Слайд 1Развитие личности
младшего школьника
через формирование
универсальных учебных действий
Развитие личности
младшего
школьника
через формирование
универсальных учебных действий
Слайд 2
Начальная школа — ответственный период в жизни человека. Именно в младшем
школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств.
Слайд 3
Начальной школе отведена роль: интеграции, обобщения, осмысление новых знаний, умение связать
новые знания с жизненным опытом. Формирование у каждого ребенка умения учиться – учить себя.
Слайд 4
Приоритетная цель школьного образования в наши дни - это развитие у
ученика способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Слайд 5
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий
(УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний.
Слайд 6
Универсальные учебные действия обеспечивают возможность обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить
учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
Слайд 7
.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации
учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных способностей ребенка.
Слайд 8
На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом
развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений
Слайд 9
Математика является основой развития у обучающихся познавательных действий, планирования, систематизации и
структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач.
Слайд 10
На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и
регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил.
Слайд 11
Для формирования универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: участие
в проектах; творческие задания; подведение итогов урока; самооценка события, происшествия; дневники достижений.
Слайд 12Личностные УУД:
(приемы и задания)
1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок
(карточка-настроение)
2.Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.
3.Младшим школьникам очень нравятся соревнования, поэтому на этапе
самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак.
Слайд 13Регулятивные УУД.
1. При объявлении темы и цели урока задача учителя состоит
в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке цели и темы урока. Научить детей целеполаганию и формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения обучающимися границ знания – незнания.
Слайд 14
2.Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса.
3. При
самооценке работ обучающихся можно применять метод «шкалирования».
4. Применяется такая форма работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника.
5. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию способности анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока обучающиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке:
Слайд 15Познавательные УУД:
1.Методы и приемы технологии проблемного обучения
Например, на уроке мы
можем создать проблемную ситуацию. Предложить ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению обучающихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. При выполнении отдельных заданий тоже можно создавать проблемные ситуации.
Слайд 16
2. Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью
проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.
Цель проектного обучения: овладеть общими УУД в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят к урокам русского языка, окружающего мира, литературного чтения, технологии и т.д..
Слайд 17Коммуникативные УУД:
1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности обучающихся
на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы: возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся; возрастает сплочённость класса; ученик более точно оценивает свои возможности; дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт; формируются способности решать конфликтные ситуации, слушать
собеседника, эмоционально сопереживать, работать в группе. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Слайд 18
2.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста».
3.Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание
направлено на развитие у детей способности задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.
Слайд 19
Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую
технологию.
Все ученики должны получить прочные знания, быть всесторонне развиты и хорошо воспитаны. При этом каждый школьник должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и способностями, полностью реализуя свой природный потенциал.