Слайд 1возможности
ТРИЗ-технологии
в преподавании
русского языка
и литературы
Слайд 2Искусство творческого мышления
Историей доказан тот факт, что каждая эпоха
выдвигает свои особые требования к человеку. Так, в условиях Древней Греции человек как свободный гражданин полиса должен был не только обеспечивать своё существование, но и в меру своих возможностей заниматься искусством, наукой, философией. А что на данном этапе является приоритетом в образовании и воспитании? Какая личность востребована в современном обществе?
Слайд 3Искусство творческого мышления
Не секрет,что мы живём в век информации. В
обществе за относительно короткий срок произошли значительные изменения. Человек вынужден реализовываться в новых условиях, стремительно меняющихся. Чтобы эти изменения стали позитивными для личности, необходимо активизировать свой творческий потенциал. Быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире – это и есть проявление творческости, своей неповторимости, уникальности. Возможности ТРИЗ-технологии в развитии творческого мышления уникальны.
Слайд 4История Триз
Альтшуллер Г.С.
50 годы 20 века
Г.С. Альтшуллер, учёный, инженер,
писатель-фантаст, создал ТРИЗ первоначально для решения инженерных, технических задач, постепенно распространившись в другие сферы.
Слайд 5История ТРИЗ
Классическую ТРИЗ принято представлять компонентами:
Собственно ТРИЗ – наука о решении
проблем, основанном на объективных закономерностях существования и развития систем;
ТРТЛ – область знаний, изучающая качества и особенности деятельности крупной творческой личности; соотношение личности и системы, которую она развивает;
Слайд 6История триз
РТВ – развитие творческого воображения; система приёмов, позволяющих подготовить
личность к работе с крупными проблемами.
В педагогике ТРИЗ распространилась в к.80 годов, на сегодняшний день многое осуществлено для начальной школы. Средняя и старшая школа ждёт своих энтузиастов!!!
Слайд 7Системный оператор
Фундаментальное понятие ТРИЗ-технологии – системность. Мир системен. Все из чего-то
состоит, всё во что-то входит. Всё чем-то было раньше и чем-то станет потом.
Умение видеть предмет (объект) в системе позволяет наблюдать метапредметные и причинно-следственные связи, что, безусловно, развивает познавательную сферу, в том числе творческое мышление.
Слайд 8СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР
прошлое
система
система
система
подсистема
надсистема
надсистема
подсистема
подсистема
надсистема
настоящее
будущее
Слайд 10Системный лифт -
стержневая часть системного оператора. Обучающиеся рассматривают надсистему
и подсистему объекта. Этот приём успешно используется, например, при изучении морфологии или характеристике литературного персонажа.
Слайд 12 Другое важное понятие ТРИЗ – противоречие :
в ситуации
противоречия каждый из нас находится всю жизнь. Схематично это можно представить следующим образом: если… то (полезные следствия), но (вредные следствия)
Слайд 13Точка зрения
Отдельная личность – тоже система. На уроках литературы мы пытаемся
научить детей анализировать систему ценностей героя. Но нельзя оценивать литературного героя, не понимая, представителем какой культурной группы он является, каковы ценности этой группы:
Тарас Бульба (Н.В.Гоголь)
Маттео Фальконе (Мериме)
Слайд 14Точка зрения
Этот приём позволяет смотреть на мир глазами других людей, отражать
их восприятие и их настроение.
Пример. Урок развития речи в 7 кл. Тема – «Человек и природа». Задание – напишите заметку и расскажите в ней, как живётся деревьям на городских улицах, травам и цветам на газонах…
Слайд 15Точка зрения
Подготовка к сочинению идёт через опоры:
я вижу, я слышу, я
чувствую, я удивляюсь, я опасаюсь…
Слайд 16Эмпатия
Этот методический приём – находка для словесника. За ним
стоит вживание в образ. Эмпатия даёт возможность пережить неведомое: ощущения, чувства, эмоции того или иного героя (или любого предмета). Как результат развивается воображение. Основные вопросы – что вижу, что слышу, что чувствую? Эмпатия одинаково успешно применяется как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.
Слайд 17Пример
Представьте: вы – Маша. Что вы почувствовали во время венчания? Возможно,
вам в этом поможет картина В.В. Пукирева «Неравный брак». Составьте монолог от лица Маши.
Представьте: вы - Владимир. Что вы почувствовали, когда поняли, что Маша безвозвратно потеряна? Составьте монолог от лица Владимира.
Слайд 18 Александр Гин на авторском семинаре «Открытые задачи: теория и практика»
(Ангарск, 2008) заметил, что успеха в жизни достигнет тот ребёнок, который научится задавать правильные вопросы. С этим трудно поспорить…
Многие приёмы работы ТРИЗ-технологии направлены на формирование умения задавать «правильные» вопросы
Слайд 19«Да-нетка»
Несмотря на кажущуюся простоту, игра «Да-нетка» способна увлечь детей разного возраста,
учит их занимать активную позицию, связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать имеющуюся информацию, слушать и слышать одноклассников.
Учитель может использовать «Да-нетку» для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, да и не только…
Слайд 20Пример 1.
Этот литературный персонаж придумал способ передвижения, который спас ему жизнь.
Но способом этим больше никогда не пользовался. Кто он?
Речь идёт об Одиссее – помните, как он выбрался из пещеры Циклопа…
Слайд 21Пример 2. «Вспоминая «мёртвые души…»
Какой литературный персонаж сегодня загадан и как
связан с темой игры?
Госпожа Простакова. Во время учёбы в гимназии Гоголь увлёкся театром. Участник школьного спектакля вспоминает: «…удачнее всего давалась у нас комедия фон-Визина «Недоросль». Видал я эту пьесу и в Москве, и в Петербурге, но сохранил навсегда то убеждение, что ни одной актрисе не удавалась роль Простаковой так хорошо, как играл эту роль шестнадцатилетний тогда Гоголь».
Слайд 22Пример 3
Загадываю слово «любовь» и выхожу через «да-нетку» на тему урока
«Романтическая история любви в произведении А.С. Пушкина «Дубровский»
Слайд 23Рекомендации
Бывает, вопрос задаётся некорректно или учитель не хочет давать ответ из
дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.
После игры обязательно краткое обсуждение: какие вопросы были сильными, какие (и почему) – слабыми? Поскольку мы стараемся научить детей вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.
Игра«Витрина»
Учитель (или ведущий – ребенок) – продавец, он загадывает объект из копилки (копилка произведений, героев и др.)
Дети – покупатели. Они задают вопросы, пытаясь определить, какой объект загадан.
Учитель отвечает: «Да/нет» Цена объекта – количество вопросов, за которое он «продан».
Затем обсуждается лучший вопрос (или последовательность вопросов), который позволил быстрее прийти к ответу.
Далее можно ввести запрет на уже использованные вопросы и повторить игру
Слайд 25«лови ошибку!»
Суть приёма заключается в следующем: учитель намеренно допускает
ошибки, объясняя материал. Такая работа приучает детей мгновенно реагировать на неточности в материале.
Поощряйте внимание и готовность школьников вмешаться!
Слайд 26Пример 1.
Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в Петербурге. Будучи
гимназистом, увлекается театром, живописью, пробует себя в различных литературных жанрах. Через год после окончания гимназии определяется на государственную службу. В столице Николай Васильевич завязывает обширные литературные знакомства, среди его приятелей Жуковский, Пушкин, Чехов. Дружба Гоголя с Пушкиным хоть недолгая (всего шесть лет), зато плодотворная. К примеру, Александр Сергеевич подсказывает сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Слайд 27Пример 1
Гоголь родился на Украине
Чехов не был современником Николая Васильевича
Пушкин подсказал
сюжет «Ревизора»
Слайд 28Пример 2.
Тема занятия «Сложное предложение» (обобщение темы).
- Найдите ошибки в сообщении
учителя: « Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами, союзными словами и интонацией. Смысловая связь простых предложений в ССП определяется теми союзами, которыми они связаны. Среди сочинительных союзов можно назвать такие: и, да, а, но, также, чтобы, зато, как».
Слайд 29раскадровка
Удачно применяется при анализе художественного произведения. Например, раскадровка сюжета.
На основе этого приёма создаются творческие проекты – комиксы. При этом виде работы развиваются аналитические, а также творческие умения, совершенствуется воссоздающее воображение, что особо актуально в сегодняшних условиях.
Слайд 31Работа с признаками (автор эиз -Нестеренко А.А.)
Пользуясь конструктором ЭИЗ, можно составлять
различные учебные задачи. Восклицательный знак обозначает заданную часть, а вопросительный – скрытую:
Слайд 32Работа с эиз
Чтобы составить такие задания, нужно:
Выбрать элемент мира
и описать его в модели ЭИЗ через постоянные признаки.
Воспользоваться схемами, представленными в таблице. Вместо ! вставляем конкретную информацию, а вопросительный задаёт содержание вопроса.
Слайд 33Работа с эиз
Например,
Я загадала объект. Если вы спросите:
«Какого он разряда?», я отвечу: «Страдательного».
Если вы спросите: «Какого он вида?», я отвечу: «Несовершенного» и т.д.
