Презентация, доклад по психологии на тему Девиантное поведение

Содержание

По словарю Ожегова, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняет реальный ущерб обществу или самой личности.Отклоняющееся поведение (по Змановской В.) – поведение, которое не соответствует

Слайд 1ДЕВИАНТНОЕ (ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ) ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ,
ЧТОБЫ
НЕ ПРОПУСТИТЬ?
Подготовила
Педагог-психолог
Скоморохова Л.А.

ДЕВИАНТНОЕ (ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ) ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ?ПодготовилаПедагог-психологСкоморохова Л.А.

Слайд 2По словарю Ожегова, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся

от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняет реальный ущерб обществу или самой личности.
Отклоняющееся поведение (по Змановской В.) – поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.
По словарю Ожегова, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и

Слайд 3Социальные риски могут приводить к психологическим и иным проблемам, в том

числе проявляющимся в: -социально-психологической дезадаптации; -разных видах отклоняющегося (девиантного) поведения. Социально-психологическая дезадаптация- это состояние, осложняющее приспособление к социальной среде, Может предшествовать проявлениям отклоняющегося поведения или быть его следствием.
Социальные риски могут приводить к психологическим и иным проблемам, в том числе проявляющимся в: -социально-психологической дезадаптации; -разных

Слайд 4Признаки, свидетельствующие о социально- психологической дезадаптации: - резкое

снижение успеваемости, в том числе связанное с нарушением учебной мотивации; - резкое изменение поведения (стал более закрытым, вспыльчивым, подавленным); - отказ посещать школу; -проблемы в межличностных отношениях; - нетипичные для ребенка эмоциональные реакции; -физиологические реакции (слабость, жалобы на головные боли и / или боли в животе, дрожь и другие проявления); -навязчивые движения и действия (накручивает волосы на палец или выдергивает, грызет ногти, разговаривает сам с собой и другие); - конфликтное, агрессивное отношение к окружающим.
Признаки, свидетельствующие о   социально- психологической    дезадаптации: - резкое снижение успеваемости, в том

Слайд 5ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
- раннее проблемное (отклоняющееся) поведение
- рискованное поведение
- суицидальное (самоповреждающее)

поведение
- аддиктивное (зависимое) поведение
- агрессивное поведение
- делинквентное поведение
ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:- раннее проблемное (отклоняющееся) поведение- рискованное поведение- суицидальное (самоповреждающее) поведение- аддиктивное (зависимое) поведение- агрессивное поведение-

Слайд 6 Виды девиантного поведения:


- раннее проблемное (отклоняющееся) поведение

(нарушение правил, школьные прогулы, частые случаи обмана, побеги из дома, чрезмерное упрямство, открытое непослушание, обидчивость, гневливость и др., начинающиеся в возрасте от 5 до 8 лет);
- рискованное поведение (разговоры о рискованном досуге, картинки и фотографии на подобную тематику в социальных сетях, употребление сленга («зацеп», «диггить», «сталкить» и др.), грязная и порванная одежда, ушибы и другие травмы, опасное селфи);
- суицидальное, самоповреждающее поведение (подавленное настроение, ощущение ненужности, чувство вины, низкий уровень коммуникации, хроническая усталость, вялость, снижение интересов к деятельности, которая ребенку раньше нравилась, поглощенность темой смерти, резкое снижение успеваемости, пропуски школы, повышенная раздражительность, тревожность);
Виды девиантного поведения: - раннее проблемное (отклоняющееся) поведение (нарушение правил, школьные прогулы, частые случаи обмана,

Слайд 7 ВиДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- аддиктивное (зависимое) поведение – один

из видом отклоняющегося поведения, которое выражается в пагубном пристрастии к какому-либо предмету или действию на фоне осложненной адаптации к проблемным ситуациям.
Признаки, свойственные для химической зависимости:
- запах алкоголя, табака или иной непривычный запах, исходящий от учащегося;
- расширенные или суженные зрачки, бледность (или внезапное покраснение) кожных покровов, необычный (сероватый) оттенок;
- жалобы на жажду, сердцебиение, повышенную утомляемость, внезапная потливость;
- разнообразие и неустойчивость эмоциональных реакций;
-пропаганда психоактивных веществ среди сверстников.

ВиДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ- аддиктивное (зависимое) поведение – один из видом отклоняющегося поведения, которое выражается

Слайд 8аддиктивное (зависимое) поведение
Признаки, свойственные для нехимической зависимости:
-

изменение пищевого поведения (переедание или отказ от еды);
- увеличение времени (более 3-4 часов), проводимое за компьютером;
- яркие вспышки агрессии у ребенка при ограничении времени пользования компьютером, приступы гнева в ответ на запрет пользоваться телефоном, планшетом и другими техническими средствами.
Отличительная особенность формирования
аддиктивного поведения:
один вид зависимости может сочетаться с другим, одна форма зависимого поведения может переходить в другую.
аддиктивное (зависимое) поведениеПризнаки, свойственные для нехимической зависимости:    - изменение пищевого поведения (переедание или отказ

Слайд 9ВиДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- агрессивное поведение – это любое

физическое насилие, направленное на других обучающихся/учителей/объекты (драки, удары, шлепки, толчки) или психологическое насилие, в том числе и в интернете, оскорбления других учеников/учителей (насмешки, коллективное игнорирование, жестокие розыгрыши, распространение слухов, угрозы).
ВиДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ   - агрессивное поведение – это любое физическое насилие, направленное на других обучающихся/учителей/объекты

Слайд 10ВиДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- делинквентное поведение – это поведение, при котором нарушаются

нормы права, но в силу либо недостижимости ребенком или подростком возраста уголовной ответственности, либо незначительности правонарушения, за ним не следует уголовное наказание.

Формы делинквентного поведения:


СКРЫТОЕ ОТКРЫТОЕ
(причинение (агрессия)
имущественного вреда) злобные выпады, злословие,
мелкое воровство, кражи травля, мелкое хулиганство,
со взломом, мошенничество, драки или нападения,
вымогательство, грабежи, жестокие действия по
вандализм, поджоги, разрушение отношению к животным
имущества

ВиДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ- делинквентное поведение – это поведение, при котором нарушаются нормы права, но в силу либо

Слайд 11
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА В ШКОЛЕ:
Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса социализации подростков

с девиантным поведением, создание социальной среды, благоприятно воздействующей на межличностные отношения подростков.
ТРИ УРОВНЯ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
Первичная – направлена на сохранение и развитие условий, обеспечивающих психосоматическое здоровье; а также на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов социальной и природной среды.
Вторичная – направлена на предотвращение возможных нарушений моральной регуляции.
Третичная – совокупность мероприятий, направленных на коррекцию поведения, ее переориентацию, а также реабилитацию.
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА В ШКОЛЕ:Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса социализации подростков с девиантным поведением, создание социальной среды,

Слайд 12Общий алгоритм действий для всех видов отклоняющегося поведения
1. Поговорить с ребенком

(не давя на него).
2. Поговорить с родителями или законными представителями (учитывая семейную ситуацию).
3. Инициировать консилиум (совместно с администрацией, психологом, социальным педагогом, другими учителями и специалистами) с целью определения необходимых мер оказания комплексной помощи и необходимости постановки на профилактический учет)
4. При необходимости на основании решения консилиума:
а) рекомендовать родителям или законным представителям обратиться за помощью в специализированные центры (центры ППМС помощи) и другие
б) привлекать специалистов из других учреждений (инспектор ПДН, специалисты КДН и др.) для работы с ребенком и семьей на базе образовательной организации
в) провести мониторинг ситуации
Общий алгоритм действий для всех видов отклоняющегося поведения1. Поговорить с ребенком (не давя на него).2. Поговорить с

Слайд 13В целом, подростку с девиациями необходимо оказывать истинную психологическую поддержку.
Психологическая поддержка-

это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка.
Поддерживать ребенка — значит верить в него, в его силы и способности, укреплять самооценку, помогать избежать ошибок и пережить неудачи.

В целом, подростку с девиациями необходимо оказывать истинную психологическую поддержку.Психологическая поддержка- это процесс, в котором взрослый сосредоточивается

Слайд 14Для истинной психологической поддержки необходимо:
держать подростка всегда в поле зрения;
проявлять небезразличие

к его жизни;
поддерживать связь с семьей;
знать его ближайшее окружение, его друзей;
знать его интересы, привлекать к общественной жизни школы и класса;
приглашать на индивидуальные доверительные беседы;
оценка поступков, а не личности.

Для истинной психологической поддержки необходимо:держать подростка всегда в поле зрения;проявлять небезразличие к его жизни; поддерживать связь с

Слайд 15Приёмы работы с трудными подростками (как реагировать учителю)
1. Использовать позитивные стратегии

- выражение понимания чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;

- позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что устал»;

- позитивное обсуждение поступка или нежелательного действия
по схеме: + - +
(Ты позитивная личность, совершившая неблаговидный поступок, желаешь исправить ситуацию к лучшему. . .)

Приёмы работы с трудными подростками (как реагировать учителю)   1. Использовать позитивные стратегии - выражение понимания

Слайд 16Приёмы работы с трудными подростками (как реагировать учителю)
2. Делать акцент на

поступках, а не на личности подростка
- не давать негативную оценку личности
- не обобщать однократные поступки
- ограничиться обсуждением актуального поведения
- апеллировать только к фактам, к тому что произошло только что

Приёмы работы с трудными подростками (как реагировать учителю)    2. Делать акцент на поступках, а

Слайд 17Приёмы работы с трудными подростками (как реагировать учителю)
3. Устанавливать с подростком обратную

связь
- констатация факта: «Ты преступаешь допустимую черту» или «Ты ведёшь себя агрессивно»;
- констатирующий вопрос: «Ты злишься?»;

- раскрытие мотивов : «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?»;
- «Я»-сообщение (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению): «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит»;
- апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило».

Приёмы работы с трудными подростками (как реагировать учителю) 3. Устанавливать с подростком обратную связь- констатация факта: «Ты

Слайд 18Приёмы работы с трудными подростками (как реагировать учителю)
4.Строить заинтересованную конструктивную беседу (короткие

вопросы)
1 часть вопроса -уточнение, а 2 часть вопроса - вопросительное слово. Например: Вы встретились с ним... и что?


5. Не откладывать анализ поступка в долгий ящик (занять объективную позицию, срочно, наедине, обсудить конструктивно и недолго)

Приёмы работы с трудными подростками (как реагировать учителю) 4.Строить заинтересованную конструктивную беседу (короткие вопросы)1 часть вопроса -уточнение,

Слайд 19Приёмы работы с трудными подростками (как реагировать учителю)
6. Не усиливать напряжение ситуации,

не использовать:
- повышение голоса, изменение тона на устрашающий и угрожающий;
- демонстрацию власти: «Учитель здесь пока ещё я», «Будет так, как я скажу»;
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
- физическую силу;
- нотации, проповеди;
- угрозы или наказания;
- сравнение подростка с другими детьми и т.д.

Приёмы работы с трудными подростками (как реагировать учителю) 6. Не усиливать напряжение ситуации, не использовать:- повышение голоса,

Слайд 20Приёмы работы с трудными подростками (как реагировать учителю)
7. Демонстрировать модели социально-приемлемого поведения
-

выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);
- тайм-аут – предоставление возможности ребенку/ подростку успокоится наедине;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора («Ты сейчас выглядишь круче Шварцнейгера»);
- признание чувств и интересов собеседника;
- сообщение своих интересов;
- апелляция к правилам и т.д.

Приёмы работы с трудными подростками (как реагировать учителю)7. Демонстрировать модели социально-приемлемого поведения- выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);-

Слайд 21Приёмы работы с трудными подростками (как реагировать учителю)
8. Снять эгоцентризм
Взрослый: «Встань на

моё место». «Как бы ты поступил на моем месте?»

9. Контролировать собственные эмоции
Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он:
- не подкрепляет агрессивное поведение;
- демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;
- сохраняет партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Приёмы работы с трудными подростками (как реагировать учителю)8. Снять эгоцентризмВзрослый: «Встань на моё место». «Как бы ты

Слайд 22Притча
Человек тонул в болоте. Во все горло он звал

на помощь. Один решил помочь бедняге. «Дай мне свою руку, закричал он утопающему. – Я вытащу тебя из болота!» Но человек все больше и больше увязал в грязи и только продолжал взывать о помощи. «Дай мне свою руку», - снова и снова требовал человек на берегу. Но ответом был только жалобный крик о помощи. Подошел еще один человек и сказал: «Ты разве не видишь, что он никогда не подаст тебе свою руку, ведь он не может. Ты должен первым протянуть ему свою руку или сам взять его за руку. Только тогда ты сможешь его спасти».


Притча  Человек тонул в болоте. Во все горло он звал на помощь. Один решил помочь бедняге.

Слайд 23«Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения».
Китайская пословица


«Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». Китайская пословица

Слайд 24СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть