Слайд 1Правовой основой обеспечения безопасности детства являются важнейшие законодательные документы:
Конституция РФ, Конвенция
о правах ребенка
Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей»
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года
Слайд 2Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления
его психологического здоровья
Слайд 3«Психологическое насилие» – систематическое разрушительное воздействие на другого человека посредством унижения,
обесценивания, ограничения его прав.
Слайд 4 осуществляется через:
Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица,
осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
Психологическое жестокое обращение – хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
Слайд 5Формы психологического насилия
Отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие
неприятие ребенка, принижающее его достоинство:
- враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;
- высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.д.);
- превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.
Слайд 6Формы психологического насилия
Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред,
поместить в опасное или страшное место:
- помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;
- оставление его в опасной ситуации;
- нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение;
- угроза совершения насилия над самим ребенком;
- угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).
Слайд 7Формы психологического насилия
Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности
встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его:
- необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка;
- необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.
Слайд 8Формы психологического насилия
Эксплуатация/развращение – такие действия по отношению к ребенку, которые
являются причиной развития у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.):
- побуждение к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией, преступной деятельностью, употреблению наркотиков, жестокости по отношению к другим;
- формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя);
- воспрепятствование естественному развитию ребенка; разлучение ребенка с близкими: лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.
Слайд 9Формы психологического насилия
Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и
его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:
- нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;
- взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;
- отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
Слайд 10Разрушительно действуют на психику ребенка в школе (В.А. Сухомлинский )
· скука;
· предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;
· изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;
· педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;
· многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий;
· формализм программных знаний;
· нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками;
· недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.
Слайд 11Психологические последствия насилия:
- вызывают нарушения в познавательной сфере;
- снижают продуктивность психической
деятельности в целом;
- проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и экстраполируются в будущее;
- провоцируют определенные паттерны поведения и формируют негативные представления, отражающиеся на поведении и взаимодействии с другими людьми;
- приводят к стойким личностным изменениям.
Слайд 12 Буллинг обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на
то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Слайд 13Кибербуллинг – подростковый виртуальный террор
Слайд 14как можно избежать психологического насилия:
Находите время для общения с ребенком
Оградите ребенка
от участия в ваших конфликтах с супругом
Поощряйте достижения ребенка
Не угрожайте и не шантажируйте ребенка
Изначально ставьте перед ребенком определенные правила
Ставьте перед ребенком реальные цели
Не сравнивайте Вашего ребенка с другими детьми!!
Самое главное – любите своих детей безусловно!!!