Слайд 1Нарушения интеллекта у детей
Задержка психического развития
(дизонтогенез по типу задержанного развития)
Умственная
отсталость
(дизонтогения по типу недоразвития)
Слайд 2Причины задержки психического развития
тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности,
токсикозы
беременности,
хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности,
травмы во время беременности и при родах, генетические факторы,
асфиксия,
нейроинфекции,
недостатки питания и хронические соматические заболевания
травмы мозга в ранний период жизни ребенка
исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуальная особенность развития ребенка
Слайд 3Причины умственной отсталости
Эндогенные (генетические)
Изменение наследственных структур (мутации)
Эндокринные заболевания
Перезревание
половых клеток
Возраст родителей
Влияние вредных факторов в пренатальный период
Влияние вредных факторов в натальный период
Влияние вредных факторов в постнатальный период
Экзоенные
(внешнесредовые)
воздействия вирусов, психоактивных и
нейротоксических веществ в период беременности
травмы в родах
болезни обмена у матери
черепно-мозговые травмы
энцефалиты в возрасте до 3 лет
Слайд 4Существует несколько классификаций ЗПР:
1. Классификация В.В.Ковалева 1979 г. Он выделяет три
варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:
- Дизонтогенетический (при состояниях психического инфантилизма)
- энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС)
- ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях слуха и зрения)
ЗПР, связанная с ранней социальной депривацией.
Слайд 5В 1966г. М.С. Певзнер была опубликована классификация ЗПР:
1. Психический инфантилизм
с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);
2. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
3. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;
4. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции;
Слайд 6классификации ЗПР К.С. Лебединской (1980) отражает причинную обусловленность
ЗПР конституционального генеза, гармонический
инфантилизм (повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Инфантильный тип телосложения)
ЗПР психогенного происхождения (гиперопека, гипоопека)
ЗПР соматогенная
ЗПР церебрально-органического происхождения (нет живости и яркости эмоций, заинтересованности в оценке, низкий уровень притязаний, внушаемость, дефект критики, бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие, двигательная расторможенность)
Слайд 7Олигофрения
греч. olígos — малый и phrēn — ум
врожденное или рано
приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта
широко распространенна во всем мире (1 — 3% населения). Приблизительно 75% лиц, относимых к умственно отсталым, имеют легкую отсталость (IQ>50). Остальные, т. е. те, у кого IQ<50, составляют приблизительно 4 на 1000 населения 10 — 14 лет
Слайд 8Деменция
(повреждённое развитие)
распад сформировавшегося интеллекта
имеет место более поздно возникающий интеллектуальный
дефект
Выделяют прогредиентную и непрогредиентную формы деменции
Б. В. Зейгарник (1962) выделяет три преимущественных нарушения мышления при органической деменции у взрослых больных:
снижение функции обобщения;
нарушение логического строя мышления;
нарушения критичности и целенаправленности
Слайд 9Критерии олигофрении
своеобразная психопатологическая структура слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления
при менее выраженных нарушениях предпосылок интеллекта и относительно менее грубом недоразвитии эмоциональной сферы;
непроцессуальный непрогредиентный характер интеллектуального дефекта;
замедленный темп психического развития индивида.
Стойкий характер расстройств, отсутствие прогредиентности не позволяют рассматривать олигофрении в качестве собственно заболеваний
Слайд 10Сравнение внешнего вида детей с зпр и умственной отсталостью
Слайд 11Международный классификатор болезней об умственной отсталости
МКБ-9
3 степени
дебильность — относительно
легкая, неглубокая умственная отсталость;
имбецильность — глубокая умственная отсталость;
идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.
МКБ-10
4 степени:
легкую (IQ в пределах 50—69),
умеренную (IQ в пределах 35—49),
тяжелую (IQ в пределах 20— 34),
глубокую (IQ ниже 20)
Слайд 12Мышление при ЗПР
сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в
другие ситуации. Несформированность познавательной, поисковой мотивации. Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Отсутствует ориентировочный этап
при решении мыслительных задач. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы. Стереотипность мышления, шаблонность.
Слайд 13
Специфические особенности памяти детей с ЗПР:
Снижение объема памяти и скорости запоминания,
Непроизвольное
запоминание менее продуктивно, чем в норме.
Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме.
Слайд 14Мышление при умственной отсталости
Дети с недоразвитием интеллекта воспринимают материал упрощенно, опускают
многие значимые его части, изменяют последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними.
Мышление умственно отсталых детей стереотипно, имеет место тугоподвижность этого процесса, его недостаточную гибкость. Именно поэтому применение уже имеющихся знаний в новых условиях вызывает у детей с недоразвитием интеллекта затруднения и часто приводит к ошибочному выполнению заданий.
Слайд 15Память при умственной отсталости
Малый объем и замедленный темп формирования новых условных
связей, а также их непрочность.
Воспроизведение учебного материала отличается крайней неточностью.
Слайд 16Сравнение познавательной деятельности при ЗПР и умственной отсталости
Для нарушений познавательной деятельности
при ЗПР характерны парциальность, мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. При умственной отсталости отмечается тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребенка.
В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, и в особенности высших форм мышления–обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования. Однако нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.
Слайд 17 Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность
ее динамики. В то время как у умственно отсталых детей данный феномен экспериментально не выявлен.
В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные функции – обобщение, сравнение, анализ, синтез, – при задержке психического развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности. К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация,! фонематический слух и другие.
Слайд 18 При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и
в процессе целенаправленного воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым. Они хорошо принимают помощь взрослого и даже помощь более продвинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на; непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности.
Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в то время как для умственно отсталых дошкольников оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания.
Слайд 19Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им
более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом, чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности. Подобный феномен не отмечается у умственно отсталых детей.
Эмоциональная сфера умственно отсталых дошкольников не развита, а чрезмерно игровое предъявление заданий (в том числе в ходе диагностического обследования), как уже упоминалось, часто отвлекает ребенка от решения самого задания и затрудняет достижение цели.
Слайд 20 Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной степени владеют изобразительной
деятельностью. У умственно отсталых дошкольников без специального обучения изобразительная деятельность не возникает, а в школьном возрасте без специального обучения остаётся на уровне штампов