Слайд 1ГУ «Отдел образования г. Семей Восточно-Казахстанской области» КГУ «Озерская средняя общеобразовательная
школа»
Профилактика суицида среди подростков
Педагог-психолог:
Бабаканова С.В.
2015-2016г
Слайд 2«…Самоубийство – мольба о помощи,
которую никто не услышал…»
Р. Алеев
Суицид -
самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации.
Понять причины, осмыслить их - во многом означает сделать первый шаг к их устранению, следовательно, избежанию смерти, вернее самоубийства.
Слайд 3Смертность от суицидов на 100 тысяч населения с разбивкой по возрастным
группам детей и молодежи 2011 год за один месяц
Слайд 4
Показатели суицидов среди несовершеннолетних за 6 месяцев 2015 года (на 100
тыс. населения)
Слайд 570% суицидов совершают психически здоровые дети. В 9-10 лет больше суицидов
совершают мальчики, с 16 до 18 лет - девочки, возраст 13-14 лет одинаково опасен как для тех, так и для других. 80% детских суицидов - отравления, самые маленькие выбирают наиболее травматичные способы ухода их жизни - прыжки с большой высоты и повешение. Подавляющее большинство самоубийств в возрасте до 10 лет дети совершают из-за жестокого обращения с ребенком в семье, игнорирования его как личности. При этом 70% суицидов совершают дети из внешне благополучных семей. 9 из 10 попыток самоубийства дети предпринимают дома.
Слайд 6Доступный интернет- доступная смерть!
Слайд 8А там...
«…Чтобы получить признание, тебе надо только умереть.
Посмотри на историю:
кого ты там видишь?
Великие мертвецы.
Когда ты мертв, это становится интересно…»
Мультфильмы из Интернета
50 дней до моей смерти
5 минут до суицида
Стихи и песни на грани суицида
Слайд 11
Любимые статусы:
ВКонтакте;
What’s App;
Друг Вокруг;
Instagram;
Skype;
FaceBook;
Слайд 13Несчастная любовь, чувство бесконечного одиночества
Слайд 18Диагностические функции школьного психолога в организации первичной профилактики суицидального поведения подростков
Привитие
навыков
Образовательные и ознакомительные программы
Выявление
Выявление лиц, подверженных риску
Слайд 19Формирование личности
Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная
позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а так же душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.
К ним относятся: эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
выраженное чувство долга, обязательность;
концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
Слайд 20 Существующие формы психопрофилактической работы
Первая форма - организация социальной среды. Формирование
активной жизненной позиции и позитивной «Я- концепции». Каждый учащийся школы вовлекается в общественную работу (классные сектора, волонтерские группы, посещение спортивных секций, кружков)
Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное для меня направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтверждённая статистическими данными.
Слайд 21Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная
модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы. Например:Воспит.час «Поиск позитивных путей решения конфликтных ситуаций» Круглый стол «Я в этом мире не один» Групповые консультации «Умей владеть собой», «Экзамен без стресса»м и т.д.
Четвертая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.( Соблюдение личной гигиены, занятие спортом, своевременное консультирование специалистом при вегетативных и соматических заболеваниях)
Слайд 22Пятая форма - активизация личностных ресурсов. Активное творческое самовыражение, участие в
группах общения и личностного роста, арттерапия, сказкатерапия, дебаты - всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к девиантному поведению.
Шестая форма- минимизация негативных последствий суицидального поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. ( Я провожу коррекционные занятия со всем классом после диагностики тревожности, агрессии, выявления стрессоустойчивости, для раннего выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы)
Слайд 23Волонтерская группа
«Молодой психолог»
Цель создания группы: «Пропаганда здорового образа жизни среди
школьников, развитие чувства ответственности, популиризация волонтерской группы как формы профилактической работы»
Слайд 25Виды работ:
- Шефство над классом
- Тренинговые занятия на «Неделе самоуправления»
- Акции
«Весь мир для меня!» «Скажи нет наркотикам, алкоголю и табакокурению» «Мое настроение» «Я люблю тебя жизнь» и т.д.
- Коммуникативные игры на перемене
Слайд 27Семинары-практикумы с детьми и родителями при подготовке к ЕНТ
Слайд 28Тренинги, коррекционные занятия с детьми