Вместо вопросительных знаков должны прозвучать вопросы: «Какой объект сегодня загадан? Какая информация о нём зашифрована?»
Слайд 36РАБОТА С ПРИЗНАКАМИ
МОДЕЛЬ ЭИЗ: НАГЛЯДНОСТЬ
Слайд 37Паспорт (личности, персонажа, художественного произведения, жанра…)
На основе ЭИЗ на уроках литературы
ребята учатся составлять паспорт, предварительно проработав задания учителя
Слайд 40Паспорт героя
Составил ученик 6 класса
Слайд 41Паспорт исторической личности
Составил ученик 6 класса
Слайд 42Паспорт произведения
Составила ученица 9 кл.
Слайд 43Паспорт жанра
Составила ученик 7 кл.
Слайд 44Ура! Игра!
Работа с признаками осуществляется и в игровой деятельности.
Допустим, игра «Я
беру тебя с собой».
- Я загадала художественное произведение «Тарас Бульба». Продолжите ряд своим примером; назовите признак, объединяющий тексты.
- «Ревизор».
- Нет, я не возьму тебя с собой!
- «Капитанская дочка».
- Да, я возьму тебя с собой!
Слайд 45УРА! ИГРА!
Подойдут такие произведения: «Барышня-крестьянка», «Детство», «Ночь перед Рождеством», «Ася».
Все они повести.
Критерий отбора объекта для игры может быть любой. Суть игры – в развитии умения видеть различные стороны объекта, учиться сопоставлять, находить общее даже у, казалось бы, совершенно не похожих объектов.
Слайд 46УРА! ИГРА!
«Третий лишний»
- Выберите из трёх имен лишнее, аргументируйте
свой выбор. Принимаются любые версии.
Вольтер, Руссо, Бекон
- Бекон, потому что жил в 17 веке, два других в 18 веке.
- Бекон, потому что англичанин, остальные французы.
- Вольтер, потому что состоит из 7 букв, а не из пяти.
Слайд 47Ура! Игра!
ТЕРЕМОК (Мурашковска И.Н.)
Каждый ребенок играет
роль какого-либо объекта. По очереди дети заселяют теремок.
Нового «героя» в теремок пускают только в том случае, если он указал, чем похож на последнего, вошедшего в теремок «героя».
Более сложный вариант: нужно указать, чем новый герой похож на каждого обитателя теремка.
«СНЕЖНЫЙ КОМ»
Составляется простое предложение. Желающий учащийся может добавить к данному предложению только одно подходящее по смыслу слово. Например:
На земле лежит листок.
На земле лежит осенний листок.
На холодной земле лежит осенний листок.
На холодной сырой земле лежит осенний листок.
На холодной сырой земле лежит осенний кленовый листок.
На холодной сырой земле у дома лежит осенний кленовый листок.
На холодной сырой земле у нашего дома лежит осенний кленовый листок. И т.д.
Слайд 49Конструктор урока
Отдельного внимания заслуживает изобретение А.А. Гина, описанное в его книге
«Приёмы педагогической техники», которое позволяет учителю сэкономить драгоценное время.
По этому принципу любой учитель сможет создать личный конструктор урока, основанный на любимых приёмах работы на уроке.
Слайд 50Библиография по ТРИЗ
Альманах изобретений учащихся школы №22/Сост.С.А.Привалихин. – Красноярск: Издательство КРМОО
ППМ, 2010
Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Наука. – Новосибирск. – 1991
Викентьев И.В. , Кайков И.К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. – Новосибирск, 1992
Слайд 51Библиография по ТРИЗ
Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству. Из опыта работы:
Просвещение. – М. – 1982
Гин,А. Приёмы педагогической техники: Вита–пресс. – М. – 2005
Гин, С. Мир фантазии: методическое пособие для учителей начальной школы. – Вита-пресс. – М. – 2006
Гин, С. Мир логики: методическое пособие для учителей начальной школы. – Вита-пресс. – М. – 2007
Слайд 52Библиография по ТРИЗ
Иванов, Г. Формулы творчества, или как научиться изобретать: Просвещение.
– М. – 1994
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. Для учителя: Просвещение. – 1989
Падалко, А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся: Просвещение. – М. - 1985
Слайд 53Интернет-ресурсы
nttp://www.trizway.com/
nttp://matriz.ru/
nttp://www.natm.ru/triz/
nttp://www.aitshuler.ru
Слайд 54
Презентация подготовлена
учителем русского языка и литературы
Третьяковой Натальей Фёдоровной
МБОУ «Лицей «Сигма»
БЛАГОДАРЮ
ЗА ВНИМАНИЕ