Презентация, доклад по психологии на тему История развития арт-терапии

Содержание

Искусство – важная вещь: оно знаменует времена года души либо какое-то памятное или трагическое событие в ее странствии.

Слайд 1« История развития арт-терапии»

« История  развития  арт-терапии»

Слайд 2Искусство – важная вещь: оно знаменует времена года души либо какое-то

памятное или трагическое событие в ее странствии.
Искусство – важная вещь: оно знаменует времена года души либо какое-то памятное или трагическое событие в ее

Слайд 3Наша душа – это особый мир, переполненный чувствами, переживаниями. Он окрашен

у каждого человека в свои краски, свои тона и полутона. Мы не всегда прислушиваемся к себе, живем на огромной скорости, а наше подсознание иногда настойчиво требует паузы, тишины и понимания того, что происходит внутри нас. Арттерапия помогает нам узнать себя и может быть даже открыть новые горизонты наших возможностей
Наша душа – это особый мир, переполненный чувствами, переживаниями. Он окрашен у каждого человека в свои краски,

Слайд 4Что такое арт-терапия?
Арт-терапия (от англ. art, искусство) — это бережный метод

психологической коррекции, в основе которого лежит творчество и искусство. Душа наполняется прекрасным и исцеляется. Арттерапия появилась сравнительно недавно, она стала применяться с сороковых годов прошлого века. Средства арттерапии разнообразны, она неограниченна в своих возможностях и становится все более популярной. Особенно ее любят детские психологи. Арттерапия не только лечит душу, но и способствует развитию и гармонизации личности. Человек, выбирая те направления искусства, которые ему более близки или созвучны в определенный период времени, может посредством своего творчества выразить себя, заглянуть в себя и, может быть, найти решение своих проблем.

Что такое арт-терапия?Арт-терапия (от англ. art, искусство) — это бережный метод психологической коррекции, в основе которого лежит

Слайд 5История возникновения
Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан

Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными изфашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация
История возникновенияТермин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании

Слайд 6Описание метода
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие

способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру

Описание методаОсновная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки

Слайд 7Задачи арт-терапии
Согласно К. Рудестаму, задачи арт-терапии:
1. Дать социально приемлемый выход агрессии

и другим негативным чувствам.
2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
3. Получить материал для психодиагностики.
4. Проработать подавленные мысли и чувства.
5. Установить контакт с клиентом.
6. Развить самоконтроль.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Задачи арт-терапии Согласно К. Рудестаму, задачи арт-терапии:1.	Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.2.	Облегчить процесс лечения

Слайд 8Виды арт-терапии
1. Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на

изобразительном искусстве.
2. Библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
3. Музыкотерапия
4. Драматерапия
5. Танцевальная терапия
6. Куклотерапия
Виды арт-терапии1.	Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.2.	Библиотерапия (в том числе сказкотерапия)

Слайд 9Показания для проведения арт-терапии
Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная

неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная «Я-концепция», низкая самооценка

Показания для проведения арт-терапииТрудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального

Слайд 10Первая и главная заповедь арт-терапии
Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами

типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.
Первая и главная заповедь  арт-терапииВы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или

Слайд 11Вторая заповедь арт-терапии
Рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую

очередь самим автором, а не психотерапевтом. В случае, если Вы работаете одни, то о психотерапевте и его интерпретациях вообще не может идти речи. Почему так? Дело в том, что арт-терапия является так называемой «инсайт-ориентированной» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта. Что же это такое? По-русски психологи перевели слово «инсайт» как «АГА-Эффект». Это значит, что анализируя (то есть по просту — созерцая) своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт... Более того, считается, что пациент, ну почти ОБЯЗАН сам прийти к такому пониманию.

Это бывает не с первого раза и никогда сразу же после завершения рисунка. Но это бывает всегда. Поэтому созданный «шедевр» нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и в разном настроении.
Вторая заповедь арт-терапииРисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором, а не психотерапевтом.

Слайд 12Третья заповедь арт-терапии
В любом случае, даже если вы с трудом понимаете:

чем и для чего Вы сечас занимаетесь, даже если до инсайта Вам ещё далеко, — помните, что арт-терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.

Третья заповедь арт-терапииВ любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего Вы сечас

Слайд 13Упражнения арт-терапии с глиной, воском, тестом или пластилином
«Вылепите свою проблему»
«Поговорите» с

ней, высказав ей всё, что хотите,
трансформируйте её (можно очень грубо) в то, что захотите

Сделайте отпечаток своей руки, ступни, разных предметов

Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала
Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно
Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.


Упражнения арт-терапии с глиной, воском, тестом или пластилином«Вылепите свою проблему»«Поговорите» с ней, высказав ей всё, что хотите,трансформируйте

Слайд 14Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами
Эти упражнения арт-терапии продолжают и развивают идею

знаменитого теста Роршаха, только вместо анализа готового стандартизированного стимульного материала Вы будете создавать свои собственные абстракции и анализировать их, что гораздо интересней!

Возьмите тушь, чернила, жидко разведённую гуашь и капните этим посредине плотного листа ватманской бумаги. Затем сложите бумагу пополам и прижмите сложенные части друг к другу, аккуратно разглаживая их. Разверние лист бумаги. Вы увидите очень красивый, симметричный абстрактный рисунок. Сделайте серию таких «пятен роршаха», используя разные цвета, а затем попытайтесь описать свои рисунки, дав каждому из них название и характеристику.

Упражнения арт-терапии с чернильными пятнамиЭти упражнения арт-терапии продолжают и развивают идею знаменитого теста Роршаха, только вместо анализа

Слайд 15Упражнения арт-терапии с каракулями
Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя

по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш) и написание короткого рассказа (комментария).
Заведите «дневник каракулей» в отдельном блокноте для рисования. Ведите его строго определённый промежуток времени. (Один рабочий день, неделя) Проследите изменения в этих каракулях. После окончания срока «эксперимента» напишите рассказ на основе этих каракулей.

Упражнения арт-терапии с каракулямиНарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в

Слайд 16Упражнения арт-терапии с цветами
Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый

— тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.
Выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок.
Выберите цвета, которые по вашему мнению выражают Вашу личность или Ваш характер и создайте с их помощью композицию.
Выберите цвета, которые по Вашему ощущению «нейтрализуют» Ваши негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка

Упражнения арт-терапии с цветамиВыберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который Вам наиболее предпочтителен

Слайд 17Литература


Практикум по арт-терапии под редакцией А.И. Копытина
Проективная психология. Беллак Л., Эбт

Л. и др.
Арт-терапия. ред.-сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001.
Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. — М., 2003.
Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». ред. А. И. Копытина. — СПб., 2002.
Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.
Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. — СПб.: Речь, 2008.
Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2001
Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. — Феникс, 2008.
Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. — М.: Издательство Пирожкова, 2002 г.
ЛитератураПрактикум по арт-терапии под редакцией А.И. КопытинаПроективная психология. Беллак Л., Эбт Л. и др.Арт-терапия. ред.-сост. А. И.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть