Слайд 1Формы работы
с детьми
«Группа риска»
и
трудными детьми
Педагог-психолог МБОУ «ТКСОШ»
Гермогенова В.В.
Слайд 2 Трудные дети это те, чье поведение отклоняется от принятых в
обществе стандартов и норм. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы.
Слайд 3Классификация категории трудных детей
одаренные; инвалиды; имеющие клинику соматических расстройств; страдающие нервными
расстройствами; страдающие психическими заболеваниями; с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью;
дети–социальные сироты; дети из неполных семей; дети из неблагополучных семей; дети из семей, в которых ребенок подвергается насилию;
Слайд 4дети, пришедшие в первые классы школы («кризис, вызванный адаптацией к школе»);
дети-подростки («кризис подросткового возраста»); дети-выпускники школы («кризис, вызванный вступлением в самостоятельную жизнь и необходимостью профессионального самоопределения»);
социально-дезадаптированные дети; дети беженцев; дети мигрантов; дети из зоны военных конфликтов; дети – жертвы Интернет–зависимости.
Классификация категории трудных детей
Слайд 5Информация о трудном ребёнке:
кто его воспитывает;
каковы отношения в семье;
успеваемость;
посещаемость занятий;
досуг;
интересы и склонности;
с кем дружит;
как складываются отношения с учителями;
личностные качества, проявляющиеся в поведении и деятельности.
Слайд 61. «Трудный»: младший школьный возраст
Выявить детей, отстающих в развитии, с
трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе.
Научить самостоятельно, готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо».
Вовлекать в интересующую ребенка деятельность.
Учить правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, прощать друг другу слабости и недостатки.
Слайд 72. «Трудный»: средний школьный возраст
Подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя
и свою деятельность.
Учить различать истинную и ложную красоту человека.
Воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку
Формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку.
Помочь подобрать ребенку интересное дело.
Создать ситуацию успеха в учебном процессе.
Слайд 83. «Трудный»: старший школьный возраст
Необходимы обращение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность,
направленная на самопознание и самоопределение.
Формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду, достижение личных и общественных целей.
Высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.
Слайд 10Дети «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных
обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних
Слайд 11Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей:
Дети с
проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики
Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств
Дети из «неблагополучных», асоциальных семей
Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержки
Дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации
Слайд 12Группа факторов, порождающих ситуации жизненного неблагополучия
Природные ( обусловливающие внутреннюю и внешнюю
среду развития ребенка)
Социальные (проявляются во всем многообразии взаимоотношений ребенка с социумом
Слайд 13Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей:
Пьянство одного или обоих
родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция)
Устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими
Отбывание одним из родителей срока тюремного заключения
Алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.
Слайд 14Работа с детьми «группы риска» включает:
социально-педагогическую диагностику обучающихся и их семей,
постановка «социального диагноза»
выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье
изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность
Слайд 15Стадии работы с семьей и подростком
ВЫЯВЛЕНИЕ
1.1 Обнаружение семьи (или) подростка, находящегося
в ТЖС
1.2 Сообщение о семье и подростке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности
1.3 Учет семей и подростков, находящихся в ТЖС
Слайд 16II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
2.1 Социальная адаптация
2.2 Социальная реабилитация
2.3 Мероприятия по защите
прав
2.4 Оказание помощи семье
2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство
Слайд 17III. УСТРОЙСТВО И ДАЛЬНЕЙШАЯ ПОДДЕРЖКА
3.1 Оказание различных видов помощи семье
3.2 Семейное
устройство подростков, оставшихся без попечения родителей
3.3 Устройство детей-сирот в соответствующие государственные учреждения
Слайд 18Выявление обучающихся
«группы риска»
Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих сферах
жизнедеятельности:
Учебная деятельность
Взаимоотношения со сверстниками
Взаимоотношения со взрослыми
Проведение свободного времени
Отношение к труду и профессиональная ориентация
Поведение и поступки
Слайд 19Способы получения необходимой информации:
Анализ журналов групп
Опрос мнения преподавателей об обучающемся
Анализ учета
посещаемости занятий
Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
Беседы с родителями обучающегося
Социометрические исследования
Наблюдения
Беседы с обучающимся
Запрос информации от психолога
Запрос информации с предыдущего места учебы
Слайд 20Методы исследования:
социологические и психологические методики
Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся
и прочая документация
Метод наблюдения
Анкетирование
Интервью
Тестирование
Анализ документов
Слайд 21Анкетирование
Метод, помогающий собрать сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности
учеников.
По форме анкеты бывают:
открытые (свободный ответ формулирует ученик)
закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).
Слайд 22Беседа
Стандартизированная (заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности)
Свободная
(позволяет изменять вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений; использование открытых вопросов)
Слайд 23При проведении беседы необходимо соблюдать следующие правила:
1.Необходимо настроиться на слушание: на
время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно этого ученика. Только в этом случае Вы можете почувствовать то, что чувствует Ваш собеседник, «увидеть» его эмоцию.
2.Своей реакцией на слова ребенка Вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято Вами.
Слайд 243. Необходимо держать паузу. После Вашего ответа ребенку необходимо помолчать. Помните,
что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании.
4. В тех случаях, когда ребенок возбужден, когда беседа складывается таким образом, что, переполненный чувствами, он говорит, «не закрывая рта», или же ему просто свойственно так разговаривать, а Ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе необязательно отвечать развернутыми фразами. Достаточно просто поддерживать ребенка междометиями, короткими фразами типа: «Да-да», «Угу», кивать головой или же повторять его последние слова («эхо-реакция»).
Слайд 25Тест
(проверка)
Система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического
качества (свойства) личности.
Виды тестов:
тесты интеллекта, способностей, личностные и т.д.
проективные методики - получение данных на основе анализа действий испытуемого с материалом (методика незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого либо события, разыгрывание ситуации и т.д.)
Слайд 26Игровые методы
выявление отношения к делам, проводимым в классе, интересов и ожиданий
ребенка от его жизнедеятельности
с помощью изобразительных средств, образных художественных форм, специальных знаков охарактеризовать свой класс, его достоинства, недостатки, достижения
посмотреть, может ли ребенок дать себе правильную самооценку и т.д.
Слайд 27Наблюдение
Метод, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии личностных
особенностей ребенка с целью изучения их изменений в определенных условиях.
Слайд 28Карта наблюдений
Учебная деятельность
Взаимоотношения со сверстниками
Взаимоотношения со взрослыми
Проведение свободного времени
Отношение к труду,
профессиональная ориентация
Поведение и поступки
Слайд 29Стадии работы с семьей и подростком, находящимся в ТЖС:
Обнаружение семьи и
подростка
Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью
Изучение причин неблагополучия в семье
Составление карты семьи
Составление программы работы с семьей и подростком
Реализация программы работы
Текущие и контрольные посещения
Привлечение специалистов для помощи в работе с семьей и подростком
Снятие семьи с социально-педагогического учета
Слайд 30На этапе оказания помощи семье и подростку «группы риска» применяются:
Метод воспитания
– способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение