Слайд 1Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой.
О.В. Логинова
педагог-психолог
МБДОУ Детский сад № 5
Слайд 2
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую
стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.
Начальная школа начинается с предшкольного образования.
Слайд 3Актуальность
определение общих принципов преемственности между ступенями образования.
обеспечить
безболезненный переход детей в школу, помочь первоклассникам адаптироваться
к новым условиям.
Слайд 4 Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
на дошкольной ступени
образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:
координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.
Слайд 5Работа по преемственности между дошкольным и начальным образованием
создание системы
непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;
развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;
формирование психологической готовности к школе;
разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;
создание комплекта учебно-методической документации;
формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
создание новых творческих мастерских и проектов.
Слайд 6
На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ, семьи и школы актуальна. Серьезная
работа по подготовке детей к школе необходимо проводить в рамках сотрудничества педагогических коллективов Тымовского района ДОУ и СОШ. Педагогам совместно определить и обсудить круг вопросов по преемственности. Результатом такой встрече будет являться разработка совместных действий по преемственности в плане учебно-воспитательной работы детского сада и школы.
Слайд 7
Практика покажет, что положительные результаты адаптации детей
к школе и учению будет существенной, где налажены тесные контакты педагогов и воспитателей, организован обмен опытом, постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.
Слайд 8Проблемы преемственности
Механизма согласования целей и принципов различных учреждений образования, как правило
отсутствует. Необходимо согласовать цели на дошкольном и начальном школьном уровнях.
Несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в начальной школе новым требованиям социума.
Недостаточный уровень психолого-педагогичского обеспечения процесса перехода ребёнка из детского сада в начальную школу.
Слайд 9Преемственность в МБДОУ Детский сад № 5
Включает 3 взаимосвязанных этапа:
Сентябрь-октябрь. Сбор
информации о воспитанниках детского сада для подготовки к школьному обучению
Слайд 102. Ноябрь-апрель. Коррекционно-индивидуальная работа как с детьми так и с родителями.
Реализация проекта «Школа Домовят».Экскурсии в музей, библиотеку, школы
Слайд 12Проект «Как вам живётся?»
Ученики 1 класса в гостях у дошколят.
Слайд 143 этап. Завершающий. Оформление карт развития и передача в СОШ.
Слайд 15ПРИМЕРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА ШКОЛЬНИКА
Общие сведения об учащемся
Фамилия, имя ________________________________________________
Родился в ______________
году, __________ числа, _________ месяца.
До поступления в 1 класс воспитывался _________________________.
Особенности физического развития и состояния здоровья:
(соответствует или несоответствует возрастной норме, выше или ниже нормы);
Отклонения в физическом развитии (отклонений нет, состоит на учёте в диспансере, дефекты речи, слуха, зрения и др.);
Занятия физической культурой (основная группа, дополнительная, специальные занятия по рекомендации врачей, занятия в спортивной секции).
Слайд 16Учебная деятельность школьника
Проявляет ли интерес к учебным предметам (ко всем предметам
в одинаковой степени; выделяет отдельные предметы; не проявляет явно выраженного интереса ни к одному)?
Каковы особенности выполнения учебной деятельности (активность на уроках, организованность, старательность, в какой мере владеет основными навыками учебной деятельности)?
Развитие речи (запас слов; умение пересказывать учебные и неучебные тексты; лучше владеет устной или письменной речью; меняется ли качество речи в зависимости от ситуаций – урок, перемена, свободное общение с учителем и обязательное)?
По каким учебным предметам есть наиболее существенные пробелы знаний? Каковы их причины?
Испытывает ли трудности в учении (по отзыву самого ученика)? В чём, по мнению школьника, эти трудности проявляются и как он их объясняет?
Как относится к получаемым отметкам, к одобрению или замечаниям учителей (чаще соглашается с оценкой или не соглашается; насколько активно ищет одобрения взрослого; что для него наиболее действенно: одобрение или порицание)?
Какова типичная реакция на неудачи (в чём или в ком видит чаще всего причину их; что делает для исправления; насколько сильно переживает неудачи, по сравнению с успехом, или равнодушен)?
Особенности поведения в школе (поведение на уроке, переменах; отличается ли его поведение в разных ситуациях школьной жизни)?
Выполнение школьного режима (опаздывает ли на уроки, есть ли пропуски занятий без уважительных причин; другие нарушения правил поведения в школе, если они есть).
Слайд 17Взаимоотношения с одноклассниками
Положение в классе (пользуется авторитетом или нет; пользуется симпатией
большинства одноклассников, вызывает у них антипатию; одноклассники – эмоционально нейтральны по отношению к нему; получает больше внимания со стороны мальчиков или девочек)?
Отношение самого ученика к сверстникам (хочет дружить со своими одноклассниками, со сверстниками вне класса, вне школы; равнодушен к ним; имеет друзей преимущественно своего возраста, старше или младше себя, друзья только своего пола или нет)?
Стиль отношения со сверстниками (спокойно-доброжелательный, агрессивный, заискивающий, неустойчивый, неопределённый; стиль отношений существенно меняется в разных ситуациях – каких)?
Слайд 18Заключение
Наиболее значительные изменения в успеваемости, поведении, отношениях со взрослыми и сверстниками
в течение всего начального обучения (текущем году), по сравнению в предыдущим.
Основные направления работы с данным учеником.