Презентация, доклад по психологии на тему Возрастные особенности детей 11 - 12 лет.

Содержание

“Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…”Иммануил Кант

Слайд 1Возрастные особенности детей
11-12 лет
Педагог-психолог Т. Н. Леонтьева

Возрастные особенности детей11-12 летПедагог-психолог Т. Н. Леонтьева

Слайд 2“Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…”

Иммануил

Кант

“Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…”Иммануил Кант

Слайд 3Адаптация

Адаптация

Слайд 4Самооценка

Самооценка

Слайд 5Самооценка
Завышенная. Ребенок имеет о себе «улучшенное» представление, не видит своих

недостатков, не в состоянии адекватно оценивать свои поступки. Такое самоотношение часто складывается и долго сохраняется у захвален­ных отличников, которые искренне считают себя идеальными деть­ми. Поскольку при этом они хорошо видят недостатки других детей и делают им замечания, у них могут не складываться отношения с одноклассниками.
Адекватная. Ребенок уже может независимо от того, как его оценивают другие, анализировать собственные поступки и формировать собственное мнение о себе. Оно в основном соответствует тому, что ребенок собой представляет. Он видит свои недостатки, может критически к ним относится.
Заниженная. Ребенок самокритичен, иногда склонен видеть у себя больше недостатков, чем есть на самом деле. Часто так бы­вает, когда ребенка больше ругают, чем хвалят, и в итоге он при­выкает и принимает такую заниженную оценку, при этом она мо­жет его и не травмировать.

Самооценка Завышенная. Ребенок имеет о себе «улучшенное» представление, не видит своих недостатков, не в состоянии адекватно оценивать

Слайд 6Тревожность
Показатели школьной тревожности имеют тенденцию возрастать к началу подросткового возраста (12-13

лет), что может объясниться сложностью начала кризисного периода, и постепенно снижаться к концу подросткового возраста (14-15 лет). При благоприятных условиях и психологической поддержке со стороны социального окружения эти дети будут испытывать эмоциональный комфорт. Психика детей младшего подросткового возраста еще пластична и открыта воздействию со стороны взрослых (важно, чтобы оно было положительным).

ТревожностьПоказатели школьной тревожности имеют тенденцию возрастать к началу подросткового возраста (12-13 лет), что может объясниться сложностью начала

Слайд 7Тревожность
Слабый уровень тревожности. Отсутствует необходимая реакция на изменение ситуации, адаптационные изменения

поведения обычно запаздывают. Излишняя расслаб­ленность не позволяет вовремя корректировать поведение. Он может долго не замечать осложнений в учебе, быть уверенным, что у него все в порядке
Средний уровень тревожности. Скорее всего, причин для беспокойства нет. Неопределенные ситуации воспринимаются ребенком в положительном ключе и не содержат эмоционально дестабилизирующего фактора.
Повышенный уровень тревожности. Свидетельствует о наличии в жизни ребенка каких-то ситуаций, которые выводят его из эмоционального равновесия и требуют повышенной мобилизационной готовности, чтобы справляться с ними. Возможно, какие-то предметы ему даются не так легко, как другим детям, и он проявляет большую озабоченность по этому поводу. Иногда неумение рационально организовать свою дея­тельность приходится компенсировать дополнительными про­верками, которые сопровождаются страхами, не забыто ли что-нибудь. Эти ситуации нужно выяснить и помочь ребенку либо в учебе, либо в самоорганизации.
Высокая тревожность. Свидетельствует о том, что ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации. Ребенок не верит в свои силы, настроен на неудачи. Жизнь представляется в виде сплошных неприятностей, которые он предотвратить не может и ожидает их со страхом. Обычно страхи его преувеличены, но уже устойчивы. Попытки успокоить успеха не имеют.

ТревожностьСлабый уровень тревожности. Отсутствует необходимая реакция на изменение ситуации, адаптационные изменения поведения обычно запаздывают. Излишняя расслаб­ленность не

Слайд 8Физиологическая энергия.
N - Оптимальная работоспособность. Ребенок отли­чается бодростью, отсутствием усталости, здоровой

активнос­тью, готовностью к энерготратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию. Если нагрузки продолжают расти, то происходит переход на следующую стадию.
↓ - Компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка. Если нагрузки продолжают расти или данное состояние длится долгое время, то происходит переход на следующую стадию.
↑ - Перевозбуждение. Чаще всего является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.
↓↓ - Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Обычно переутомление связано с на­личием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности и пр.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемость инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.

Физиологическая энергия.N - Оптимальная работоспособность. Ребенок отли­чается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активнос­тью, готовностью к энерготратам. Нагрузки соответствуют

Слайд 9Кризис 11 лет
Данный возраст является переходным от детства к отрочеству. Теперь

дети уже не младшие школьники, а младшие подростки. Переломные точки в развитии детей, отделяющие один возраст от другого, называются кризисами. Причины возникновения кризиса: смена ведущей деятельности – учебной деятельности на общение. Кризис 11 лет, как и кризис 3 лет, называется кризисом отношений и характеризуется теми же проявлениями: негативизмом, упрямством, строптивостью, бунтами – протестами, обесцениванием влияния взрослых.
Ребенок, считая себя уже взрослым, не хочет общаться по старому, по детски, но и по взрослому общаться еще не умеет. Любой кризис отношений – это попытка установить более взрослые формы общения с окружающими.
Симптомы переходного возраста начинаются в 10 – 11 лет: подростки необузданны и драчливы, игры более старших подростков им еще не понятны, а для детских игр они считают себя слишком большими.

Кризис 11 летДанный возраст является переходным от детства к отрочеству. Теперь дети уже не младшие школьники, а

Слайд 10Необходимая помощь
В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования

показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям. В настоящее время все чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, а так же повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д. (А.Ю.Монахова).
Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут их использовать на доступном им уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие необходимо.

Необходимая помощьВ детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей,

Слайд 11Характеристика интимно- личностного общения (в чем проявления кризиса)
Часто родители бывают неподготовлены к появившимся

переменам в ребенке, продолжают считать его маленьким, контролировать всю его жизнь. Ребенок начинает сопротивляться любым формам контроля со стороны взрослых, ведь он чувствует себя уже большим и самостоятельным. (Пример: выбор друзей).
Дети переживают свои поступки, поведение, но не всегда могут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы. В результате возникает незащищенность ребенка перед новым этапом развития. А лучшая защита это нападение. «Они чувствуют, что их состояние безрадостно, что их поведение дурно, что их требования и поступки не оправдываются обстоятельствами, что они хотят стать другими, но их тело, их существо не подчиняется им. Они должны бушевать и кричать, проклинать и насмехаться, хвастаться и сердится, даже если они сами замечают странность своего поведения». (Ш.Бюлер)
Если раньше детское общение регулировалось нормами взрослой морали, то в этом возрасте начинают возникать стихийные детские нормы, связанные с качествами настоящего товарищества. (Нормы товарищества, ситуация выбора: «хороший ученик – хороший товарищ»). При оптимальном развитии школьников эти два требования – к позиции ученика и к позиции товарища – не должны противопоставляться, в противном случае велика вероятность конфликтов с учителями и сверстниками.


Характеристика интимно- личностного общения (в чем проявления кризиса)Часто родители бывают неподготовлены к появившимся переменам в ребенке, продолжают

Слайд 12В чем проявления кризиса
Поскольку этот кризис носит название кризиса отношений и

общения, то для ребенка большое значение имеет отношение к нему сверстников. К 4 классу уже складывается определенное положение в системе деловых и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика (предпочитаемый или отвергаемый классом), причем в дальнейшем имеет тенденцию сохраняться именно неблагополучный статус. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только его успехи в учебе и отношения с учителями.
Интерес к противоположному полу.
Физическое развитие девочек идет немного с опережением, чем у мальчиков, с 10,5 лет до 13, у мальчиков идет запаздывание на 2 – 3 года. Поэтому очень сильно эти перемены заметны именно у девочек. «Гормональные бури».



В чем проявления кризисаПоскольку этот кризис носит название кризиса отношений и общения, то для ребенка большое значение

Слайд 13Изменения происходят и в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг к

другу. Если в 1- 4 классах эти отношения регламентированы в основном нормами взрослой морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, то в начале этого возраста на первый план выступают так называемые «стихийные детские нормы», связанные с качествами настоящего товарищества.
К 10-11 годам меняется характер самооценки ученика. Может появится негативная самооценка. Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебу. Обострение критического отношения к себе актуализируется у детей потребностью в общей положительной оценке своей личности другими людьми (сверстниками и взрослыми), вне зависимости от конкретных результатов. Конечно, на протяжении всей жизни, человек нуждается в принятии его другими, но в этом возрасте эта потребность обострена, она становится основой для благоприятного личностного роста.


В чем проявления кризиса

Изменения происходят и в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг к другу. Если в 1- 4 классах

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть