Слайд 1Городское методическое объединение педагогов-психологов средних профессиональных образовательных учреждений
Слайд 2Презентация на тему:
«Студент и психолог.
Первое знакомство».
Подготовил педагог-психолог Саламатова Светлана Евгеньевна.
Слайд 3План:
1.Определение понятия «психолог»
2.Плюсы профессии психолога
3. Личные качества психолога
4.Профессионально важные качества психолога
5.
Психиатр и психолог-разница есть
6. Психолог в образовательном учреждении
7. Выводы
Слайд 4Актуальность:
Актуальность: процесс адаптации первокурсников будет проходить легче и быстрее, если между
студентами и психологом установлены коммуникативный контакт и доверительные отношения
Слайд 5Цель:
-познакомить с опытом проведения работы со студентами первых курсов в период
адаптации
Слайд 6Задачи:
-познакомить студентов с понятием «психолог»
-показать различия в понятиях психолог и психиатр
-раскрыть
положительные стороны профессии психолога, личные и профессионально важные качества психолога
- рассказать об особенности работы психолога в образовательном учреждении
Слайд 7Психолог. Это кто?
Слово «псюхе» в переводе с латинского означает «ДУША».
Исходя из этого, психолог- это специалист, изучающий душу человека.
Психолог занимается поиском ответов на вопросы:
почему человек ведёт себя так, а не иначе;
почему человек к одному стремится, а другое отвергает;
почему человек счастлив или несчастлив;
как управлять собой;
как быть эффективным в общении с другими
Слайд 9Быть психологом это значит:
-уметь управлять собой;
-уметь слушать и понимать;
-уметь быстро вникать
в суть проблемы;
-уметь помогать находить решения;
-уметь научить других решать проблемы самостоятельно, находить необходимые для этого ресурсы внутри себя
-желать постоянно совершенствоваться: учиться, читать специальную литературу, заниматься собственными исследованиями, посещать семинары, тренинги, курсы повышения квалификации;
Быть психологом- это значит любить свою профессию, постоянно открывать новое в себе и окружающих, помогать людям становиться счастливее
Слайд 10Это значит:
- уметь создавать условия, при которых клиент начинает понимать себя,
разбирается в себе, обнаруживает и самостоятельно принимает верное решение;
- любить свою профессию, постоянно открывать новое в себе и окружающих, помогать людям становиться счастливее
Слайд 11Положительные стороны профессии:
возможность общения с людьми из любых социальных слоёв;
интересная творческая
работа;
возможность принимать участие в разрешении трудных ситуаций для людей;
возможности для личностного роста;
возможность использования профессиональных знаний в повседневной жизни;
особое уважительное отношение в обществе и коллективе
Слайд 12Личностные качества психолога:
должен быть добрым и неравнодушным к другим людям;
уметь наблюдать, внимательно слушать и слышать собеседника;
иметь логику, сообразительность;
быть общительным , терпеливым;
уметь анализировать и делать выводы;
уметь вовремя ставить защиту от психологических воздействий;
должен обладать стрессоустойчивостью
Слайд 13Профессионально важные качества психолога:
хорошо развитые коммуникативные способности;
тактичность;
толерантность;
чувство ответственности;
умение сопереживать и успокаивать;
наблюдательность;
эмоциональная
устойчивость;
внимательность
Слайд 14Отличительные особенности психолога и психиатра.
Психолог- специалист в области консультирования, диагностики психически
здоровых людей:
-работает без применения лекарственных средств;
-предмет его работы душевное состояние, внутренний мир человека;
- психолог не лечит, он помогает человеку обрести гармонию, как с самим собой, так и окружающим его миром
Слайд 15Психиатр:
специалист по диагностике и лечению психических расстройств и заболеваний;
в работе использует
разные виды психотерапии, применяет методы медикаментозного лечения;
может работать с психически здоровыми личностями или личностями, имеющими пограничные расстройства.
Слайд 16Вывод.
Вывод: психиатр- это врач получивший диплом в медицинском учебном заведении, а
психолог получил своё образование по дисциплине «психология» и врачом не является.
Разница между психологом и психиатром в том, что психолог изучает и работает с нормальными случаями, а психиатр, как раз таки изучает и лечит отклонения.
Психолог - это специалист, занимающийся изучением душевной жизни и законов коррекции поведения человека, использующий эти знания для оказания помощи людям и для оптимизации их деятельности.
Слайд 17Деятельность психолога в образовательном учреждении:
консультирование;
исследовательская работа;
изучение различных аспектов поведения
студентов;
проведение обучающих занятий для студентов, родителей и преподавателей;
диагностирование обучающихся (тестирование,
анкетирование, наблюдение, беседа)
Слайд 18Мини- тренинг:
Тренинг -это увлекательный процесс познания себя и мира, это не только
мощный поток информации, это возможность изменить себя.
Помни: меняя себя, мы меняем мир вокруг!
Тренинг - это самый эффективный метод обучения на сегодняшний день. На тренинге формируются новые навыки, новые стратегии поведения и мышления.
Слайд 19Правила мини- тренинга:
1. называть друг друга по имени
2. говорить от своего
имени: «Я думаю», «Я считаю»
3. избегать прямых оценок людей. Стараемся говорить о действии человека, а не о его личных качествах
4. уважать говорящего, уметь слушать
5. быть открытым в общении
6. правило «Стоп!».
Слайд 20Упражнения на знакомство:
1.«Моё имя»
Каждый из участников называет своё имя и на
первую букву имени называет какое- либо прилагательное (например Света- счастливая, Костя- красивый и т. д.)
Слайд 222. « Салфетки»
Участники тренинга сидят в общем кругу. Психолог передаёт по
кругу пачку бумажных салфеток со словами: «возьмите пожалуйста себе немного салфеток».
Слайд 23После того как все взяли салфетки, я произношу следующую фразу: «Теперь
я попрошу вас представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько каждый их вас взял салфеток».
По результатам данного упражнения ребята узнали:
дни рождения друг друга;
хобби, увлечения и интересы;
любимые виды спорта и многое другое из личной жизни
Слайд 24Трудности:
нехватка времени на самостоятельную подготовку к занятиям;
-неумение распределять своё время и
силы;
-недостаточный уровень школьных знаний для освоения дисциплин;
-длительная продолжительность урока;
-неготовность к обучению основанному на самостоятельности;
-трудности во взаимоотношениях с одногрупниками, преподавателями;
-уход от родителей;
-приезд с другого города, посёлка.
Слайд 25Проведение тренингов:
-студенты ближе знакомятся друг с другом;
-учатся общаться;
-находить общий язык с
одногруппниками;
-сплачиваться.
Слайд 26Результативность проводимой работы:
2012-2013 учебном год- диагностирование 1 к. в кол-ве 110
студентов.
31 студент с низким уровнем адаптивных способностей
2013-2014 учебный год- диагностирование 1 к. в кол-ве 109 студентов.
8 студентов с низким уровнем адаптивных способностей
(проведение индивидуальной работы, работы с классными руководителями, выявления и устранение причин).
Увеличилось количество обращений студентов к психологу по следующим вопросам:
-установления взаимоотношений со сверстниками;
-установление взаимоотношений с противоположным полом;
-трудности возникающие в процессе обучения;
- распределении времени для самостоятельных внеаудиторных занятий;
- вопросы взаимоотношений в семье ( детско-родительские отношения , семейные отношения).
Слайд 27Выводы по работе со студентами первых курсов:
В техникуме разработана
программа психолого-педагогического сопровождения первокурсников в период адаптации в первый год обучения и предполагает проведение комплекса мероприятий которые можно разделить на 3 этапа:
1. социально-психологическая поддержка вхождения бывших абитуриентов в новую образовательную среду, их информирование об условиях организации и содержания учебной деятельности, проведение тренингов знакомств в учебных группах, помощь в выработке личностной стратегии поведения в новом коллективе.
2. индивидуально-психологическое обследование студентов.
3. оказание индивидуальной психологической помощи дезадаптированным студентам ( индивидуальные психологические консультации, которые направлены на то, чтобы сформировать у студентов необходимые навыки общения, которые помогут ему в установлении межличностных отношений в группе или в учебной деятельности).
Слайд 28Рефлексия:
1.Что для вас было новым на сегодняшнем занятии?
2. Какие вы для
себя сделали выводы?
3. Что вам понравилось, запомнилось на сегодняшнем занятии?
4. Какие ещё вопросы вы хотели бы рассмотреть?( Ваши пожелания).
Слайд 29
Психолог Саламатова Светлана Евгеньевна
Кабинет №303.
Время работы: 8.30- 16.00ч.