Презентация, доклад по теме Развитие творческого мышления в обучении биологии и химии с применением ТРИЗ-технологии

Содержание

Конечно, научная истина всегда пробьёт себе путь в жизнь, но сделать этот путь скорым и более прямым зависит от людей, а не от истины.

Слайд 1 Развитие творческого мышления
в обучении биологии и химии
с применением

ТРИЗ-технологии



Выполнила:
Бобырь Елена Владимировна,
учитель биологии и химии МКОУ СОШ № 1 р.п. Охотск
Развитие творческого мышления в обучении биологии и химиис применением ТРИЗ-технологииВыполнила: Бобырь Елена Владимировна, учитель биологии

Слайд 2 Конечно, научная истина всегда пробьёт себе путь в жизнь,

но сделать этот путь скорым и более прямым зависит от людей, а не от истины.

Пётр Леонидович Капица – лауреат Нобелевской премии,
блестящий учёный и непревзойдённый экспериментатор.

Конечно, научная истина всегда пробьёт себе путь в жизнь, но сделать этот путь скорым и

Слайд 3Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) – педагогика, как научное и педагогическое

направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В её основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Генриха Сауловича Альтшуллера.
Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) – педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в

Слайд 4Творческая задача – это задача:
с нечётко заданными условиями;
содержащая некое противоречие;
допускающая разные

пути решения, серию ответов, часто взаимосвязанных.
Инструментарий ТРИЗ:
противоречие,
идеальный конечный результат ИКР),
ресурсы,
приёмы,
алгоритм решения и т. д.
Творческая задача – это задача:с нечётко заданными условиями;содержащая некое противоречие;допускающая разные пути решения, серию ответов, часто взаимосвязанных.Инструментарий

Слайд 5Изобретательская задача
содержит проблему, которую надо решить, причем очевидные решения

в данных условиях неприменимы. Перед учащимся стоит вопрос: «Как быть?»
Изобретательская задача  содержит проблему, которую надо решить, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед учащимся

Слайд 6Пример 1.
Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать

комнатные растения. Как быть?
Пример 1.  Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

Слайд 7Пример 2.
Весна. Время сажать картошку, а на поле с

прошлого года затаились черви нематоды. В коконах они могут ждать не один год, а вне коконов – только в клубнях картофеля. Они чувствуют запах картофеля из поврежденных при посадке клубней, тут же вылезают из коконов и забираются в клубни. Химические методы борьбы опасны не только вредителям, хотелось бы обойтись без них. Как защитить будущий урожай?
Пример 2.  Весна. Время сажать картошку, а на поле с прошлого года затаились черви нематоды. В

Слайд 8Пример 3.
Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с

охоты. Дожидаться, пока она приблизится – опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?
Пример 3.Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться, пока она приблизится – опасно,

Слайд 9Пример 4.
Придумайте насекомое
с необычными свойствами.

Пример 4.Придумайте насекомое с необычными свойствами.

Слайд 10Пример 5.
Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их

просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь?
Пример 5.Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они

Слайд 11Пример 6.
Как курочке спасти своих цыплят от коршуна?

Пример 6.Как курочке спасти своих цыплят от коршуна?

Слайд 12Пример 7.
Что будет, если амебы и инфузории увеличатся до размеров человека?


Пример 7.Что будет, если амебы и инфузории увеличатся до размеров человека?

Слайд 13Пример 8.
Что будет,
если у зайцев в десять раз увеличить длину

ног?
Пример 8.Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног?

Слайд 14Пример 9.
Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме?

Пример 9.Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме?

Слайд 15Пример 10.
Какие качества птиц ты хотел бы иметь?

Пример 10.Какие качества птиц ты хотел бы иметь?

Слайд 16Исследовательская задача
включает некое явление, которое необходимо объяснить, выявить причины

или спрогнозировать результат. Перед учащимся стоит вопрос: «Почему? Как происходит?»
Исследовательская задача  включает некое явление, которое необходимо объяснить, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед учащимся стоит

Слайд 17Пример 11.
Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих медвежат одних. А при

ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?
Пример 11.Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих медвежат одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень

Слайд 18Пример 12.
Как объяснить тот факт, что лососи (кета, горбуша, нерка и др.)

имеют в море серебристый цвет, а реках - или черный, или малиновый, или ярко-лиловый. Кроме того, в реках у них на спине вырастает горб, челюсти искривляются, появляются сильные крючковатые зубы, а кожа становится грубой.
Пример 12.Как объяснить тот факт, что лососи (кета, горбуша, нерка и др.) имеют в море серебристый цвет, а

Слайд 19Пример 13.
Чем полезен, а чем вреден комар?

Пример 13.Чем полезен, а чем вреден комар?

Слайд 20Пример 14.
Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

Пример 14.Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

Слайд 21Пример 15.
У  основания глаз глубинных рыб семейства жемчужноглазые имеются светящиеся, жемчужного

цвета пятна. Каково назначение этих пятен?
Пример 15.У  основания глаз глубинных рыб семейства жемчужноглазые имеются светящиеся, жемчужного цвета пятна. Каково назначение этих пятен?

Слайд 22Пример 16.
Мальки  пикши,  мерланга,  трески, ставрид и  карансов выбрали себе в

качестве жилища колокол медузы. Как выдумаете, с какой целью рыбки поселяются под колокол медузы?
Пример 16.Мальки  пикши,  мерланга,  трески, ставрид и  карансов выбрали себе в качестве жилища колокол медузы. Как выдумаете,

Слайд 23Пример 17.
Земноводные распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды, причём, как

правило, обитают в непосредственной близости к водоёмам или в очень влажных тропических местообитаниях.
Пример 17.Земноводные распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды, причём, как правило, обитают в непосредственной близости к

Слайд 24Пример 18.
Этого лесного кузнеца, наверное, видели все, а если

не видели, то уж слышали обязательно. Стук дятла раздаётся чуть ли не в любом лесу. А раз стучит дятел –значит, деревья лечит… Стучит дятел, барабанит весь день, а как же голова? Неужели не болит?
Пример 18.  Этого лесного кузнеца, наверное, видели все, а если не видели, то уж слышали обязательно.

Слайд 25 Алгоритм для конструирования исследовательских задач:

исходный факт;
формулировка задачи;
выявление противоречия;
поиск ресурсов;
формулировка

идеального конечного результата.
Алгоритм для конструирования исследовательских задач:исходный факт;формулировка задачи;выявление противоречия;поиск ресурсов;формулировка идеального конечного результата.

Слайд 26Пример 19.

Пример 19.

Слайд 27Пример 20.

Пример 20.

Слайд 28В результате применения технологии ТРИЗ:
развиваются навыки самостоятельной работы, поиска решения проблемы,

умения делать выводы из теории и фактов;
достигается осмысленное усвоение материала учащимися;
учащиеся, сменяя виды деятельности, заинтересованно работают и не устают;
задействуются зрительная, слуховая, моторная, обонятельная, вкусовая, эмоциональная виды памяти. Памятью «сканируются» имеющиеся знания из курса биологии и химии;
развиваются абстрактное, обобщающее мышление, способности к синтезу и анализу;
учащиеся неординарно мыслят, решают поставленные задачи, выдвигают свои гипотезы, высказывают и отстаивают свое мнение;
формируются коммуникативные навыки;
развивается познавательный интерес учащихся через радость творчества и те положительные эмоции, которые испытывают при решении творческих задач;
происходит социализация личности учащихся (способность человека к самостоятельному получению информации различными способами для решения возникающих у него противоречий с учетом собственных принципов и общественных норм и правил).
В результате применения технологии ТРИЗ:развиваются навыки самостоятельной работы, поиска решения проблемы, умения делать выводы из теории и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть