Слайд 1 Развитие творческого мышления
в обучении биологии и химии
с применением
ТРИЗ-технологии
Выполнила:
Бобырь Елена Владимировна,
учитель биологии и химии МКОУ СОШ № 1 р.п. Охотск
Слайд 2 Конечно, научная истина всегда пробьёт себе путь в жизнь,
но сделать этот путь скорым и более прямым зависит от людей, а не от истины.
Пётр Леонидович Капица – лауреат Нобелевской премии,
блестящий учёный и непревзойдённый экспериментатор.
Слайд 3Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) – педагогика, как научное и педагогическое
направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В её основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Генриха Сауловича Альтшуллера.
Слайд 4Творческая задача – это задача:
с нечётко заданными условиями;
содержащая некое противоречие;
допускающая разные
пути решения, серию ответов, часто взаимосвязанных.
Инструментарий ТРИЗ:
противоречие,
идеальный конечный результат ИКР),
ресурсы,
приёмы,
алгоритм решения и т. д.
Слайд 5Изобретательская задача
содержит проблему, которую надо решить, причем очевидные решения
в данных условиях неприменимы. Перед учащимся стоит вопрос: «Как быть?»
Слайд 6Пример 1.
Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать
комнатные растения. Как быть?
Слайд 7Пример 2.
Весна. Время сажать картошку, а на поле с
прошлого года затаились черви нематоды. В коконах они могут ждать не один год, а вне коконов – только в клубнях картофеля. Они чувствуют запах картофеля из поврежденных при посадке клубней, тут же вылезают из коконов и забираются в клубни. Химические методы борьбы опасны не только вредителям, хотелось бы обойтись без них. Как защитить будущий урожай?
Слайд 8Пример 3.
Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с
охоты. Дожидаться, пока она приблизится – опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?
Слайд 9Пример 4.
Придумайте насекомое
с необычными свойствами.
Слайд 10Пример 5.
Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их
просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь?
Слайд 11Пример 6.
Как курочке спасти своих цыплят от коршуна?
Слайд 12Пример 7.
Что будет, если амебы и инфузории увеличатся до размеров человека?
Слайд 13Пример 8.
Что будет,
если у зайцев в десять раз увеличить длину
ног?
Слайд 14Пример 9.
Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме?
Слайд 15Пример 10.
Какие качества птиц ты хотел бы иметь?
Слайд 16Исследовательская задача
включает некое явление, которое необходимо объяснить, выявить причины
или спрогнозировать результат. Перед учащимся стоит вопрос: «Почему? Как происходит?»
Слайд 17Пример 11.
Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих медвежат одних. А при
ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?
Слайд 18Пример 12.
Как объяснить тот факт, что лососи (кета, горбуша, нерка и др.)
имеют в море серебристый цвет, а реках - или черный, или малиновый, или ярко-лиловый. Кроме того, в реках у них на спине вырастает горб, челюсти искривляются, появляются сильные крючковатые зубы, а кожа становится грубой.
Слайд 19Пример 13.
Чем полезен, а чем вреден комар?
Слайд 20Пример 14.
Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?
Слайд 21Пример 15.
У основания глаз глубинных рыб семейства жемчужноглазые имеются светящиеся, жемчужного
цвета пятна. Каково назначение этих пятен?
Слайд 22Пример 16.
Мальки пикши, мерланга, трески, ставрид и карансов выбрали себе в
качестве жилища колокол медузы. Как выдумаете, с какой целью рыбки поселяются под колокол медузы?
Слайд 23Пример 17.
Земноводные распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды, причём, как
правило, обитают в непосредственной близости к водоёмам или в очень влажных тропических местообитаниях.
Слайд 24Пример 18.
Этого лесного кузнеца, наверное, видели все, а если
не видели, то уж слышали обязательно. Стук дятла раздаётся чуть ли не в любом лесу. А раз стучит дятел –значит, деревья лечит… Стучит дятел, барабанит весь день, а как же голова? Неужели не болит?
Слайд 25 Алгоритм для конструирования исследовательских задач:
исходный факт;
формулировка задачи;
выявление противоречия;
поиск ресурсов;
формулировка
идеального конечного результата.
Слайд 28В результате применения технологии ТРИЗ:
развиваются навыки самостоятельной работы, поиска решения проблемы,
умения делать выводы из теории и фактов;
достигается осмысленное усвоение материала учащимися;
учащиеся, сменяя виды деятельности, заинтересованно работают и не устают;
задействуются зрительная, слуховая, моторная, обонятельная, вкусовая, эмоциональная виды памяти. Памятью «сканируются» имеющиеся знания из курса биологии и химии;
развиваются абстрактное, обобщающее мышление, способности к синтезу и анализу;
учащиеся неординарно мыслят, решают поставленные задачи, выдвигают свои гипотезы, высказывают и отстаивают свое мнение;
формируются коммуникативные навыки;
развивается познавательный интерес учащихся через радость творчества и те положительные эмоции, которые испытывают при решении творческих задач;
происходит социализация личности учащихся (способность человека к самостоятельному получению информации различными способами для решения возникающих у него противоречий с учетом собственных принципов и общественных норм и правил).