Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по
адаптированным основным
образовательным программам»
Познавательно-творческий проект
«Сказка ложь, да в ней намёк! …по сказкам А.С. Пушкина.
для обучающихся 6 б класса
Руководитель проекта: Новикова Елена Александровна учитель русского языка первой
квалификационной категории
Слайд 2Содержание:
Введение (актуальность выбранного проекта)
Основная часть (цель, задачи, краткое описание хода работы
и полученных результатов)
Заключение (анализ процесса работы и результатов работы)
Приложение.
Слайд 3
Введение. Актуальность.
Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей
является Александр Сергеевич Пушкин.
Сказки Пушкина – это первые наши книги. Сказка – это рассказ о заведомо невозможном, здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», урок нравственности, доброты, честности, ума и хитроумия.
Со сказок Александра Сергеевича Пушкина начинается любовь ко всей русской поэзии. Пушкин писал не только сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно. Все без исключения положительные герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка либо славит находчивость и смелость, либо высмеивает глупость и лень, трусость и жадность является настоящим литературным шедевром! На детей сказки Пушкина оказывают огромное воспитательное воздействие. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка.
Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.
Задача взрослых познакомить ребёнка с творчеством великого поэта как можно раньше и сделать его стихи, сказки, частью внутреннего мира растущего человека.
Слайд 4ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .
Цель:
- обобщить знания по сказкам А.С.Пушкина;
- сформировать интерес к
произведениям русского писателя;
- обсудить разнообразие сказок в творчестве А. С. Пушкина, привить любовь к литературе,
- сформировать умение анализировать сказку;
- изучить, всегда ли добро побеждает зло и чему учат сказки на примере сказок А.С. Пушкина.
Задачи:
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас обучающихся;
- формировать умение выразительно читать стихи, сказки по ролям;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, умение сравнивать, обобщать, анализировать;
- познакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина;
- развивать поисково- познавательную деятельность, монологическою речь обучающихся.
Слайд 5Методы исследования:
теоретический (изучение и анализ литературы, интернет-источников);
сравнительный;
метод обобщения и анализа
Практическая значимость:
данная проектно-исследовательская работа может быть использована учителями и обучающимися на уроках чтения при изучении сказок А.С. Пушкина
Слайд 6Этапы работы над проектом:
I этап - подготовительный:
Анкетирование с целью выяснения
отношения обучающихся к сказкам А.С. Пушкина.
Определение темы проблемы проекта «Чему учат сказки?».
Формулирование темы проекта его целей, задач.
Знакомство со стартовой презентацией: в стартовой презентации обучающиеся узнают тему проекта, формулируют основные вопросы проекта, в форме фронтальной беседы выявляются начальные знания и умения обучающихся.
Поиск информации:
1)подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала. Прослушивание музыкальных произведений Н.А. Римского- Корсакова: «Полет шмеля», «Три чуда…» (импровизация полета шмеля) по теме проекта.
2)подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности (чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам, знакомство с различными формами фольклора, приобщение к традициям народного творчества;
II этап - формирующий (практический)
Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
Формирование групп и распределение задач между членами группы.
Составление плана работы в группах.
Самостоятельные исследования обучающихся в рамках проекта:
-чтение сказок;
-изучение обычаев и традиций русского народа;
-связь сказки с бытом русского народа;
-словарная работа со старорусскими словами.
-рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
-изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски)
III этап - Итоговый, презентация проекта.
— литературная викторина
— выставка рисунков по сказкам писателя;
— выставка книг по произведениям А.С.Пушкина.
Слайд 7Анкета
1. Какие сказки Пушкины ты читал(а)?
_______________________________________________________________.
_______________________________________________________________
2. Каких героев сказок А. С. Пушкина ты знаешь? Распредели их на две группы.
Положительные Отрицательные
_______________________ ________________________
_______________________ ________________________
4. Твой любимый герой сказок Пушкина?
_______________________________________________________________.
Список героев сказок А.С.Пушкина и их классификация.
Слайд 9Заключение.
Подводя итоги проекта «Сказка ложь ,да в ней намёк… по сказкам
А.С. Пушкина», нужно отметить, что поставленная цель и задачи были реализованы. Проект оказался интересным, творческим, ярким. Обучающиеся продолжили знакомство с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, узнали много нового и интересного о нём, у них появился интерес к чтению его произведений: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и многим другим. Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. В результате совместной деятельности обучающихся и педагога , дети приобщились к высокохудожественной литературе, к музыкальным произведениям Н.А.Римского- Корсакова, расширили кругозор о персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать литературные произведения. Возросло желание продолжить чтение других произведений А. Пушкина - не только сказок, но и стихов. Расширилось представление детей о народном искусстве, фольклоре, музыке. Анализируя результаты, хочется отметить, что работы детей получились яркие, необычные и оригинальные по способу выполнения. Дети выполняли работу с большим интересом и старанием. Обучающиеся овладели умением исследовать, изучать, обогащать свой практический опыт, тем самым расширяя свой кругозор, обогащая эстетическое чувство, развивая способность находить оригинальные решения, при выполнении творческих задач.
Литература.
1. А.С.Пушкин «Стихи и сказки», изд. Детская литература, М.,1974г.
2. А. Самарцев. «А.С.Пушкин», изд. Белый город. М., 2003г.
3. Февчук « Портреты и судьбы», Лениздат, 1984 г.
4. С.Т.Овчинникова. «Пушкин в Москве», изд. Советская Россия, 1984 г.
5. А.М.Гордин «Пушкин в Михайловском», Лениздат, 1989г.
6. И.Токмакова « Поговорим с тобой о Пушкине», Дошкольное воспитание №1.1999 г.
8. К.Степанов «Пушкин: истоки творчества», Начальная школа №2 2000г.
9. Н.И.Попова «Музей-квартира А.С.Пушкина», Лениздат, 1989г.
Слайд 10Приложение
Обучающиеся узнают тему проекта , формируют основные вопросы проекта.
В форме фронтальной
беседы выявляются начальные знания и умения обучающиеся
Формирование групп и распределение задач между членами группы. Составление плана работы в группах.
Слайд 11
РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Чтение сказок, беседа по разделам.
- изучение
обычаев и традиций русского народа.
-связь сказки с бытом русского народа.
- рассматривание и сравнение иллюстраций в книгах различных изданий.
Изобразительная деятельность по сказкам ( рисование, раскраски)
Слайд 12Работа по реализации проекта
Заучивание отрывка из сказок.
Слайд 13Выставка книг.
Выставка рисунков к сказкам.
Слайд 14Просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам.