Слайд 1Коммуникативная сторона общения
Висман Светлана Геннадьевна
МБОУ «Нововосточная СОШ»
Слайд 2Коммуникация
(лат. - «общее, разделяемое со всеми»)
Это процесс двустороннего обмена информацией, ведущей
ко взаимному пониманию.
Слайд 3Модель коммуникативного процесса
Коммуникатор — сообщение (текст) — канал передачи информации —
аудитория (слушатель, приемник) — обратная связь.
Слайд 5Модели и алгоритмы построения конструктивных коммуникаций
Слайд 8Структура речевого высказывания
Значение и смысл слов, фраз.
Речевые звуковые явления: темп речи
(быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.
3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении (смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.); разделительные звуки — кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации — «хм-хм», «э-э-э» и др.
4. Интонация.
5. Мимика, поза, взгляд собеседника.
6. Жесты.
7. Расстояние, на котором общаются собеседники.
Слайд 9Науки, изучающие невербальные средства общения
Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и
эмоций; мимика изучает движение мышц лица.
Жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
Такесика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.
Слайд 15Конгруентность
Совпадение жестов, мимики и пр. и речевых высказываний.
Слайд 16Коммуникативные барьеры
Психологические препятствия на пути восприятия адекватной информации между партнерами по
общению.
1. Барьеры понимания:
фонетическое непонимание;
семантическое непонимание;
стилистическое непонимание;
логическое непонимание.
Барьеры социально-культурного различия.
Барьеры отношения.
Барьеры самоотношения.
Слайд 17Алгоритм взаимопонимания
Формирование общего смыслового поля участников взаимодействия, позволяющего объединить интересы сторон,
выработать сходное видение задач в данной конкретной ситуации.
Координация – поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совместимость, согласованность в действиях.
Согласование – механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивов и потребностей, его результатом является относительное согласие в целях, смыслах, намерениях, что задает основной тон межличностным отношениям, определяет их эмоциональную окраску.
Слайд 18Приемы диалога
Расспрашивание позволяет уточнить полученную информацию, получить дополнительную информацию: «Уточните, пожалуйста,...»,
«Не могли бы Вы объяснить более подробно...».
Перефразирование — высказывание существенной мысли собеседника своими словами, с целью уточнить правильность ее понимания: «Значит, с Вашей точки зрения,...», «насколько я мог Вас понять, вы хотите подчеркнуть, что...».
Отражение чувств собеседника позволяет уточнить правильность вашего понимания его психического состояния в зависимости от его слов, интонации, мимики, жестов: «Мне кажется, что Вы чувствуете...», «Мне кажется, что эта ситуация выводит Вас из себя...».
Резюмирование, или обобщение, используется для подведения итогов разговора: «Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что...» .
Слайд 19Доверие
Психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на какое-либо мнение, кажущееся
нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным.
Понятие «верить» в некоторых языках имело первоначальное значение «выбирать». Мало верить, нужно еще сделать правильный выбор: кому доверять, кому - нет, что связано со смысловыми оттенками ценности, надежности.
Слайд 21«Живая, ясная и точная совесть – единственное, что дает человеку возможность
сопротивляться эффектам экзистенциального вакуума – конформизму и тоталитаризму».
В. Франкл (1905-1997)
Слайд 22Принципы конструктивного общения
Чтобы конструктивно общаться, надо иметь возможность мыслить и именовать
явления мира.
Мысли трудно держаться, так как она есть движение.
Мысль – это тоже реальное явление, влияющее на взаимодействие людей.
Человек в общении реализует себя и несет ответственность за все то, что он из себя сделал или не сделал.
Слайд 23Обратная связь
Это сообщение, адресованное другому человеку о том, как я его
воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.
В любом высказывании существует по крайней мере два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этой связи обратная связь тоже может быть двух видов — отражение информации и отражение чувств говорящего.
Обратная связь подразумевает наблюдение за партнером по общению и оценку его реакций, а также последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения.
Слайд 24Правила обратной связи
Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда
его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.