Презентация, доклад по специальной психологии на тему: Профессиональный стандарт педагога-психолога

Содержание

Основная цель вида профессиональной деятельности:1. психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; 2. оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных

Слайд 1Профессиональный стандарт педагога – психолога

Профессиональный стандарт педагога – психолога

Слайд 2Основная цель вида профессиональной деятельности:
1. психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных

организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ;
2. оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.
Основная цель вида профессиональной деятельности:1. психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования,

Слайд 3Трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции
1. Психолого-педагогическое сопровождение

образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ
2. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса
Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации
Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации
Психологическая диагностика детей и обучающихся
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Трудовых функций, входящих в профессиональный стандартОбобщенные трудовые функцииТрудовые функции1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего,

Слайд 4Возможные наименования должностей
1. Психолог
2. Педагог-психолог
3. Психолог образовательной организации
Требования к профессиональному образованию

и обучению
Высшее образование по профильным направлениям
Особые условия допуска к работе
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации Трудовой Кодекс Российской Федерации (статья 65)

Возможные наименования должностей1. Психолог2. Педагог-психолог3. Психолог образовательной организацииТребования к профессиональному образованию и обучениюВысшее образование по профильным направлениямОсобые

Слайд 5Трудовые действия
Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом

их индивидуально-психологических особенностей
Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ
Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей
Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами
Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Трудовые действияФормирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностейРазработка программ развития универсальных

Слайд 6Необходимые умения
Использовать качественные и количественные методы психологического обследования
Обрабатывать и интерпретировать результаты

обследований
Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся
Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ
Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся
Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий
Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями
Необходимые уменияИспользовать качественные и количественные методы психологического обследованияОбрабатывать и интерпретировать результаты обследованийАнализировать возможности и ограничения используемых педагогических

Слайд 7Необходимые знания
Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые

в педагогике и психологии
Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования
Теория и методы организации психологического исследования
Методы статистического анализа данных психологического исследования
Методы верификации результатов исследования
Методы интерпретации и представления результатов исследования
Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики
Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ
Профессиональная этика
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Необходимые знанияМетодология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологииМетодологические основы организации

Слайд 8Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций (

трудовая функция)

Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности
Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды
Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся
Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций ( трудовая функция)Психологический мониторинг и анализ эффективности

Слайд 9Необходимые умения
Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных

учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом
Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления
Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательные технологий

Необходимые уменияВладеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся

Слайд 10Необходимые знания
История и теория проектирования образовательных систем
Теории и методы педагогической психологии,

история и теории организации образовательного процесса.
Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса
Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования
Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования


Необходимые знанияИстория и теория проектирования образовательных системТеории и методы педагогической психологии, история и теории организации образовательного процесса.Методы

Слайд 11Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения,

личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам
Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам
Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в

Слайд 12Необходимые умения
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных

взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
Необходимые уменияВладеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в

Слайд 13Необходимые знания
Современные теории и методы консультирования
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности

обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития
Этические нормы организации и проведения консультативной работы
Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Необходимые знания Современные теории и методы консультированияПриемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными

Слайд 14Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по

восстановлению и реабилитации

Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении
Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации
Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся
Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитацииРазработка и реализация планов

Слайд 15Необходимые умения
Контролировать ход психического развития обучающихся на различных уровнях образования различных

типов образовательных организаций
Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы
Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся
Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками
Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями
Необходимые уменияКонтролировать ход психического развития обучающихся на различных уровнях образования различных типов образовательных организацийРазрабатывать программы коррекционно-развивающей работыПрименять

Слайд 16Необходимые знания
Современные теории, направления и практика коррекционно-развивающей работы
Современные техники и приемы

коррекционно-развивающей работы и психологической помощи
Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами и др.)
Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы
Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Необходимые знания Современные теории, направления и практика коррекционно-развивающей работыСовременные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощиЗакономерности

Слайд 17Психологическая диагностика детей и обучающихся
Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий,

включая информационные образовательные ресурсы
Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся
Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов
Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности
Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Психологическая диагностика детей и обучающихсяПсихологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсыСкрининговые обследования (мониторинг)

Слайд 18Необходимые умения
Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования
Планировать и проводить

диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям
Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи
Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции
Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня
Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся
Необходимые уменияПодбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследованияПланировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария,

Слайд 19Необходимые знания
Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения,

предъявляемые к ним требования
Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи
Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики
Методы математической обработки результатов психологической диагностики
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования
Психология личности и социальная психология малых групп
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Необходимые знанияТеория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требованияМетоды и технологии,

Слайд 20Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья

обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях))

Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся
Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер
Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения
Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения
Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию и др.)
Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания

Слайд 21Необходимые умения
Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом

и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации
Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе
Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды
Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде
Необходимые уменияПланировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том

Слайд 22Необходимые знания
Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на

разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций
Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи
Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития
Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива
Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе
Превентивные методы работы с обучающимися «группы риска» (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии)
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
Необходимые знанияЗакономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и

Слайд 23Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
Ответственная организация-разработчик
Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», город Москва

Сведения об организациях – разработчиках  профессионального стандарта Ответственная организация-разработчикГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть