Слайд 1
МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
(разработана профессором М.И. Рожковым)
Презентация подготовлена
учителем технологи
МБОУ «СШ №4 п. Ключи»
Камчатского края
Якименко Людмилой Ивановной
Слайд 2
МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
(разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: выявить
уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - всегда;
3 - почти всегда;
2 - иногда;
1 - очень редко;
О - никогда.
Слайд 4Вопросы теста:
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю,
что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
Слайд 5Вопросы теста:
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится
помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Слайд 6Обработка полученных данных:
Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают при сложении
всех оценок первой строчки и делении этой суммы на 5.
Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.
Оценка социальной активности - с третьей строчкой.
Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой.
Слайд 7Обработка полученных данных:
Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую
степень социализированности ребенка;
- если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств.
-Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный обучающийся (или группа учеников) - имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Слайд 8Результаты диагностики уровня
социализированности личности обучающегося.
Социальная зрелость - объективно необходимый этап личности,
который характеризуется достижением самостоятельного социального положения человека. Обусловленный техническими и социальными требованиями уровень образования и профессиональной подготовки обеспечивает реализацию человеком его гражданских прав и обязанностей, интеграцию норм и ценностей общества, усвоения традиций и духовного богатства национальной и общечеловеческой культуры. Социальная зрелость наступает не в результате какого-либо одноименного акта, а в процессе социального становления личности. При определении уровня социальной зрелости обучающихся 10-х классов школы можно выделить следующие основные показатели:
Социальная адаптированность;
Социальная активность;
Социальная автономность;
Социальная нравственность.
Слайд 9Результаты диагностики
Высокий уровнень социальной зрелости обучающихся предполагает сформированный
непротиворечивый тип ценностных ориентиров в сфере образования и профессиональной сфере. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представление этих старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества. Выпускники с высоким уровнем социальной зрелости наиболее подготовлены к самостоятельной «взрослой жизни».
Слайд 10Результаты диагностики
В мотивации выпускников, обладающих средним уровнем социальной зрелости,
доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентаций в образовательной и профессиональной сферах. Для обучающихся данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентации и жизненных планов. Обучающиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в жизни связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами.
Слайд 11Результаты диагностики
Для обучающихся, имеющих низкий уровень социальной зрелости, характерно выраженное отсутствие
интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентаций этих выпускников преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные ценности, что свидетельствует о направленности их интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти старшеклассники не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Обучающиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.