд 4 Для успешной профессиональной ориентации
разрабатываются специальные программы обучения
профориентационную работу ведут
учителя школы с помощью специалистов из социальных служб, консультантов по выстраиванию профессиональной карьеры от муниципальных органов власти и т. д.
составляются перспективные программы послешкольного образования для каждого выпускника с ограниченными возможностями с учетом его индивидуальных особенностей
Слайд 5В разных странах профориентационная
работа ведется примерно одинаково и прежде
всего
направлена на то, чтобы познакомить
старшеклассников с доступными для них
профессиями, с теми реальными навыками и
умениями, которые им будут необходимы для
успешной работы, а также чтобы помочь найти
адекватный ответ на вопросы - нравится ли им
предложенная профессия и подходят ли для
нее они.
Слайд 6Имеется и постоянно пополняется многочисленная справочноинформационная литература, написанная в соответствии с
особенностями восприятия и понимания учащихся разных категорией (глухих, умственно отсталых, слепых).
Издания хорошо иллюстрированы, содержат фактический материал, а также тесты по определению профессиональной пригодности для той или иной работы.
Слайд 7Предусмотрены
посещения различных
производств, предприятий
сферы обслуживания,
мастерских.
В содержание
обучения
старшеклассников
включена также
профориентационная
практика.
Слайд 8Современная зарубежная практика
социально-профессиональной интеграции
людей с ограниченной трудоспособностью
все больше
склоняется к тому, что в
профессиональной подготовке разных групп
людей с инвалидностью должны быть
использованы различные стратегии
(или модели).
Слайд 9Стратегии
«обучение рабочее место» «Train and place»
«рабочее место –обучение»
«Place and
train»
«защитная модель безопасного
труда»
Слайд 10Модель «профессиональное обучение - рабочее место»
распространена в немецкоязычных странах Западной Европы
в течение
трех лет молодые люди осваивают конкретную специальность, при этом каждую неделю часть времени (два дня) они занимаются в профессиональной школе, где получают теоретическую подготовку, осваивают производственную терминологию , а остальное время недели овладевают данной профессией на предприятии (фирме), где для помощи им выделен специальный наставник (ментор)
Слайд 11Модель «профессиональное обучение - рабочее место»
Профессиональное обучение завершается производственной практикой (обычно
около месяца), во время которой работодатель принимает окончательное решение о приеме на работу того или иного стажера. В случае положительного решения уровень полученной стажером квалификации должен быть конкурентоспособным, скидок на инвалидность в течение практики он не получает, равно как и тогда, когда приступает к самостоятельной трудовой деятельности.
Слайд 12Модель «рабочее место - профессиональное обучение»
распространена во многих странах Западной Европы и
в первую очередь в Англии
первоначальное изучение возможностей и потребностей человека с ограниченной трудоспособностью
нахождение для него, в соответствии с требуемыми параметрами, рабочего места по договоренности с работодателем
Слайд 13Модель «рабочее место - профессиональное обучение»
профессиональная подготовка осуществляется непосредственно на рабочем месте
обеспечивается теоретическое
и практическое профессиональное обучение, социально-психологическая и иная помощь, вплоть до организации доставки такого человека к месту работы.
Слайд 14Модель «рабочее место - профессиональное обучение»
После завершения полного цикла обучения на
рабочем месте специалист службы сопровождения продолжает сотрудничать со своим клиентом до тех пор, пока тот либо полностью адаптируется на рабочем месте и будет безоговорочно принят на эту должность, либо, в случае неудачи, будет проведен совместный поиск более доступного вида труда с последующим обучением на новом рабочем месте.
Слайд 15Модель «защищенного», безопасного труда (модель профессиональной сегрегации)
практикуется во многих европейских странах
- Бельгии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Швейцарии
создаются социальные предприятия («предприятия безопасного труда»), иногда с высоким уровнем автоматизации операций, при котором от работника требуется лишь выполнение некоторых несложных и неавтоматизированных операций, адаптированных к их возможностям.
Слайд 16Модель «защищенного», безопасного труда (модель профессиональной сегрегации)
обязательно предусматриваются профессиональное, социально-воспитательное, медицинское
наблюдения
предоставляется возможность освоения трудовых операций с целью перехода в систему обычного труда в условиях конкуренции
Слайд 17специальный инструктор курирует группу работников, помогает им в организации работы и
ее выполнении
разновидностью такой модели являются Кэмпхиллские общины с организованной в них социально-трудовой деятельностью селян
Слайд 18Модель «защищенного»,
безопасного труда
Достоинства : возможность адаптироваться к требованиям системы производительного
труда, к работе в коллективе, приобрести более высокую квалификацию
Недостатки : закрыта и формирует навыки профессиональной деятельности лишь в искусственно созданных комфортных условиях «защищенного труда»
Слайд 19Швейцария
в стране
сочетаются
различные модели
социально-трудовой
интеграции и
адаптации
Слайд 20Швейцария - профессионально-трудовая ориентация подростков с ограниченными возможностями предусматривает:
подготовку к
выбору профессии (Berufswablvorbereitung)
профессиональное консультирование
(ВегufsЬегаtuпg)
предварительное профессиональное обучение (Vorlehre).
Слайд 21Профессиональное образование реализуется разнообразными программами разной продолжительности
введение в профессиональную деятельность -
работа в «защищенных» трудовых мастерских
простые виды труда на обычных предприятиях
пробы профессиональной деятельности при поддержке социальной службы после окончания практического обучения
Слайд 22Подготовка к будущей трудовой деятельности может осуществляться в рамках одно-двухлетнего обучения
по трудовому соглашению с производственным предприятием, завершающегося получением государственного сертификата.
Практикуется и более длительное обучение (от двух до четырех лет), которое ставит своей целью овладение умениями и навыками, необходимыми для осуществления какой-либо конкретной профессии
Слайд 23Молодые люди с особыми потребностями могут получать профессиональное обучение в средних
специальных и высших учебных заведениях.
При этом поступление и обучение происходят на общих основаниях, но обязательным является полное обеспечение в образовательном учреждении специальных условий, соответствующих потребностям каждой категории таких людей.