Презентация, доклад по психологии Психологическая поддержка детей группы риска при подготовке к ГИА

Содержание

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ученика, его потенциальные ресурсы, способствующих личностному и интеллектуальному развитию учащегося.

Слайд 1Психологическая поддержка детей «группы риска» при подготовке к ГИА
Автор: Гаспарян К.М.
Педагог

– психолог МКВСОУЦО № 10
Психологическая поддержка детей «группы риска» при подготовке к ГИА Автор: Гаспарян К.М.Педагог – психолог МКВСОУЦО № 10

Слайд 2Цель психолого-педагогического сопровождения:

создание психолого-педагогических условий, ориентированных на

способности, возможности и здоровье ученика, его потенциальные ресурсы, способствующих личностному и интеллектуальному развитию учащегося.

Цель психолого-педагогического сопровождения:   создание психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ученика, его потенциальные

Слайд 3Задачи психолого-педагогического сопровождения:
поиск, адаптация и разработка необходимых методик психолого-педагогического сопровождения выпускников;
создание

психолого-педагогических условий для развития познавательных возможностей учащихся и их успешного обучения;
систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого ученика;
развитие психотехнических навыков саморегуляции и управления стрессом у учащихся;
оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам подготовки учащихся к ЕГЭ; разработка психолого-педагогических рекомендаций.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:поиск, адаптация и разработка необходимых методик психолого-педагогического сопровождения выпускников; создание психолого-педагогических условий для развития познавательных

Слайд 4Деятельность педагога-психолога
разработку и реализацию программы (цикла занятий) по психологической подготовке учащихся

к ЕГЭ и ГИА;

разработку и реализацию программы психологической поддержки субъектов образования (педагогов, родителей);

разработку методических рекомендаций по психологической подготовке к ЕГЭ и ГИА для учителей и родителей.

Деятельность педагога-психологаразработку и реализацию программы (цикла занятий) по психологической подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА;разработку и реализацию

Слайд 5Формы и методы работы педагога-психолога
групповые психологические развивающие занятия для учащихся с

элементами тренинга;

проведение семинаров для учителей-предметников;

групповые и индивидуальные консультации;

составление рекомендаций для детей, родителей, педагогов;


родительские собрания и др.
Формы и методы работы педагога-психологагрупповые психологические развивающие занятия для учащихся с элементами тренинга;проведение семинаров для учителей-предметников;групповые и

Слайд 6Психолого-педагогическая поддержка
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность

выпускника в сдаче государственной аттестации

Это процесс:
в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

который помогает поверить в себя и в свои способности;

который помогает избежать ошибок;

который поддерживает при неудачах.

Необходимо:

забыть о прошлых неудачах;

помочь обрести уверенность в том, что человек справится с данной задачей;

помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.


Психолого-педагогическая поддержкаПсихологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной аттестации Это

Слайд 7Своеобразие учебной деятельности каждого обучающегося связано с целым рядом его индивидуальных

особенностей:

спецификой мышления,
памяти,
внимания,
темпом деятельности,
учебной мотивацией,
личностными особенностями.



Своеобразие учебной деятельности каждого обучающегося связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом

Слайд 8Виды работ по психологическому сопровождению ГИА:
Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).
Консультирование (индивидуальное

и групповое).
Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
Психологическое просвещение : формирование психологической культуры.
Виды работ  по психологическому сопровождению ГИА:Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).Консультирование (индивидуальное и групповое).Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная

Слайд 9Выявление «группы риска»
Методический инструментарий:
Методика «Диагностика поведенческих стратегий и моделей преодолевающего поведения»

(шесть стратегий) (С.В. Неделина)
Анкета «Определение детей группы риска» (Чибисова М.Ю.)
Опросник «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» (Барышев А.Ю.)
тест «Твое самочувствие накануне экзаменов» Е.В. Беспаловой
Методика выявления тревожности Филлипса
Методика определение полушарности
Опросник «Определение канала восприятия»


Выявление «группы риска»Методический инструментарий:Методика «Диагностика поведенческих стратегий и моделей преодолевающего поведения» (шесть стратегий) (С.В. Неделина)Анкета «Определение детей

Слайд 10«Группа риска»
Правополушарные дети
Дети-синтетики
Тревожные дети
Неуверенные дети
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
Перфекционисты и

отличники
Астеничные дети
Гипертимные дети
Застревающие дети
Аудиалы и кинестетики

«Группа риска»Правополушарные детиДети-синтетикиТревожные детиНеуверенные детиДети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизацииПерфекционисты и отличникиАстеничные детиГипертимные детиЗастревающие детиАудиалы и кинестетики

Слайд 11 Рассмотрим особенности обучающихся, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при

сдаче государственной (итоговой) аттестации, и некоторые возможные пути оказания поддержки этим школьникам.

Экзамен затрагивает глубокие пласты личности. Возможность провала становится для некоторых обучающихся показателем их жизненной несостоятельности, человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Неудача для таких людей равносильна личностному поражению, так как затрагивает глубокие пласты самооценки.

Рассмотрим особенности обучающихся, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче государственной (итоговой) аттестации, и некоторые

Слайд 12Правополушарные дети (левши)
Краткая психологическая характеристика:
богатое воображение;
хорошо развитое образное

мышление;
прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения.

Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
затруднения при необходимости четко логически мыслить;
трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях;
деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.
Стратегии поддержки:
необходимо задействовать воображение и образное
мышление: использовать сравнения, образы, метафоры,
рисунки;
возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С,
там, где требуется развернутый ответ.

Правополушарные дети (левши) Краткая психологическая характеристика: богатое воображение; хорошо развитое образное мышление; прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения.

Слайд 13Краткая психологическая характеристика:
опираются в большей степени на общее, а не

на частности;
мало времени уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.
Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки;
при сдаче экзаменов могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.
Стратегии поддержки:
при изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные блоки и наполнять их конкретным материалом;
при работе с тестами ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?
в начале работы с тестовым материалом стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться.

Дети-синтетики

Краткая психологическая характеристика: опираются в большей степени на общее, а не на частности; мало времени уделяют деталям,

Слайд 14Краткая психологическая характеристика:
часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное;
задают множество

уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли;
часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
отсутствие эмоционального контакта со взрослым;
оценочная ситуация.
Стратегии поддержки:
нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его
результатов;
создавать ситуацию успеха, поощрения,
поддержания.

Тревожные дети

Краткая психологическая характеристика:часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное; задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя,

Слайд 15Краткая психологическая характеристика:
не умеют опираться на собственное мнение, склонны прибегать к

помощи других людей;
хорошо справляются с заданиями по образцу;
часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
необходимость опираться только на собственные ресурсы;
принятие самостоятельного решения.
Стратегии поддержки:
при работе с такими детьми на уроках, во внеурочное
время, в процессе подготовки домашнего
задания, необходим воздерживаться от советов и
рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему
самому и терпеливо дождаться,
когда он примет решение. («Как ты думаешь, с чего
лучше начинать: с простых или сложных заданий?»)

Неуверенные дети

Краткая психологическая характеристика:не умеют опираться на собственное мнение, склонны прибегать к помощи других людей; хорошо справляются с

Слайд 16Краткая психологическая характеристика:
обычно таких детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных»;
у

таких детей часто неустойчивая работоспособность.
Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
такие дети при вполне достаточном уровне знаний могут нерационально использовать время.
Стратегии поддержки:
обратить внимание на время, отведенное для выполнения экзаменационной работы, чтобы обучающийся смог правильно распределить его на каждое задание.
важно научить таких детей использовать для
саморегуляции деятельности различные предметы
(часы для правильного распределения времени;
линейка, указывающая нужную строку и т.д.).


Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации

Краткая психологическая характеристика: обычно таких детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных»; у таких детей часто неустойчивая работоспособность.Основные трудности,

Слайд 17Краткая психологическая характеристика:
высокая или очень высокая успеваемость;
ответственность, организованность, исполнительность;


высокая чувствительность к похвале и любой оценке их деятельности;
очень высокий уровень притязаний (достижений) и крайне неустойчивая самооценка.
Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
перфекционисты считают необходимым сделать все, причем безошибочно;
им очень сложно пропустить задание, если они не могут с ним справиться.
Стратегии поддержки:
помочь осознать разницу между «достаточным»
и «превосходным», «хорошим» и «лучшим»;
важно объяснить, что для получения высокого
результата по ГИА нет необходимости
выполнять все задания.

Перфекционисты и отличники

Краткая психологическая характеристика: высокая или очень высокая успеваемость; ответственность, организованность, исполнительность; высокая чувствительность к похвале и любой

Слайд 18Краткая психологическая характеристика:
высокая утомляемость и истощаемость;
они быстро устают, снижается их

темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.
Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
высокая вероятность снижения качества работы (при утомляемости резко увеличивается количество ошибок).
возникновение ощущения усталости.
Стратегии поддержки:
оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомился (перерывы в занятиях, прогулки, достаточный сон и т.д.);
консультация у невролога о возможности
поддержать ребенка с помощью витаминов
или травяных сборов.


Астеничные дети

Краткая психологическая характеристика: высокая утомляемость и истощаемость;они быстро устают, снижается их темп деятельности и резко увеличивается количество

Слайд 19Краткая психологическая характеристика
очень быстрые, энергичные, активные;
импульсивны, порой несдержанны;
склонны пренебрегать

точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности;
невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.
Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
несобранность;
низкий уровень концентрации внимания;
пренебрежение тщательностью и аккуратностью.
Стратегии поддержки:
необходимо развивать у них навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания;
необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ГИА.

Гипертимные дети

Краткая психологическая характеристикаочень быстрые, энергичные, активные; импульсивны, порой несдержанны; склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости

Слайд 20Краткая психологическая характеристика:
они с трудом переключаются с одного задания на

другое;
таким детям требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания (низкая врабатываемость);
если их начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается.
Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
сложно переключаться с одного задания на другое;
непросто актуализировать знания из различных разделов школьной программы.
Стратегии поддержки:
научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания;
можно заранее определить, сколько времени
следует отвести на каждое задание на экзамене.


Застревающие дети

Краткая психологическая характеристика: они с трудом переключаются с одного задания на другое; таким детям требуется длительный ориентировочный

Слайд 21Краткая психологическая характеристика:
У человека три основные модальности восприятия: аудиальная (слуховая),
визуальная (зрительная),кинестетическая

(тактильная).
У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей
доминирующий способ получения и переработки информации .

Аудиал: ведущая модальность – слуховая (лучше воспринимает устную информацию).
Визуал: ведущая модальность – зрительная (лучше усваивает наглядную информацию).
Кинестетик: ведущая модальность – тактильная (лучше усваивает информацию через
практическую работу).
Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА:
ГИА имеет исключительно визуальную форму (за исключением изложения для 9-х
классов). Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и
кинестетиков.
Стратегии поддержки:
аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень
тихо проговаривать задания вслух;
кинестетики могут помогать себе простыми
движениями (например, подвигать ногами под столом).

Аудиалы и кинестетики

Краткая психологическая характеристика:	У человека три основные модальности восприятия: аудиальная (слуховая),визуальная (зрительная),кинестетическая (тактильная). 	У каждого человека одна из

Слайд 22Основные направления
и цели деятельности
Обучающиеся (профилактика и просвещение детей в отношении

поведения в стрессовых ситуациях, развитие уверенности в своих возможностях, саморегуляции)

Родители
(просвещение в отношении правильной организации подготовки детей к ЕГЭ)

Учителя
(профилактика стрессовых состояний путем изучения методов саморегуляции и формирования адекватного представления о значимости ЕГЭ в их жизнедеятельности)

Основные направления и цели деятельностиОбучающиеся (профилактика и просвещение детей в отношении поведения в стрессовых ситуациях, развитие уверенности

Слайд 23Психологические трудности ЕГЭ
Познавательные
Для преодоления когнитивных трудностей рекомендовать упражнения на развитие мышления,

памяти, внимания и др.
Личностные
Основная стратегия работы с обучающимися, имеющими личностные трудности, строится на снижении тревожности, связанной с условиями проведения ЕГЭ .
Процессуальные
Предоставить учащимся необходимую информацию о правилах проведениях процедуры ЕГЭ .
   Проведение психологической игры « Экзамен».

Психологические трудности ЕГЭ ПознавательныеДля преодоления когнитивных трудностей рекомендовать  упражнения на развитие мышления, памяти, внимания и др.

Слайд 24Консультативная работа
Основные этапы индивидуального консультирования подростков:
Выяснение и анализ проблемы, определение

провоцирующих источников и причин.
Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.
Построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц).
Уточнение параметров желаемого результата.
Определение возможных ресурсов и союзников — тех, кто может помочь в достижении цели.
Проработку возможных возвращений к старым формам поведения.
Закрепление результатов с помощью работы по созданию условий для повышения самооценки учащегося, его уверенности в себе.
Итоговая диагностика (диагностика результатов).
Итоговые консультации с родителями и учителями.
Консультативная работа  Основные этапы индивидуального консультирования подростков:Выяснение и анализ проблемы, определение провоцирующих источников и причин.Постановка позитивной

Слайд 25Классные часы ( о способах саморегуляции и самоорганизации, способах снятия

тревожности, особенностях возрастного развития и др. );
Родительские собрания вместе с детьми, где можно обсуждать возникшие проблемы;
Беседы, тренинги;
Лектории, семинары для педагогов;
Оформление стендов и др.

Психологическое просвещение

Классные часы  ( о способах саморегуляции и самоорганизации, способах снятия тревожности, особенностях возрастного развития и др.

Слайд 26КОРРЕКЦИОННО -РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Проведение занятий с элементами тренинга.
Цель: Снятие тревожности, формирование адекватной

самооценки;
Обучение способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;
Повышение сопротивляемости стрессу.
Развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления;

КОРРЕКЦИОННО -РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Проведение занятий с элементами тренинга.Цель: Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;Обучение способам релаксации и снятия

Слайд 27ПРОГРАММА занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам с элементами

психологического тренинга (Е. Чеботаревой)

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
Задачи: обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; повышение сопротивляемости стрессу; обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам; обучение приемам активного запоминания.
Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения.

ПРОГРАММА занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса  к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга (Е. Чеботаревой)

Слайд 28Cаморегуляция
СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ САМОВОЗДЕЙСТВИЯ
1.Способы, связанные с управлением дыханием
2. Способы, связанные

с управлением тонусом мышц, движением. Упражнение «Мышечная релаксация»
3. Способы, связанные с воздействием слова
-Самоприказы «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!» «Думать спокойно», «Я совершенно спокоен и готов работать»,
-Самоодобрение (самопоощрение)
4. Способы, связанные с использованием образов.
5. Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является – разговор. Негативные эмоции могут быть сняты методами арт- терапии –рисование, коллаж, моделирование с бумагой, написание рассказов, сказок, пение, музыка, выразительное движение тела и т.д.
CаморегуляцияСПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ САМОВОЗДЕЙСТВИЯ 1.Способы, связанные с управлением дыханием 2. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением. Упражнение

Слайд 29Упражнение " Самое трудное"
Инструкция. 
Продолжить фразу (написать)
«Самое трудное при подготовке к экзаменам

и на экзамене — это…
и назвать пути выхода».
Обсуждение: Чем данное упражнение помогло в решении проблемы.

Упражнение

Слайд 301.Инструкция:
Корзина с игрушками – героями различных сказок.
Участники по очереди с

закрытыми глазами достают игрушку и называют качество характера сказочного героя, которое может пригодиться на экзамене.

2.Если нет игрушек, корзину можно заменить на коробочку с карточками, на которых написаны имена героев сказок. Обсуждение: Какие чувства, эмоции вызвало это упражнение .

Упражнение " Мои ресурсы"

1.Инструкция: Корзина с игрушками – героями различных сказок.Участники по очереди с закрытыми глазами достают игрушку и называют

Слайд 31Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть