Слайд 1Воображение
Выполнила : педагог
Филиппова
Оксана Викторовна
Слайд 2Воображение
Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека.
Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что ' именно вымысел поднимает человека над животным', потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала. Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Слайд 3Функции воображения
1) Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими,
решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
2) Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
Слайд 4Функции воображения
3) Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека,
в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
4) Формирование внутреннего плана действий - способность выполнять их в уме, манипулируя образами.
5) Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.
Слайд 5Виды воображения
Различают воображение воспроизводящее (репродуктивное) и преобразующее (продуктивное).
В репродуктивном воображении
ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется.
Воображение, как известно, тесно связано с творчеством. И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот.
Существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности - конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения. Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.
Слайд 8Воображение в творчестве
Воображение играет важную роль в каждом творческом процессе, а
особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания.
Слайд 9Воображение в творчестве
В корне ошибочным является представление о том, что чем
причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Воображение Льва Толстого ничуть не слабее воображения Эдгара Алана По. Оно просто другое. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Ведь как известно, мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла
Слайд 10Воображение и талантливость
Воображение - это всегда создание нового в результате переработки
прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, поэтому творчество - это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Иногда людям более зрелого возраста трудно представить себе что-то необычное и начать фантазировать, но это не значит, что они потеряли способность к воображению.
Воображение есть у каждого человека, просто, становясь старше, человек все реже его тренирует. А тренировать воображение, как советуют психологи, нужно еще с самого детства.
Слайд 11Воображение и талантливость
Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую
гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических функций, как память, мышление, восприятие, внимание.
А ведь именно они определяют успешность учебы ребенка. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы ― различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость.
Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их осмысливает и оценивает. Творчество развивает и эстетические чувства у ребенка. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребёнка к миру, оценка прекрасного.
Слайд 13Спасибо за внимание!
Воображение значимо в личностном плане и для взрослого. Люди,
которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями. С возрастом большинство из нас теряет способность фантазировать: как трудно иногда бывает придумать новую сказку для ребенка. Для сохранения и развития воображения существует целый ряд упражнений, которые подробно описаны в специальной педагогической литературе.