Слайд 1ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ.
Подготовила: Социальный педагог ГБОУ РМЭ «Октябрьская школа-интернат
для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей» Воронкова Н.Г.
Слайд 2Каждый родитель, родной или приемный
Хочет ребенку добра
Прикладывает усилия, чтобы ребенку было
хорошо
Хочет, чтобы ребенок нашел свое место в жизни
Хочет, чтобы ребенок вырос умным
Хочет, чтобы ребенок вырос добрым
Слайд 3школа
Получение необходимых знаний и умений в образовательной сфере
Получение необходимых знаний и
умений в социальной сфере
«набор знаний» и методы обучения «стандартные»
Дети из обычной семьи
Дети с особыми потребностями
Сталкиваются с огромными трудностями в процессе обучения
Для семьи с приемными детьми образование зачастую становится очень серьезным испытанием на прочность
Слайд 4Систематическое обучение
Хороший самоконтроль
Устойчивая работоспособность
Собранность
Внимание
Психологическая зрелость
Слайд 5С чем приходят в школу дети, имеющие неблагополучный опыт
Низкая общая эрудиция
Задержка
психического развития
Эмоциональное неблагополучие
Гиперактивность
Дефицит внимания
Слайд 6Дети в трудной жизненной ситуации
Низкая самооценка
Чувство вины
Душевная боль
Агрессия
Чувствительность к критике
Чувствительность
к несправедливости
Обидчивость
Конфликтность
Мнительность
Слайд 7К неуспеваемости детей приводят в некоторых случаях
Эмоциональные проблемы
Жизненные неприятности
Плохие способности
Слайд 9Со стороны взрослых и ровесников ребенку требуется
оценка
помощь
Эмоциональная поддержка
Социальные отношения
Слайд 10Успешная адаптация приемных детей в школьном коллективе зависит от продуктивного взаимодействия
педагогического коллектива с приемной семьей.
Приѐмным родителям и педагогам следует стать союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей ребѐнка, развитии его способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков в поведении.
Слайд 11Разговор с родителем:
- Как идут дела у моего ребенка? (О чем
учитель скажет в первую очередь?)
- Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны моего ребенка?
- Соответствует ли подготовка моего ребенка требованиям школьной программы? Если нет, чем можно ему помочь?
- Есть ли у моего ребенка какие-то особые проблемы, о которых мне следовало бы знать? - Выполняет ли мой ребенок все задания вовремя? Если нет, что он пропустил на данный момент?
- По каким методикам и пособиям детей готовят к тестам? Что из этого можно делать дома, что - с учителем?
- Если возникают сложности с учебой, какие дополнительные источники помощи доступны в школе? Вне школы в нашем районе?
Слайд 12Негативные факторы
Автобиографические сочинения, просьба принести фотографии, сделанные в младенчестве или раннем
детстве (для стенгазеты, классного альбома и др.), обсуждение семейной истории, рисование "генеалогического дерева" своей семьи, задания, связанные с темами по изучению генетики и наследственности.
Необходимо быть очень внимательным к тому, что говорится в классе о семейном устройстве, даже если приемных детей в нем нет (данная информация может касаться друзей, братьев или сестер, родителей учеников, представления о различиях в способах появления детей в семье - это элемент воспитания толерантности, ничем не отличающийся, например, от информации о равенстве всех людей независимо от них).
Лучшее, что необходимо делать педагогам в этом направлении - это найти возможность дозировано включать информацию о семейном устройстве детей в материал обычных уроков.
Слайд 13Определенные принципы, необходимые для создания обстановки, благоприятной для адаптации приемного ребенка
в образовательном учреждении
ПРИНЯТИЕ. Необходимо задавать тон принятия приемного ребенка за счет спокойных вдумчивых комментариев (значит, "об этом можно говорить") и ответов на вопросы, которые возникают по поводу приемных детей. Подобные ответы должны содержать четкое послание о том, что прием детей в семью – нормальный способ создания семьи, поэтому ребенок может чувствовать себя комфортно. Учитель должен подчеркивать, что прием ребенка в семью (как и другие личные, внутрисемейные вопросы) лучше обсуждать без перехода на личности.
Слайд 14ТОЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ.
Как в случае с любым учебным материалом, важно давать
детям точную информацию о приемных семьях своевременно, в понятной им и интересной форме. Можно рассказать о том, какую роль сыграло, например, усыновление в истории человечества. С древних времен воспитание приемных детей было одним из способов создания семьи с детьми. Можно рассказывать детям об известных людях, которые были воспитаны в приемных семьях в детстве. Можно пригласить в школу приемного родителя, или человека, который сам был усыновлен в детстве - чтобы он рассказал о своем опыте и ответил на вопросы детей.
Слайд 15ПОМОЩЬ.
Помощь учителя заключается в том, что он своим примером и
правилами, которые существуют в классе, задает допустимые границы обсуждения личной жизни. Также он должен быть готов вмешаться и поддержать приемного ребенка, когда одноклассники задают ему вопросы, которые вольно или невольно ранят или унижают его. Приемные дети нередко стесняются, что они приемные и отдаляются от одноклассников, "уходят в себя". Учителю необходимо способствовать включению этих детей во взаимодействие со сверстниками.
Слайд 16ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА.
Приемные дети, как и их сверстники
из семей всех типов, должны видеть в учителе защитника, способного предотвратить жестокое обращение. Дети становятся более самостоятельными и уверенными в себе, когда видят, что школа всегда готова поддержать их. Педагог должен научить родителей тому, как помочь ребенку учиться, найти возможность заниматься с ребенком дополнительно. Дети, жившие в условиях учреждения, подвергавшиеся во внутриутробном возрасте воздействию алкоголя, испытавшие безразличное и жестокое обращение в кровных семьях, - могут страдать неврологическими или психологическими нарушениями, им свойственны задержки развития, а эти проблемы требуют своевременного вмешательства специалистов.
Слайд 17«меня бросили»
«я - лишенный родительских прав»
Социальные отношения
Слайд 18Социальные отношения
Ситуация обучения
Оценка результатов
Неизбежное сравнение с успехами других
СТРЕСС
Я
Слайд 20Позитивные установки педагогического общения
- Обращайтесь с ребѐнком тепло и позитивно.
Не сравнивайте ребѐнка с другими детьми.
Проявляйте терпение в процессе воспитания. Получить всѐ и сразу невозможно. Быстро – это не значит «хорошо».
Постарайтесь обеспечить ребѐнку оптимальные нагрузки. Учебные нагрузки должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребѐнка. Посоветуйтесь с педагогами – предметниками, специалистами ПМПк, разработайте индивидуальный подход к ребѐнку.
- Ищите позитив. Научите ребѐнка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении.
- Хвалите за усилия, а не за результат.
- Верьте в ребѐнка. Вера взрослых в ребѐнка – источник его жизненных сил и две трети будущего успеха, как в школе, так и в жизни.
Слайд 21Социальные отношения
Доказать, что ученик безнадежно плох, совсем не трудно: для этого
учителю достаточно:
разговаривать с ним ледяным тоном
обращаться преимущественно по фамилии
отчитывать за каждую провинность
принципиально и строго оценивать все учебные результаты
сосредотачиваться на недостатках в работах
обсуждать его в присутствии других ребят
обсуждать его в присутствии приемных родителей
Неприязнь педагога передается соученикам
Начинается конфликт «одного со всеми»
Слайд 22Социальные отношения
В ответ на неприязнь ребенок с неблагополучным прошлым:
1. Сплачивается с
другими «отщепенцами» в классе
Легче переживаются общие неприятности
На фоне друг друга они не так уж и плохи
Дают друг другу принятие
2. Использует обычный «арсенал» средств, сталкиваясь с негативным отношением
Драки
Порча вещей
Обзывательства
Демонстрационное воровство
Слайд 23Социальные отношения
В этот момент взрослые:
педагоги
родители
психологи
Объединяют свои усилия
Нет единства
Есть
вероятность исправления даже тяжелой ситуации
Конфликт усиливается, ситуация ухудшается
Слайд 24Социальные отношения
К счастью, бывают и другие ситуации.
Когда педагогические усилия школы, поддержка
семьи и приемного ребенка, терпение и понимание учителей, позволяет «вытянуть» учебную ситуацию из кризиса и укрепить отношения ребенка с его семьей.
Потому что успех в учебе социально значим, и помогает ребенку поверить в свои силы, почувствовать себя «на равных» с другими, больше доверять взрослым и надеяться на лучшее.
Слайд 25Рекомендации
Что могут сделать специалисты?
выяснить жизненную ситуацию ребенка, хорошо знать источники
его проблем
выявить степень эмоциональных проблем ребенка
проводить реабилитационную работу (психотерапия и коррекция поведения)
провести хорошую медицинскую диагностику и коррекцию (помощь детского
невролога)
провести грамотную диагностику уровня развития ребенка и степени его
отставаний
разработать систему развивающих и коррекционных занятий в соответствии с
особыми потребностями в образовании для данного ребенка –
индивидуальных или групповых
дать рекомендации родителям относительно домашних занятий с ребенком
проводить регулярный мониторинг развития ребенка и знакомить родителей с
его результатами, отражающими динамику развития ребенка
Слайд 26Рекомендации
Что могут сделать родители?
создать развивающую среду
заниматься с ребенком
помнить
– «аффект тормозит эффект»
не сравнивать с другими
набраться терпения
применять разумные нагрузки