Слайд 1МБОУСОШ№ 26»
Владикавказ, 2015 г.
Особенности проявления психических состояний у обучающихся
6-го класса
Выполнила : учитель истории и обществознания Туккаева Л.К.
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
Особую актуальность приобретает исследование психических состояний в младшем школьном
возрасте. Особенности этого возраста способствуют возникновению острой эмоциональной нестабильности. В современных условиях к типичным проблемам подросткового возраста присоединяется проблема постоянного усложнения учебной деятельности, которое выражается в увеличении количества изучаемых предметов, общего объема информации.
Слайд 3Цель исследования:
определить уровни агрессии, тревожности, фрустрации и ригидности обучающихся
6-го класса СОШ№26
Задачи:
изучить литературу по проблеме;
продолжить исследование: выявить уровни агрессивности, фрустрации, тревожности и ригидности;
провести анализ полученных данных.
Объект исследования: обучающиеся 6-го класса.
Предмет: уровни психических состояний в 5-ом классе.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровни агрессивности и тревожности в 6-ом классе будут гораздо выше, чем уровни фрустрации и ригидности.
Методы исследования:
тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку),
вспомогательный опросник Л.Г. Почебут
База исследования: СОШ№26
Слайд 4
Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом
поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим.
Агрессия
Слайд 5Тревожность
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто
переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.
Слайд 6Фрустрация:
Фрустрация - это неприятное напряженное психологическое состояние, которое спровоцировали непреодолимые или
воображаемые трудности, препятствующие достижению цели, удовлетворению потребностей.
Слайд 7Ригидность
Ригидность - неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
Слайд 8Экспериментальная часть
В 2015 году в исследовании приняли участие 22 обучающихся. С
помощью теста Айзенка «Самооценка психических состояний», мы обследовали респондентов по четырем шкалам: шкала тревожности, шкала агрессивности, шкала фрустрации, шкала ригидности.
Слайд 9 В 2014 году провела исследование уровня агрессивности в двух
группах (контрольная- 5 «А» и экспериментальная- 5 «Б»). Но в сентябре 2015 г. произошло объединение двух этих классов. И стала интересна оценка психических состояний новых одноклассников.
Слайд 10Из 22 детей:
11- не тревожны, 10 учеников показали среднюю тревожность, допустимого
уровня, и лишь 1 ребенок очень тревожный.
9- не имеют высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боятся трудностей, 13- имеют средний уровень, фрустрация имеет место, ни одного ребенка с низкой самооценкой.
5- спокойны, выдержанны, 5- средний уровень агрессивности, 12- агрессивны, не выдержаны.
6- ригидности нет, легкая переключаемость, 15- средний уровень ригидности, 1- сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов.
Слайд 11Сравнение уровня психических состояний по Айзенку в 6-ом классе (%)
Слайд 12 По результатам моего исследования стало очевидно, что моя гипотеза
подтвердилась частично. Уровни тревожности, фрустрации, ригидности находятся в пределах нормы, а вот уровень агрессивности выходит за пределы нормы. В связи с чем, стала регулярно проводить тренинги на снижение уровня агрессивности и на сплочение (Г.Б. Монина, Фоппель) в новом классе вырос уровень физической агрессии (60%)(опросник Л.Г. Почебут).
Слайд 13Результаты по опроснику
Л.Г. Почебут
Из 22 обучающихся в 6-ом классе:
у 3
выражена вербальная агрессия;
у 12 - физическая;
у 2 - предметная;
у 3 - эмоциональная;
у 3 - самоагрессия.
Слайд 14Уровень физической агрессии 5 -м классе
Слайд 15 Дети, склонные к проявлению физической агрессии
Это активные, деятельные и
целеустремленные ребята, их отличает решительность, склонность к риску. Они обладают хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми.
Эти дети не отличаются рассудительностью, характеризуются слабым самоконтролем, неумением или нежеланием сдерживать свои потребности, как правило, игнорируют этические и моральные ограничения.
Слайд 16ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ
Игра «Ругаемся овощами»
Игра «Тигр на охоте»
Рисуем настроение
Игра «Штурм
крепости»
Игра «Уходи, злость, уходи!»
Игра «Говорящие ботинки»
Слайд 17 Бороться с агрессивностью нужно…
Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может
быть у родителей.
Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка – сделайте это только если поступок повторится.
Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение – это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова.
А как Вы это делаете?
Слайд 18Список литературы.
Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте.- М.: Генезис, 2011.-
216с.
Колосова С.Л. Детская агрессия.- Спб.: Питер(издание 1-е), 2004.- 224с.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых.- М.: Генезис, 2010.-150с.
Слайд 19Спасибо за внимание!
Улыбок ВАМ и Вашим близким!