Слайд 1Специфика деятельности
психологической службы
в системе образования
Слайд 2
Психологическая служба образования –
это система образования основной задачей которого является
обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребёнка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведёт к необходимости психолого-педагогической коррекции.
Психологическая служба образования является необходимой частью системы образования и в значительной степени отражает её актуальное состояние и формирует запросы на необходимые виды и способы её развития.
Слайд 4Надо помнить:
Важность диагностической работы бесспорна, но не стоит злоупотреблять этим
направлением в ущерб остальным .
Диагностика не должна становиться
самоцелью для психолога,
так как любое обследование бессмысленно без дальнейшего создания комплекса рекомендаций, развивающих и коррекционных мероприятий.
Слайд 5Документация психолога
План работы на учебный год;
План-сетка работы на неделю (месяц);
Циклограмма работы
кабинета психолога;
Журнал учета видов работы;
Краткие планы проводимых занятий;
Аналитический отчет о проделанной работе.
Слайд 6Поле взаимодействия
школьного психолога
Слайд 7Основные направления деятельности психолога
Диагностика
*диагностический минимум;
* углубленная психодиагностика (дифференциация нормы и
патологии умственного развития, исследование особенностей познавательной деятельности, изучение особенностей личности)
Консультирование
* консультирование педагогов, родителей, учащихся;
*посредничество в конфликтах и переговорах.
Коррекционно-развивающая работа
*коррекционные занятия;
*развивающие занятия;
Просвещение
*психолого-педагогическое просвещение
Слайд 8Цель психодиагностики
Сбор информации об индивидуально-психических особенностях детей.
Психодиагностические данные необходимы:
• для
составления социально-психологического портрета школьника (описания его школьного статуса);
• для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении
и психическом самочувствии;
• для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им
особенностями обучения и общения
Однако диагностика и ее данные не могут и не должны становиться самоцелью.
Слайд 9Диагностическая работа.
Цель: составление социально-психологического портрета обучающегося, воспитанника;
определение путей
и форм оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии;
выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Слайд 10Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с умственно – отсталыми детьми направлена на
коррекцию и развитие познавательной, эмоционально- личностной и социальной сфер жизни детей.
Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов.
Слайд 11Коррекционные задачи:
- Работа с ростом нестабильной эмоциональной сферы, с интенсивным переживанием
новых глубоких чувств ( вновь прибывшие дети, первоклассники).
- Работа с детьми со сниженной мотивацией к обучению.
- Работа с необходимостью профессионального самоопределения старшеклассников.
- Работа (по запросу педагогов) по развитию психологических процессов: мышления, внимания, памяти.
- Коррекция поведения детей с девиантным поведением.
- Оказание помощи педагогам в налаживании контактов с учащимися школы.
Слайд 12Психологическое консультирование и просвещение
Цель - создание
условий для активного усвоения и использования учащимися, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.
Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность проходит в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских лекторий.
Слайд 13Работа с родителями в рамках психологического консультирования и просвещения
- Посещение занятий
психолога со своим ребенком (ознакомление с принципом организации коррекционно - развивающей помощи);
- Консультирование родителей по организации коррекционно - развивающей работы в домашних условиях ( реализация преемственности );
- Консультирование родителей по волнующим проблемам;
- Привлечение родителей к оформлению пособий и наглядного материала для занятий в кабинете ( начало работы в этом направлении);
Слайд 14Работа с педагогами в рамках психологического консультирования и просвещения
- Проведение психологических
семинаров 2 раза в год;
- Психологическое консультирование (в рамках работы ПМПк, по запросам педагогов, после проведения углубленного обследования);
- Выступления на педсоветах по запросу администрации школы;
- Разработка информационных памяток и рекомендаций для педагогов по организации педагогического сопровождения (пополнение «Методической копилки» педагогов);
- Организационно- методическая работа с педагогами (оказание помощи в оформлении документации, подготовке к открытым мероприятиям);
- Тесное сотрудничество с логопедом, дефектологом, социальным педагогом.
Слайд 16ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цитата: «Болезнь лучше предотвратить, чем лечить».
Подростковый возраст и ранняя
юность – кризисные периоды развития.
Профилактическая работа – приоритетная деятельность психологической службы.