Слайд 2Что такое контакт?
Контакт (присоединение, подстройка, раппорт, пристройка) — этап создания
атмосферы общения:
- когда клиенту легко отвечать на вопросы
- когда клиент чувствует себя спокойно и расслабленно
- когда клиент легко с вами соглашается
Психологический контакт—это образное выражение, обозначающее взаимопонимание, доверие и желание общаться друг с другом. Это форма взаимоотношения лиц, обменивающихся информацией в какой-либо деятельности
Около 80% неэффективных коммуникаций — это неустановленный или прерванный контакт
Слайд 3Приемы, способствующие установлению контакта с клиентом
- организация пространства, создание комфортной атмосферы
общения
- использование невербальных средств общения;
- техника активного слушания
- техника подстраивания под клиента
- вербализация эмоционального состояния
Средства общения
- Вербальное общение (знаковое) - осуществляется с помощью слов
- Невербальное общение – где средством передачи информации являются невербалы (несловесные) знаки (мимика, пантомимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.)
Слайд 4
Основные невербальные средства общения
Проксемические средства
Кинетические средства
Паралингвистические средства
Экстралингвистические средства
Слайд 5
Проксемические средства
- дистанция взаимодействия
- взаимное расположение собеседников
Кинетические средства невербального
общения (позы, жесты)
- «Открытая» поза
- Визуальный контакт
Упражнение «Передача эмоций»
Упражнение «Тренировка спокойного взгляда»
Упражнение «Естественный взгляд»
Слайд 6Виды взглядов, их трактовка и возможные действия
Слайд 7Значения некоторых жестов и поз.
Слайд 9Паралингвистические средства общения
- громкость и высота звука.
- темп речи
- ритм речи
- пауза.
- интонация (тон голоса)
- артикуляция
Экстралингвистические средства общения
- смех, плач
-вздохи, стоны, покашливания
-динамические прикосновения
Слайд 10«Нет ничего внутри, ничто не исходит оттуда, поскольку все, что внутри,-
снаружи» Гете
Упражнения
«Выбор лидера»
«Установление контакта»
«Вокальная мимика»
Домашнее задание.
- Просмотр фильма без звука
- Определение индивидуально- психологических особенностей
- Упражнение «Крокодил»
Слайд 11Начало встречи
Эффект установки на восприятие клиента
- Позитивная - переоцениваем
положительные качества и игнорируем слабые качества человека: проявляем неосознанное доверие симпатию
- Адекватная установка - воспринимаем, что у каждого человека есть свои достоинства и недостатки
- Негативная установка - воспринимаем только отрицательные качества, выискиваем недостатки, подозрительны, недоверчивы
Слайд 12Условия установления конструктивного контакта
- Искренность: то, что я чувствую, я осознаю,
и выражаю в общении
- Безусловное принятие другого человека - принятие без предубеждений, без «наклеивания ярлыков»
- Эмпатия - сопереживание, настроенность на другого человека, способность его глазами увидеть ситуацию
Слайд 13
Ориентация в проблеме
Непосредственное получение информации от клиента
- Активное слушание
- Беседа
Слайд 14Техники активного слушания
«Истина находится не в словах говорящего, а в ушах
слушающего» (восточная мудрость)
Слушайте!
При этом концентрируйте внимание на таких аспектах:
-слушайте, чтобы найти ключевые слова;
-слушайте, чтобы определить узкие места;
-слушайте, чтобы определить возможность собственного маневра;
-слушайте, чтобы найти противоречие в рассуждениях собеседника. Подумайте над этим перечнем, попробуйте его расширить и улучшить
Во время беседы необходимо демонстрировать искреннюю заинтересованность в собеседнике, подчеркивая важность, значимость для вас каждого высказывания клиента, задавать уточняющие вопросы
Слайд 15
Правила эмпатического слушания
- Слушайте клиента, пока содержание рассказа вам понятно.
В
случае возникновения неясных моментов, задайте вопросы, чтобы их прояснить. Используйте невербальные средства общения (внимательный взгляд, одобрительный кивок головы, небольшой наклон туловища в сторону собеседника, открытые позы).
- Не позволяйте ни себе, ни клиенту делать продолжительные паузы. Длительное молчание клиента говорит о его отчужденности и нарастающей агрессии. Молчание же специалиста может быть воспринято как демонстрация превосходства, пренебрежения клиентом и равнодушием.
-Будьте искренними.
Не прибегайте к искусственной эмпатии (сопереживанию), даже если состояние клиента, его проблема вам понятны. Подобные проявления клиент расценивает, как желание специалиста ускорить процесс, проявление невнимания к проблемам клиента, желание поскорее «отвязаться».
Слайд 16Вербальные техники, способствующие пониманию собеседника
-Проговаривание
-Поддакивание
-Уточнение
-Перефразирование
-Развитие идеи.
-Резюме.
-«Прорыв в будущее»
-Сообщение
о восприятии другого партнера
-Сообщение о собственном самочувствии
-Я – сообщение
Слайд 17
Следует избегать в общении проявлений мешающих и провоцирующих негативные реакции
клиентов (раздражение, агрессию, конфликт)
-Напряженный, прищуренный взгляд или отсутствие зрительного контакта
-Систематический рассказ о себе, своей проблеме, делах, сосредоточенность лишь на своей правоте, заслугах, победах
-Проявление безразличия к клиенту или теме разговора
-Слабое проявление эмоций: неизменяемое выражение лица, невыразительная тональность голоса
-Проявление излишней горячности, нетерпеливости, резкости в высказываниях
-Слишком зажатая или слишком амбициозная поза во время беседы, проявление суетливости в движения, жестах
-Подчеркнутая строгость / серьезность / угрюмость
-Прерывание речи клиента и субъективные оценки по первому впечатлен
-Негативная оценка - принижение клиента
-Проявление «звездности» или эгоцентризма, отношения к клиенту свысока
-Употребление большого количества профессиональных терминов и длинных фраз
-Постоянное наличие вопросов, требующих однозначного и односложного ответа «да» / «нет»
-Использование жестов, свидетельствующих о нетерпеливости или желании закончить разговор
- Переход от открытой к закрытой позе, т. к. это способно разрушить удачно складывающиеся отношения и оттолкнуть клиента.
Слайд 18Перечень техник, влияющих на эмоциональный фон беседы
Слайд 19Установление контакта с ребенком
- организация ситуации взаимодействия
- средства общения
- дополнительные методы,
помогающие установлению общения с ребенком (Игровая ситуация, техники арт- терапии)
- вопросы к ребенку (Как разговариваем с ребенком?)
- эмоциональная поддержка
Установление контакта с подростком …
- организация ситуации взаимодействия
- понимание особенностей подросткового возраста
- вербализация чувств подростка
- невербальные средства общения
- искренность и честность