Слайд 1Проблемы детности
Психология семьи
Выполнила:
Егорова М.Н.
Слайд 2
Детность - наличие определенного числа детей в семье: малодетность- один-два,
среднедетность - три-четыре;
Слайд 3 Потребность личности в детях является духовной потребностью и выходит за рамки
изучения ее только в связи с рождаемостью.
одна из форм проявления потребности в другом человеке, она характеризует степень нравственного развития личности.
Слайд 4репродуктивные установки относятся к социально-фиксированным установкам. Они характеризуют психологическую предрасположенность, готовность
к определенному результату репродуктивного поведения, то есть специфическому отношению личности.
Слайд 5Установки детности включают в себя установки на число детей вообще и определенного
пола в частности, а также установки на предпочитаемые интервалы рождения детей: на протогенетический интервал (период между заключением брака и рождением первенца) и на интергенетический интервал (между первым и вторым, вторым и третьим ребенком и т. д.). Чем сильнее, как полагает А. И. Антонов, готовность к рождению ребенка той или иной очередности, тем короче названные интервалы и сильнее в конечном счете потребность в детях. В социолого-демографической литературе выделяют также установки к предупреждению и прерыванию беременности, так называемые контрацептивные установки. Общим термином для всех видов установок, по мнению А. И.Антонова, является категория репродуктивных установок, под которыми чаще всего понимаются установки детности.
Слайд 6По определению В. А. Беловой, репродуктивная установка — это «склонность индивида
поступать тем или иным образом во всех вопросах, связанных с рождением ребенка» (Белова В. А., 1975).
Слайд 7Идеальное число детей, по мнению А. И. Антонова, не является отражением установок
детности, а характеризует осведомленность опрашиваемых о ведущихся в быту, а также средствами массовой информации обсуждениях проблем семьи, населения и рождаемости. По-видимому, идеальное число, фиксируя число детей, которое «лучше всего» вообще, а не для опрашиваемого, характеризует степень понимания общественной значимости того или иного числа детей в семье.
У лиц с высоким уровнем образования фактическое число детей, как правило, наименьшее, а идеальное иногда выше, чем у других (40% женщин-специалистов считают идеальным иметь в семье троих детей, тогда как среди рабочих такое мнение имеют 25%)
Слайд 8Желаемое число, выясняющее детность не вообще, а в семье опрашиваемого, при наличии
«всех необходимых» для этого условий, оказалось еще больше идеального — 2,80.
С точки зрения предсказания окончательной детности в семье наиболее точными являются ожидаемое «всего число детей» и ожидавшееся в момент заключения брака. Сопоставление предпочитаемых чисел с фактическим числом детей в семье точнее характеризует количественную сторону потребности в детях.
Слайд 9Считается, что ожидаемое число детей — это то, которое будет при сохранении или
предполагаемом изменении существующих условий жизни респондента. Число детей, называемое опрашиваемым, — сложный итог взаимодействия потребности в детях и жизненных условий, в которых данная потребность проявляется.
Слайд 10А. И. Антонов использовал показатель «подобающее число детей» — горожанину, сельскому жителю, людям
с высоким уровнем образования и доходом. Их нельзя рассматривать как отражение социальных норм, диктующих соответствующие нормативы поведения. Они скорее фиксируют бытующие стереотипы. Так, оказалось, что среднее число детей, подобающее более обеспеченным, составило 2,61, тогда как подобающее сельскому жителю — 2,89.
Слайд 11С. В. Ковалев выделяет две группы факторов, влияющих на решение о
количестве необходимых семье детей.
Внешние факторы — нормы и санкции, подкрепляющие многодетность или малодетность — от «холостяцкого налога» на уровне государства до осуждения определенной группой на уровне ближайшего окружения.
Внутренними являются определенные мотивы, которые при принятии решения о желаемом и реальном количестве детей в семье представлены репродуктивными установками.
Слайд 12В основе позитивной (ориентированной на несколько детей) мотивации на первом месте находятся психологические мотивы:
«более глубокое
понимание жизни и ее смысла»
продолжение рода
«упрочение благосостояния» —
«достижение успеха в жизни»
В другом исследовании (Антонов А. И., Медков В. М., 1987) было выявлено, что основным побуждением к рождению второго ребенка
является желание иметь малыш
желание иметь ребенка другого пола
желание удовлетворить просьбу имеющегося ребенка о брате (сестре)
желание укрепить семью
Остальные мотивы — стремление улучшить жилищные условия — 34%, стремление не остаться бездетным — 30%.
Слайд 13 Исследователями негативной мотивации (ориентированной против детей) было выявлено, что среди
причин, мешающих рождению первенца, актуальными являются только четыре:
- у женщин — желание пожить «для себя» и несложившиеся отношения с мужем.
- у мужчин - материальные затруднения.
Вдобавок к перечисленному могут присовокупляться физиологические причины (не наступает беременность, плохое состояние здоровья). Еще один, одинаково употребляемый мужчинами и женщинами мотив, — неудовлетворительные жилищные условия — причина, которая, однако, оказалась сопряженной с общей неудовлетворенностью браком.
Слайд 14 Последние по времени изыскания позволили демографам предположить, что
уровень образования и место жительства влияют на формирование репродуктивных установок, а доход, жилищные условия, межличностные отношения между супругами, помощь со стороны родителей, особенности профессиональной деятельности и т. п. определяют реализацию сформировавшихся установок. Обнаружилась отчетливая преемственность в вопросе о реальном количестве детей: однодетность родителей, как правило, проявлялась в однодетности их отпрысков, двухдетность порождала переходную ситуацию между однодетностью и двухдетностью, а среди выходцев из трехдетных семей оказалось наибольшее количество тех, кто стремился к трехдетности.
Слайд 15 Число детей в первичном семейном окружении, где вырастает
ребенок (сюда входит не только число собственных братьев и сестер, но и число детей в семьях друзей ребенка, в семьях соседей и знакомых), — важный момент в формировании представлений о подобающем размере семьи, усваиваемом в качестве определенных норм поведения.
Слайд 16Литература
Антонов А. И., Медков В. М. Второй ребенок. М., 1987.
Антонов А. И. Проблемы
методологии и методики исследования социально-психологических аспектов репродуктивного поведения семьи. Дис. ... канд. психол. наук. М., 1973.
Антонов А. И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.
Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во Московского университета. Издат-во Междунар. университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.
Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процес* сов): Учебное пособие для вузов. М.: Издательский Дом «NOTA BENE», 1998.
Слайд 17Использованные ресурсы
http://www.psyoffice.ru/3-0-family-00055.htm
http://www.gks.ru/PEREPIS/perep1.html
http://inforotor.ru/news/5397487
http://lj.rossia.org/users/nataly_hill/480422.html