Презентация, доклад по психологии на тему Психологическое выгорание педагогов и способы саморегуляции

Содержание

Немного истории Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГОВ И СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Подготовила

Чуприна Н.В.

http://aida.ucoz.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГОВ И СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ      Подготовила Чуприна Н.В.http://aida.ucoz.ru

Слайд 2 Немного истории
Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger)

в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

Немного истории Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для

Слайд 3 В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий,

по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».






Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.


В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника,

Слайд 4В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической

защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает

Слайд 5Что же такое профессиональное «выгорание»?
это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса

и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

http://aida.ucoz.ru

Что же такое профессиональное «выгорание»?это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и

Слайд 6чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так,

как это было прежде);
дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
негативное самовосприятии в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).

Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления

чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация (развитие

Слайд 7Профессиональное выгорание
Снижение самооценки
Эмоциональное истощение
Личностная
отстранённость



Профессиональное выгораниеСнижение самооценкиЭмоциональное истощениеЛичностнаяотстранённость

Слайд 8Симптомы выгорания
социальные
Психофизические
Поведенческие
Эмоциональные
интеллектуальное состояние

Симптомы выгораниясоциальныеПсихофизическиеПоведенческиеЭмоциональные интеллектуальное состояние

Слайд 9 Психофизические симптомы
Чувство постоянной усталости не только вечером, но и по утрам,

сразу после сна
Ощущение эмоционального и физического истощения
Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды
Общая ассенизация
Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта
Резкая потеря или резкое увеличение веса
Полная или частичная бессонница
Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня
Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке
Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обаяния, потеря внутренних, телесных ощущений
Психофизические симптомы Чувство постоянной усталости не только вечером, но и по утрам, сразу после сна Ощущение

Слайд 10
желание отдохнуть
безразличие к еде
оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств


Поведенческие симптомы

желание отдохнуть безразличие к еде оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств Поведенческие симптомы

Слайд 11Безразличие, скука, пассивность и депрессия
Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события
Частые нервные

срывы
Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет
Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности
Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или « я не справлюсь»
Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы

Социальные симптомы

Безразличие, скука, пассивность и депрессияПовышенная раздражительность на незначительные, мелкие событияЧастые нервные срывы Постоянное переживание негативных эмоций, для

Слайд 12
Пессимизм
цинизм
чёрствость
безразличие
агрессивность
раздражительность
тревога, чувство вины
эмоциональные


Пессимизм цинизм чёрствость безразличие агрессивность раздражительность тревога, чувство вины эмоциональные

Слайд 13падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным

подходам

интеллектуальное состояние

падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам интеллектуальное состояние

Слайд 15снятие рабочего напряжения,
повышение профессиональной мотивации,
выравнивание баланса между затраченными усилиями и

получаемым вознаграждением.

Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания

снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации,выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. Лечение и профилактика синдрома

Слайд 161.Информирование педагогов

Цель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить

профессиональное
здоровье и работоспособность

Выпуск буклетов, памяток,
постеров

Выступление на педсовете,
собрании коллектива


Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов

1.Информирование педагоговЦель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное     здоровье

Слайд 17 2.Эмоциональная поддержка и стимулирование

Цель: создание хорошего климата

внутри коллектива,
чувства достаточной эмоциональной поддержки от
коллег и администрации 
Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг «Профессиональные достижения»
Вовлечение профессионально успешных педагогов в участие педагогических чтений, конференций, в выступления из опыта работы, участие в конкурсе «Учитель года», показ открытых мероприятий,
тьютерство
Совместные вечера и отдых, поездки с детьми,
участие в спортивной жизни школы, праздники и дни рождения 
2.Эмоциональная поддержка и стимулирование   Цель: создание хорошего климата внутри коллектива,

Слайд 183.Профессиональная помощь

Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов

Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога,

повышение его квалификации.
Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов .
Организация работы творческих групп.
Гештальт - супервизия
Проведение семинаров-тренингов:
-«Коммуникативные игры»
-«Обучение способам саморегуляции»
-«Профессиональный рост»

3.Профессиональная помощьЦель: сохранение качества профессиональной деятельности педагоговНепрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации.Диагностика личностных особенностей и

Слайд 19ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
длительный сон
вкусная еда
общение с природой и животными

баня, массаж, движение, танцы
музыка
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная едаобщение с природой и животными баня, массаж, движение, танцы музыка

Слайд 20 СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИЯ
- смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; –

различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИЯ   - смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения

Слайд 21БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ

БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Слайд 22
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите

только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способы, связанные с управлением дыханием

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно,

Слайд 23Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением

Сядьте удобно, если есть возможность,

закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).


Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движениемСядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и

Слайд 24Известно, что «слово может убить, слово может спасти».
В случае даже

незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

Способы, связанные с воздействием слова


Известно, что «слово может убить, слово может спасти». В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно

Слайд 25 Способы, связанные с использованием образов
Специально запоминайте ситуации, события, в которых

вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
Способы, связанные с использованием образов  Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно,

Слайд 26Рекомендации педагогам для профилактики и устранения "выгорания"
будьте внимательны к себе;
любите себя или,

по крайней мере, старайтесь себе нравиться;
старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относитесь к конфликтам на работе;
не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.
учитесь трезво осмысливать события каждого дня


Рекомендации педагогам для профилактики и устранения

Слайд 27Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с

другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!

Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем

Слайд 28Спасибо за внимание!
Пусть в этот год исполняются самые несбыточные мечты и

самые нереальные желания!
Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года!
Пусть снежинки, тая на ладошках, дарят надежду на изменения к лучшему!
Пусть свечи, которые вы зажгли в праздничный вечер поддерживают огонь приятных эмоций все 365 дней года, а их тепло согревает сердца и души, день за днем даря улыбки! Всего вам большого и светлого...
Спасибо за внимание! Пусть в этот год исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть