Слайд 1Руководитель : Дружина Е.Е. - учитель истории и обществознания МОУ
«
Усть – Щербединская СОШ».
Проектная
и исследовательская
деятельность учащихся по созданию семейных
родословных
Слайд 2
Цель:
Определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании семейных родословных
Задачи:
Формирование интереса
к истории Отечества, своего края, семьи и воспитание гражданина
Развитие у учащихся исследовательских навыков
Создание, систематизация семейного архива
Слайд 3Основополагающий вопрос:
Зачем нужно знать свою родословную ?
Слайд 4
Проблемные вопросы:
Генеалогическое дерево – это привилегия знаменитых людей
?
Обязательно ли знание и сохранение традиций ?
Слайд 5
Учебные вопросы:
Какие традиции есть в вашей семье?
Что нового вы узнали о своих родных?
Отразились ли события прошлого века в истории вашей семьи? ( репрессии, гражданская или ВОВ)
Интересно ли вам это знать?
Слайд 6
Планирование проекта.
Определение участниками своих интересов по теме проекта.
Формирование подгрупп для проведения
исследований.
Обсуждение и формирование плана работы подгруппы по теме исследования.
Распределение обязанностей в исследовательских подгруппах.
Слайд 7 Переписка с В.Б.Атапиным
Встреча со старейшими жителями села
Чтение книги С.В.Старостина
«Возвращение к памяти»
Подготовительный этап.
Слайд 9
Атапин Виктор Борисович, родился 10 августа 1955 года
в Витебске, окончил филологический факультет Белгосуниверситета, работает в страховании.
Слайд 10
Теперь я знаю: вечно можно жить.
Пусть не всегда
в одном и том же теле,
Но всё же смело вам могу я заявить:
В потомках можно жить на самом деле!
Один пусть жил давно, другой – недавно,
Но все они за годом год, день ото дня
Своей рукой историю творили,
Историю семьи писали для меня.
Теперь я знаю их, теперь я не потерян,
И в памяти своей храню их имена,
И знать пусть не дано, какой нам век отмерян,
Но помнить будут нас в другие времена.
Слайд 11Происхождение фамилии :
В этой книге на странице 145 написано о происхождении
нашей фамилии:
Атáпин – образованное суффиксом -ин отчество из формы Атапа от канонического мужского личного имени Евстафий (см. Астапов), – форма Атап от этого мужского личного имени документирована в белорусской антропонимии (Бірыла – Беларуская антрапанiмiя, стр. 67).
Написал это известный ученый Владимир Андреевич Никонов (1904-1988) в своем труде «Опыт словаря русских фамилий». Довести его до конца он не успел, но буква «А» в силу своей первостепенности сделана вся. На сей день это самое авторитетное мнение, а на мой взгляд, и единственно правильное, так как другие объяснения вроде попытки образовать фамилию от татарского имени Атап не выдерживают критики.
Слайд 12
Дед мой- Владимир Иванович
Старший, Борис Владимирович -
мой отец
. На фото отец с однополчанами в день снятия блокады Ленинграда
Младший брат моего отца Владимир Владимирович
Слайд 13
Средний брат отца Виктор, 1921 года рождения, в
честь которого назвали Виктором и меня, был летчиком и погиб на войне 5 октября 1942 года.
Слайд 14
В газете «Известия» за 01.04.1970 года о его
смерти написано.
Слайд 15Средства реализации проекта
Уроки
истории
Кружок «Поиск»
Семья
«Школа
исследователя»
Поиск источников,
формирование,
систематизация
семейного архива
Слайд 161 этап «Родословное древо»
Первые результаты опроса родственников
(из работы учащейся школы)
Слайд 182 этап «Биографические справки»
Сбор подробных биографических данных
Классификация источников
Составление биографических
справок на представителей своей семьи
Слайд 192 этап «Биографические справки»
По маминой линии (из работы учащейся школы)
Слайд 203 этап
«От истории своей семьи к истории страны»
История семьи
История
села Усть - Щербедино
Трудовая биография
Репрессии в судьбе семьи
Мои предки – участники Великой Отечественной войны
Войны в судьбе моей семьи
Слайд 21Результаты проекта
«Моя родословная»
Представление результатов работы с использованием презентаций.
Обсуждение и оценивание
сочинений учащихся о традициях своей семьи.
Выступление групп перед родителями и учащимися. Подведение итогов проекта.
Слайд 22Помнить предков далеких,
Называя по имени –
Старый мудрый обычай
Возрождается ныне.
Слайд 23Давайте помечтаем!
В результате выполнения проекта мне бы хотелось, чтобы дети научились:
1.
работать в группе, находить друг с другом
компромиссы, уважать чужое мнение;
2. сотрудничать со своими родителями,
родственниками, друзьями;
3. применять знания полученные на уроках
информатики, истории в повседневной жизни;
4. поняли и научились гордиться историей своей семьи,
школы;
5. создали красивый, интересный проект, который наглядно
продемонстрирует все выше перечисленные навыки.
и еще …
Слайд 24В добрый путь!
Фантазируйте…
Исследуйте …
Мечтайте …
Творите …
Слайд 25Каждый человек – это отдельная история,
Каждый человек, каждый мир имеет
своё начало.
Семья – начало человека и его продолжение, а значит и продолжение его истории.
Слайд 26 Воспитание достойных граждан своей страны через изучение семейных родословных – может
стать национальной идеей современной России.
Слайд 27 Тихими осенними и зимними вечерами, когда никуда не нужно спешить,
а за столом собралась вся семья, нет ничего лучше, чем вспомнить с благодарностью о своих истоках - о своем роде, о своих предках, наделивших тебя чертами, талантами и даже обликом. Так почему бы, рассматривая семейные фотографии и слушая истории из жизни родственников, не объединить всё это в самое настоящее генеалогическое дерево?
При нынешнем темпе жизни теряются многие родственные связи, и мало кто помнит, как звали прабабушку, чем она занималась, где она жила, не говоря уже о других дальних родственниках. Начатое родителями семейное генеалогическое древо продолжат дети, которые наглядно получат представления о том, что такое настоящая семья.