Презентация, доклад Помощь школьнику в овладении навыком чтения.

Содержание

Презентация выполнена педагогом-психологом КОУ ВО «ЦЛПДО»О. А. Чуевой.

Слайд 1Содействие формированию навыка чтения. Коррекционно-развивающая работа психолога с обучающимися с ТНР.

Содействие формированию навыка чтения.    Коррекционно-развивающая работа психолога с обучающимися с ТНР.

Слайд 2Презентация
выполнена
педагогом-психологом
КОУ ВО «ЦЛПДО»
О. А. Чуевой.

Презентация выполнена педагогом-психологом КОУ ВО «ЦЛПДО»О. А. Чуевой.

Слайд 3Согласно статистике, начиная с конца 60-х годов количество трудностей в обучении

школьников чтению неуклонно растет. Это тем более актуально, когда дело касается обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Педагог-психолог, работающий с такими детьми, не может быть в стороне от решения данной проблемы.

Чётко выстроенная система психологической помощи обучающимся с ТНР в диагностике и коррекции трудностей в обучении вообще и в формировании навыка чтения в частности - приоритетное направление в деятельности школьного психолога.
Согласно статистике, начиная с конца 60-х годов количество трудностей в обучении школьников чтению неуклонно растет. Это тем

Слайд 4Как построить работу?
С чего лучше начать?
Как заинтересовать обучающегося?

Предлагаемые материалы могут помочь

заинтересованному специалисту.
Как построить работу?С чего лучше начать?Как заинтересовать обучающегося?Предлагаемые материалы могут помочь заинтересованному специалисту.

Слайд 5Психодиагностика. Чтобы понять характер трудностей обучающегося, необходимо определить актуальный уровень его

развития.
На начальном этапе работы с ребёнком целесообразно использовать очень простые методы.
Методика «Кружки». Психолог просит нарисовать столько кружков, сколько букв в слове. При этом используются лишь те слова, где количество букв и звуков одинаково : ДА, ДОМ, КАША, РЫБА, КОШКА и т. д.
Исключение (вариант С.Д. Забрамной). Используется несложная серия картинок, где выбор «неподходящей картинки» сделать очень легко. Главная диагностическая цель - проверить, сможет ли ребёнок построить простое речевое высказывание (конечно, это не относится к случаям, когда речь представлена лишь отдельными словами или звукоподражанием), мотивируя свой выбор: «...эта фигура лишняя, потому что она — треугольная, а остальные — квадраты». Практика показывает, что зачастую детям с ТНР недоступно даже это.
Проверка степени понимания обращённой к ребёнку речи, а также способности удерживать инструкцию при выполнении различных диагностических заданий.

Психодиагностика. Чтобы понять характер трудностей обучающегося, необходимо определить актуальный уровень его развития. На начальном этапе работы с

Слайд 6Содействие формированию навыка чтения на разных этапах обучения.
Запоминание букв.
Образы – визуальные,

аудиальные, тактильные и, конечно, эмоциональные – помогут ребёнку с ослабленной памятью запомнить буквы.

Букварь Н. А.Ткаченко — хорошее подспорье в такой работе.


Содействие формированию навыка чтения на разных этапах обучения.Запоминание букв.Образы – визуальные, аудиальные, тактильные и, конечно, эмоциональные –

Слайд 7Продолжаем запоминать буквы и тренируем функцию внимания. Использование корректурных проб с

различными вариантами заданий.

Важно! Работать параллельно с учителем, не забегая вперёд и используя только изученные буквы!
Помимо известных способов – вычёркивание или обведение кружком одной или двух букв очень хороший эффект даёт такое задание: «Вычёркивай в каждой строке ту букву, которая стоит в ней первой». При таком варианте психолог работает не только с концентрацией и переключением внимания, но также развивает функцию самоконтроля и планирования деятельности.

Продолжаем запоминать буквы и тренируем функцию внимания.  Использование корректурных проб с различными вариантами заданий.Важно! Работать параллельно

Слайд 8На этапе обучения слоговому чтению.
Использование корректурных проб с нахождением и выделением

слогов.
Один из таких вариантов предлагается Е. В. Колесниковой.
Далее необходимо подбирать такие материалы, где заданный слог встречается не однажды. Полезно использовать отрывки из текстов.
Применяя подобные методы, психолог помогает формированию орфографической зоркости учащегося.
На данном этапе очень полезно предлагать ребёнку печатать слоги и короткие слова в том числе с использованием компьютера.

На этапе обучения слоговому чтению.Использование корректурных проб с нахождением и выделением слогов.Один из таких вариантов предлагается Е.

Слайд 9Пропустим этап работы с прочтением первых слов – это работа учителя

и логопеда. Но если психолог «погрузился» в проблему, ему необходимо знать о таком приёме, как использование дуг и точек - помощников в овладении навыка чтения слов. Дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую букву, а точка указывает на короткое произнесение звука.
Проблема: ребёнок сумел прочитать предложение, но смысла не понял. Это очень часто бывает и с «обычными» детьми. Что касается обучающихся с ТНР, для них фразы, типа «у сома усы», «у Маши каша» могут быть запредельно трудны. И дело тут не только в нарушении фонематического слуха. Трудности осмысления связаны с несовершенством процессов анализа-синтеза. Произносимые в предложении слоги и слова сливаются в сознании ребёнка воедино, что делает невозможным восприятие отдельных слов и фразы в целом.
Вопросы к ребёнку, направленные на разбор этой бессмыслицы, очень помогут ему: «Про кого ты прочитал? У кого … усы,… каша,…сок?» И наоборот: «У сома …что? А у Саши…?»
Параллельно развиваем оперативную память.

Помощь на этапе формирования навыка чтения простых предложений.

Пропустим этап работы с прочтением первых слов – это работа учителя и логопеда. Но если психолог «погрузился»

Слайд 10Методика мюнстерберга
На данном этапе, или несколько позже (всё зависит от индивидуальных

особенностей обучающегося) уместно использовать методику Мюнстерберга, начиная с очень простых форм.
Одним из таких вариантов может быть работа, проводимая после прочтения коротких текстов К. Д. Ушинского.

Методика мюнстербергаНа данном этапе, или несколько позже (всё зависит от индивидуальных особенностей обучающегося) уместно использовать методику Мюнстерберга,

Слайд 11Осваивая навык чтения, дети, как правило, очень радуются первым успехам, и

психологу надо подобрать упражнения, которые вызовут интерес ребёнка и помогут закрепить и развить полученные на уроках умения.
Хорошим подспорьем могут стать тексты, где часть слов заменена картинками.
Это совместное чтение специалиста с обучающимся: обучающемуся предлагается внимательно следить за чтением текста психологом и «помогать» ему – читать некоторые слова или простые фразы, а также озвучивать картинки.
Мы решаем сразу несколько задач:
используем приём «буксира» (читаем чуть быстрее темпа ребёнка, побуждая его как бы к чтению «про себя»)
содействуем развитию самоорганизации и самоконтроля в процессе чтения
содействуем формированию умения согласовывать слова в предложении: ведь обозначенное картинкой слово надо употребить в правильной форме
расширяем активный словарь обучающегося, так как дети не всегда могут подобрать нужное слово.


Осваивая навык чтения, дети, как правило, очень радуются первым успехам, и психологу надо подобрать упражнения, которые вызовут

Слайд 12«Соедини половинки»
Данное задание также многофункционально и содержит множество вариантов в зависимости

от решаемой забачи7
Предлагая его, специалист работает над развитием
смысловой стороной техники чтения;
-избирательности внимания
- зрительным запечатлением образа слова.
Приводим некоторые образцы такой работы, отличающиеся не только степенью сложности, но и содержанием решаемых задач.
«Соедини половинки»Данное задание также многофункционально и содержит множество вариантов в зависимости от решаемой забачи7Предлагая его, специалист работает

Слайд 13Развитие психических функций, непосредственно влияющих на продуктивность формирования навыка чтения.

Развитие психических функций, непосредственно влияющих на продуктивность формирования навыка чтения.

Слайд 14Развитие слуховой образной памяти
На наш взгляд, ничто лучше так не справляется

с данной задачей, как работа со стихами.
Приведённое здесь стихотворение хорошо отвечает некоторым правилам выбора произведения – в тексте есть несколько названий деревьев, а также перечисляется несколько подарков, «преподносимых» осенью.
Психолог читает стихотворение дважды, после чего предлагает вспомнить:
Названия каких деревьев встречаются в стихотворении
Какие подарки дарит осень



Ходит осень В нашем парке, Дарит осень Всем подарки: Бусы красные – Рябине, Фартук розовый – Осине, Зонтик жёлтый – Тополям, Фрукты осень Дарит нам.

Развитие слуховой образной памятиНа наш взгляд, ничто лучше так не справляется с данной задачей, как работа со

Слайд 15Воспользуйтесь старым добрым приёмом – диафильмами. Они сейчас почти забыты –

а зря.
Когда ребёнок уже овладел начальным навыком чтения, но читает пока медленно, с трудом, необходимо поддержать его в развитии этого умения.
Как замечательно помогут справиться с этой задачей диафильмы: картинка и короткий текст. Можно читать по очереди. Трудные фразы педагог-психолог прочтёт сам.
Воспользуйтесь старым добрым приёмом – диафильмами. Они сейчас почти забыты – а зря. Когда ребёнок уже овладел

Слайд 16И ещё очень много интересного
может придумать специалист,
чтобы помочь ребёнку

преодолеть
трудности и порадоваться вместе с ним:

«Как хорошо уметь читать!»


И ещё очень много интересного может придумать специалист, чтобы помочь ребёнку преодолеть трудности и порадоваться вместе с

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть