Слайд 1 ВСЕКРЫМСКАЯ АКЦИЯ «СОХРАНИМ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КРЫМА ВМЕСТЕ»
УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ
71ПОЛИГОН
Слайд 3познакомить экскурсантов с историей создания и деятельностью 71полигона
показать историческую роль
поселка в создании ядерного щита страны
- познакомить с биографией и деятельностью генерал – лейтенанта Чернореза В.А.
воспитание чувства гордости за свой поселок
Цель:
Слайд 4ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ БАГЕРОВО
СКУЛЬПТУРА ЛЕТЧИКА
БАГЕРОВСКИЙ АЭРОДРОМ
ДОМ ЧЕРНОРЕЗА В.А
МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА У ЗДАНИЯ ГДО
ОБЪЕКТЫ
ЭКСКУРСИИ
Слайд 5Багерово - поселок городского типа, центр поселкового Совета, железнодорожная станция. Расположено
в 61 км от районного центра. Такое странное на слух название, прямо с какими-то иностранными корнями. Ощущение не обманывает. Населенный пункт появился на свет где-то в 1816-18 годах благодаря покупке земель испанским консулом или немецким колонистом Багером или Баугером, точно не установлено. Скорее всего, освоение земель началось со строительства частного особняка. Так место получило имя. После революции потомки Багера вернулись на родину, собственность добровольно передали советской власти. Это начало истории Багерова.
Слайд 6Если вы поедете в Багерово по железной дороге, вас встретит летчик.
Какой? Обыкновенный - в летном шлеме, комбинезоне, выкрашенный, как в народе говорят, серебрянкой. Статуя поставлена, видимо, в конце пятидесятых годов. Молодой человек, запечатленный теперь уже неизвестным скульптором, пристально смотрит вперед. По логике, напрашивается фраза: "смотрит в будущее", но, вопреки всякой логике, летчик смотрит вперед, но - в прошлое.
Слайд 7
Что такое Багерово? На этот вопрос вы получите разные ответы, смотря
к кому обратитесь. Молодежь отмахнется и скажет: "Да село, поселок, там какие-то воинские части стояли, какой-то аэродром был. Сейчас все заброшено". Люди зрелого возраста: "Багерово было одним из лучших полигонов во времена Советского Союза. Сюда многие стремились попасть на службу. Было и почетно, и в бытовом отношении удобно". И каждый будет по-своему прав.
Слайд 8Решение о создании 71-го полигона ВВС для авиационного обеспечения ядерных испытаний
было оформлено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 августа 1947 г. и приказом министра обороны от 27 августа 1947 г.
Окончательным местом для 71-го полигона был определен р-н пос. Багерово на Керченском п-ове в Крыму. Полигон был расположен в 14 км от Керчи на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома.
СОЗДАНИЕ ПОЛИГОНА
Слайд 9В этом районе преобладало значительное количество солнечных дней, что было существенно
для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами при траекторных измерениях. При этом учитывалось обеспечение безопасности испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории. Восточная граница полигона от пос. Багерово выходила к Азовскому морю в р-не Чокракского озера, а западная — к Казантипскому заливу.
Срок формирования и оснащения полигона был приурочен к лету 1949 года, когда планировалось первое испытание ядерного заряда на Семипалатинском полигоне.
Слайд 12 СТРОИТЕЛЬСТВО АЭРОДРОМА
Аэродром был построен всего за полгода.
Строили его в 1951-1952 годах под руководством Л.П. Берия для испытания крылатых ракет (главным конструктором которых был Сергей Берия).Для взлета и посадки тяжелых ракетоносцев в Багерово была построена взлетно-посадочная полоса шириной 80 метров и длиной 3,5 километра. Полоса была сделана из прочнейшего бетона и использовалась дальними бомбардировщиками Ту-4.
Слайд 15Лаврентий Павлович Берия – руководил строительством полигона
С. Берия, в 1947 году,
окончив Академию с отличием, решением Правительства направляется заместителем Главного конструктора в специальное конструкторское бюро СБ-1 для разработки системы управляемого оружия «воздух - море».
Слайд 16Полигон был создан для авиационного обеспечения воздушных ядерных испытаний и отработки
технических средств доставки ядерных зарядов, в качестве которых в то время могла использоваться только авиация. Первые атомные заряды разрабатывались для авиационных бомб с весогабаритными характеристиками, позволяющими использование их с дальнего бомбардировщика «Ту-4». Поэтому-то и аэродром «Багерово» был внеклассным, рассчитанным на приём воздушных судов всех типов
Слайд 17На полигоне были штаб, летно- испытательная часть в составе трех авиационных
полков, инженерно- авиационная служба, научно- испытательная часть с лабораториями и отделами, службы тылового обеспечения.
Слайд 18Полигон часто посещали ученые: Зернов П, Харитон Ю, Духовой Н, Щелкин
К, Алферов , Александров А. Они работали в КБ-11- цель которого:
«разработка конструкции и изготовление опытных образцов реактивных двигателей». Фактически это означало создание мощного оружия нового образца – атомной бомбы.
Зернов П.М
Харитон Ю.Б
Щёлкин К.И
Алфёров в.и
Александров А.П.
Слайд 19В гарнизоне отрабатывались неядерные испытания изделий РДС 1 и крылатой ракеты
КС- КОМЕТА
РДС 1
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА КС- КОМЕТА
Слайд 20ИСПЫТАНИЯ КОМЕТЫ
Всего в испытаниях участвовали четыре самолета «К», на которых Амет-Хан,
С.Анохин, Ф.Бурцев, В.Павлов и П.Казьмин выполнили 150 полетов. С переходом к отработке пусков по реальной цели доводилась система наведения и управления "Кометой" - аналог после сброса шел на цель, подобно боевой ракете, и лишь на конечном участке летчик отключал самонаведение, брал управление на себя и возвращался на аэродром. Все полеты прошли благополучно, хотя сами летчики считали их крайне непростыми. В одном таком полете аналог Амет-Хана сорвался с подвески с неработающим двигателем, который удалось запустить лишь у самой воды, в другом - у Бурцева не отключался автопилот и он, с трудом пересиливая рулевые машинки, едва смог отвернуть от корабля-цели.
Слайд 21
Далеко не все проходило гладко. Недаром летчик-испытатель Бурцев так вспоминал об
ощущениях, пережитых в кабине имитатора снаряда, подвешенного к Ту-4: "Почти у самой головы стальными мечами сверкали винты моторов бомбардировщика... казалось, что наша резвая "птичка" сразу после отцепки врежется в них!" И однажды подобное случилось.
Было рассчитано, подтверждено аэродинамическими продувками и проверено испытательными полетами, что после отцепки самолет-снаряд с работающим двигателем сразу "проваливается" вниз на 100-130 м. После этого он набирает скорость и, быстро опережая носитель, влетает в луч радиолокатора. Однако в одном испытательном полете самолет-снаряд (слава Богу, уже не пилотируемый) после отцепки не "провалился". Пролетая под ближним к фюзеляжу правым двигателем носителя, он попал в рабочую зону винта. Лопасти ударили по носовой части снаряда, который отбросило влево, в рабочую зону винта другого, левого, ближнего к фюзеляжу двигателя. Его лопасти ударяют по хвостовому оперению (килю) снаряда и вновь отбрасывают снаряд влево. После этого снаряд быстро полетел с уклоном влево вниз и, пикируя, упал в море.
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ КАЗУСЫ
Слайд 22А на носителе остановились два средних мотора, вдобавок кусок отломившейся лопасти
второго винта врезался в левый крайний двигатель и перебил трос управления его оборотами. Ту-4 летел на двух крайних двигателях, но левый из них не управлялся. Командир корабля капитан Никольский отдал приказ: "Спокойствие! Без паники! Всем подготовиться покинуть самолет!" И тут в наушниках раздался голос стрелка: "Товарищ командир! У Морозова нет парашюта!" Ни секунды не раздумывая, Никольский принял решение: "Привязать Морозова к Смирнову!« Почему у одного из членов экипажа не оказалось парашюта - не знаю. Но все происходило именно так.
Слайд 23Затем в самолете наступила полнейшая тишина. Все лихорадочно подтягивали лямки парашютов.
Двое привязывают Морозова к Смирнову. Бомбардировщик устойчиво летел на двух двигателях и приблизился к аэродрому. Зашел на посадочную глиссаду. Командир решил садиться. У края ВПП тем временем уже выстроилось более десятка пожарных и санитарных автомобилей. Большая толпа военных, специалистов, руководителей испытаний стояла и наблюдала за происходящим.
Летчик блестяще посадил аварийный самолет - никакой помощи не потребовалось. Моторист на земле по лестнице взобрался на крыло, чудом удерживаясь под мощным воздушным потоком работающего двигателя, открыл лючок и выключил мотор.
Слайд 24
А вот еще одно ЧП. Проводился очередной эксперимент с отцепкой самолета-аналога
в полете с целью отработки ввода его в луч РЛС носителя. Летчиком-испытателем на имитаторе снаряда на сей раз был Султан Амет-Хан, командиром экипажа Ту-4 - капитан Никольский, оператором снаряда - Александр Шевелев. Обычно, взлетев с аэродрома Багерово, носитель напрямую долетал до города Белогорска, разворачивался почти на 180 градусов и ложился на боевой курс. На этот раз, учитывая особенности" оператора снаряда, командир Ту-4 долетел почти до Симферополя и примерно в 20 км от него развернулся в сторону мыса Чауда.
Слайд 25
Неожиданно бомбардировщик сильно тряхнуло. Шевелев заглянул в иллюминатор и увидел, что
снаряда на подвеске нет. Испугавшись, он закричал по переговорному устройству: "Аналог потеряли!" Штурман из носовой части Ту-4 увидел имитатор, который быстро летел вниз, слегка отворачивая в сторону моря. Все случилось над горами на высоте 3000 м. Снаряд отцепился от носителя с неработающим двигателем. Связи у летчика на имитаторе с носителем не было, он мог связываться только с КП аэродрома. На бомбардировщике - переполох. Спрашивают Шевелева, может быть, он случайно нажал кнопку "отцепка"? Нет, не нажимал! Кнопка закрыта красным колпачком и, не открыв его, нажать кнопку невозможно.
Слайд 26На аэродроме руководители испытаний всегда слушали сообщения командира самолета-носителя по радио.
Никольский доложил о случившемся. В ответ он услышал: "Наблюдайте! Следуйте домой!«
Обычно, когда эксперимент проходил удачно, летчик имитатора снаряда, прилетев на аэродром, переводил его в вертикальную "свечу", после этого совершал посадку. По "свече" всем все было ясно - полет прошел нормально. Довольные шли в домик председателя комиссии по испытаниям, где подводились итоги. Но тут Амет-Хан сел без всяких воздушных пируэтов. Когда к нему подбежали авиамеханики с вопросом "Что случилось?", Султан лишь махнул рукой, что-то со злостью пробормотал и быстро пошел навстречу приближавшимся руководителям.
Слайд 27Он, конечно, совершил почти невозможное: после отцепки без работающего двигателя летчику
было отведено не более 2 минут, чтобы запустить мотор, набрать скорость и вывести аналог с траектории падения. Какую же надо было иметь выдержку, реакцию, знание материальной части, умение летать, чтобы безошибочно за столь минимальный срок выполнить все необходимые операции и спасти себя и машину?! Амет-Хан со всем этим справился. В нескольких метрах над водой он перевел аналог в горизонтальный полет, благополучно вернулся на аэродром.
Слайд 28
К июню 1952 г. можно было приступить к заключительному этапу испытаний
- пускам реальных самолетов-снарядов. Теперь каждый эксперимент имел особое значение.
Эксперимент строился по такому плану. На корабле закладывались и фиксировались рули поворота так, чтобы он курсировал по кругу. Развивалась крейсерская скорость хода. Вся команда снималась с "Красного Кавказа" и на торпедных катерах отходила на безопасное расстояние от него. После завершения этой процедуры, подготовленный к боевому вылету самолет-носитель поднимался с аэродрома, и далее все выполнялось как и в полете с аналогом: оператор РЛС носителя обнаруживал и брал на автосопровождение цель, оператор самолета-снаряда подготавливал его к пуску, на дальности от 130 до 70 км снаряд отцеплялся, входил в луч РЛС носителя и шел на цель. Как правило, снаряд попадал в среднюю часть корабля и "прошивал" крейсер насквозь. СР.
ЦЕЛЬ - КРЕЙСЕР
Слайд 29
После каждого такого пуска экипаж крейсера быстро возвращался на корабль и
проводил срочные и первоочередные аварийные работы. Далее "Красный Кавказ" уходил в базу, в течение очень короткого времени ремонтировался и снова выходил на испытания в море. Между тем морские специалисты на вопрос, затонет ли крейсер при попадании в него одного снаряда с принятой боевой частью, ответили, что это невозможно. Ну, а раз так, решили в ходе заключительного эксперимента провести пуск снаряда с боевым зарядом...
21 ноября 1952 г. "Красный Кавказ" вышел в море. По отработанной методике команда установила режим движения крейсера и покинула корабль. В это время самолет-носитель с подвешенным боевым снарядом заканчивал разворот и ложился на боевой курс. Все операции операторы выполнили правильно...
Слайд 30...После попадания снаряда крейсер разломился пополам. Через 2,5-3 минуты "Красный Кавказ"
скрылся под водой. Экипаж самолета-носителя до посадки на аэродром не произнес ни одного слова...
Система "Комета" стала первым авиационным комплексом реактивного управляемого оружия класса "воздух-поверхность", которым была оснащена морская авиация СССР
Слайд 31ЛЕТЧИКИ - ИСПЫТАТЕЛИ
АМЕТ-ХАН СУЛТАН
ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
АНОХИН С.Н –СОВЕТСКИЙ ЛЕТЧИК ИСПЫТАТЕЛЬ,
ПОЛКОВНИК, ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО С ОЮЗА
Ф.И.БУРЦЕВ ПОЛКОВНИК, ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ, ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Слайд 32КАЗЬМИН П.И
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЕТЧИК –ИСПЫТАТЕЛЬ ПОДПОЛКОВНИК
ПАВЛОВ В.Г.– ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ КБ-1, МАЙОР
КУЗНЕЦОВ П. И.
–СТАРШИЙ ЛЕТЧИК- ИСПЫТАТЕЛЬ ПОЛКОВНИК
В.И.Ефимов заслуженный лётчик-испытатель СССР (полковник
Слайд 33Подписание акта об испытании «изделия 501» на 71-м полигоне ВВС. Сидят
— полковник Чернорез В. А. и генерал-майор Комаров Г. О. 1949 г.
Слайд 34 Радиологическое оружие
С 1953года на полигоне происходит
испытание радиологического оружия. В качестве боевого снаряжения использовались жидкие боевые радиологические вещества – отходы атомной промышленности, растворенные в химически активных кислотах. Испытывались головные части ракет и наливные авиационные бомбы. Основная задача испытания : проверка безопасности предполетной подготовки, транспортировка на борту самолета и выполнение бомбометания, определение зон поражения при взрыве наливной авиабомбы. В 1958 году все работы в рамках проекта по созданию радиологического оружия были прекращены. В 1972 году 71 полигон прекратил свое существование как самостоятельная организация. Так закончилась история крымского атомного полигона. Ядерные бомбы на полигоне никогда не испытывались.
Слайд 35НАЧАЛЬНИКИ ГАРНИЗОНА
генерал-майор
Комаров Г. О.
Генерал – лейтенант Чернорез В. А
Слайд 36Родился 13 марта 1905 г., в деревне Платцовка Саратовской области). В
Советской Армии с 1926 г. Окончил Борисоглебскую военную школу летчиков, затем — Военную академию им. Фрунзе. В Великой Отечественной войне участвовал с июня 1941 г., командовал штурмовой авиационной дивизией. За боевые заслуги награжден многими орденами и медалями. 29 мая 1945 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.
Георгий Осипович в должности начальника полигона № 71 — командира в/ч 93851 прослужил до 1952 г. В 1949 и 1951 гг. участвовал в организации и проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. «За выполнение специального задания правительства» — авиационное обеспечение ядерных испытаний — ему в 1953 г. была присуждена Государственная премия.
С 1959 г. находился в запасе, умер 20 сентября 1973 г.
Комаров
Георгий Осипович
Слайд 37Генерал – лейтенант Чернорез В. А
Родился Виктор Андреевич 31 января 1910
года в селе Пески Изюмского района Харьковской области в семье рабочего. В 1930 году поступил в Ленинградский институт точной механики и оптики. После второго курса продолжил учебу в Военной артиллерийской академии им. Дзержинского. В 1936 году окончил академию с отличием по специальности «инженер-артиллерист» и поступил в адъюнктуру Военно-воздушной Академии им. Жуковского. В 1938 году был командирован в Германию для отбора и закупки лабораторно-испытательного оборудования для полигона ВВС.
По возвращении домой проходил службу на научно-испытательном полигоне авиационной техники, преобразованном затем в 4-й Управление ГК НИИ ВВС — Управление испытаний авиавооружения. В этом учреждении работал начальником испытательного отдела, заместителем начальника управления по научно-испытательной части до 1947 года.
Слайд 38В 1947 г. ему как заместителю начальника полигона по научно-испытательной части
вместе с генералом Г. О. Комаровым было поручено формирование 71-го полигона ВВС в районе поселка Багерово. В 1952 г. в связи с переводом Комарова в другую часть Чернорез назначается начальником полигона
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1962 года за умелое руководство работой по освоению боевой техники
генерал-лейтенанту Чернорезу Виктору Андреевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот». В 1970 году генерал-лейтенант уволен в отставку. Лауреат Государственной премии (1953). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.
Слайд 39Дом генерала ЧернорезаВ.А.
Сейчас - церковь
Слайд 40В формировании 71-го полигона, его благоустройству, организации строительства объектов жилищно-бытового обеспечения
Чернорез В. А. отдавал много времени. . Построены солдатский клуб и гарнизонный Дом офицеров на 620 мест, две гостиницы, госпиталь и поликлиника, четыре магазина, образцовая средняя школа, детский сад, пионерский лагерь на 200 мест. Городок радовал чистотой и порядком, благоустройством дорог и зелеными насаждениями. Как и на аналогичных объектах, связанных с реализацией атомного проекта, в гарнизоне осуществлялся строгий отбор кадров, были ограждены служебная и жилая зоны с введением особого пропускного режима. В первые годы действовали ограничения по переписке, проживанию членов семей как в гарнизоне, так и близлежащих поселках и г. Керчи.
Благоустройство городка
Слайд 42В лучшую по тем временам в Крыму школу № 1 приглашались
ветераны, литераторы, герои-авиаторы Советского Союза. Ученики слушали Ивана Никитовича Кожедуба, Александра Ивановича Покрышкина, летчицу из женского авиаполка, бомбившую на примитивном У-2 (кукурузнике) во время войны крупную немецкую авиационную базу, дислоцировавшуюся в Багерово. Виктор Андреевич Чернорез по-отцовски любил учеников школы и многое делал для ее процветания.
Слайд 44У озера Чокрак организовали пионерский лагерь и базу отдыха. В качестве
пионервожатых привлекались сотрудники «Артека». По выходным выделяли транспорт для массового отдыха семей военнослужащих на Азовском побережье. Даже ставки в Караларской степи были восстановлены и зарыблены для организации культурного досуга жителей Багерово.
Слайд 45В таких комфортабельных «сталинских» домах жили офицеры полигона
Слайд 46В летнем кинотеатре, где под крышей-раковиной была просторная эстрада, собралась большая
часть населения городка. Наши новенькие мундиры с блестящими серебряными погонами выделялись темным зеленым квадратом на фоне поблекшей формы гарнизонных офицеров, расцвеченной незамысловатыми нарядами их жен. В первом ряду сидели генералы Чернорез и Петленко, командиры авиачастей и работники штаба. И вот, наконец, вышла несравненная Лидия Русланова в сопровождении баяниста. На ней была русская национальная одежда — широкий и тяжелый сарафан, розовая кофта и высоко повязанный цветастый платок. В руках — красный платочек. Невзрачный и какой-то примятый жизнью баянист в высоких сапогах сверкал клавишами баяна, висевшего через плечо на вишневого цвета ремне.
Ведущий объявил, что выступает исполнительница русских народных песен заслуженная артистка Российской федерации Лидия Русланова, и зал взорвался щедрой овацией. Все предвкушали встречу с большим искусством.
Слайд 47На экскурсии в Керченском историко-археологическом музее (слева — подполковник Хихоль). 1955
г.
Слайд 48Заключение
"Я лечу напролом через хрупкую синь
У меня под крылом пятьдесят
Хиросим.
У меня под рукой архимедов рычаг
Я могу хоть сейчас мировую начать.
Каждый раз вылетаешь курсом прямо на ад
И вернешься не знаешь на Землю назад.
И вернутся на базу на склад иль на слом
пятьдесят Хиросим что висят под крылом.
Земля перевернется ее не спасти
Ничего не останется кроме пустынь.«
Слайд 49Библиография
Газета «Керченский рабочий» июль 2010
И Родионов «Мирные» взрывы из Багерово были
всё-таки услышаны
Крымская Правда
Куликов С.М. Авиация и ядерные испытания - Военная Литература
meteo.livejournal.com/63795.html
pantikapei.ru/poselok-bagerovo.html
ru.wikipedia.org/.../Семипалатинский_испытательный_полигон
road-crimea.narod.ru/2007/nuclear.htm
/b/229916/read Валентин Вишневский Запах атомной
бомбы. Воспоминания офицера-атомщика
Руины аэродрома Багерово (фото)
Паслен В.В., Михайлов М.В., Щербов И.Л., Луханина О.В. История развития методов обработки данных внешнетраекторных измерений на авиационных полигонах Украины. Вiсник Днiпропетровського унiверситету. Серiя Ракетно-космiчна технiка. 2006, № 9/2 с. 242-245.