Слайд 1Урок толерантности
г.Саки, Ош №4
2 класс
педагог-психолог : Цеюкова Е.А.
Слайд 2«Давайте жить в добрососедстве»
Слайд 3Цели:
создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям
по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.);
обучающиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между ними принимать как положительный факт;
сформулировать правила толерантности.
Слайд 4Задачи:
Познакомить учащихся начальной школы с понятием «толерантность»;
Провести упражнения на осознание различий
между людьми и терпимого отношения к различным проявлениям этих различий;
Выработать правила эффективного общения с людьми.
Слайд 6Попробуйте
Ответить себе на вопрос
Кто Я?
Какой Я?
Слайд 7Вступительное слово
Мы с вами сегодня поговорим о доброте, любви, взаимопони-мании, взаимоуважении,
терпе-нии. Все это вмещает в себя слово «толерантность». Однаж-ды один писатель сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова –подтверждение того, что мир как и природа многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях
Слайд 8 Ход мероприятия:
Слово учителя: Пару веков назад во Франции жил Тойлеран
Перигор. Он отличался тем, что всегда оставался неизменно министром иностранных дел при разных королях. И это был человек талантливый во многих областях но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом наименее утомляющем интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Слайд 9
«Толерантность» - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.
16
ноября 1995 года государства – члены комитета ООН по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на 28-ю сессию Генеральной конференции, приняли и торжественно провозгласили Декларацию принципов толерантности. В ней 16 ноября объявлен Международным днем, посвященным толерантности, который отмечается в мире с 1996 года.
А сейчас наши помощники подскажут как слово “толерантность” переводится с разных языков. (Учащиеся выходят к доске и озвучивают переводы):
Слайд 10 в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих
собственных идеи или мнения;
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Слайд 11 Вы сейчас послушали меня, вспомните, что вы уже знали и
знаете о толерантности. Ответьте мне, пожалуйста.
Что такое толерантность?
(ответы).
Терпимость
Дружелюбие
Открытость
Умение дружить
Какое из определений вам больше всего понравились? (ответы)
Умение дружить
Слайд 12
Задание «Давайте пофантазируем…»
Психолог: Представим себе, что наступит время, когда все люди
на земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.)
Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
Хорошо или плохо, что мы все разные?
Как жить в мире, где столько разных людей?
Учащиеся приходят к выводу, что различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить , решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
(Ответы учащихся)
Слайд 13
Учащиеся формулируют правила толерантности:
терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;
стремление к развитию
своих способностей;
умение понимать и узнавать других людей;
устойчивость жизненных ценностей.
Слайд 14Тест
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других.
Слайд 15
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1.
Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.
Саша плохо одет...
1. Это неважно. 2. Ты подсмеиваешься над ним.
Пожилая женщина медленно идет.
1.Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать. 2. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
Примечание:
Если вы чаще выбирали ответ №2, значит вы на пути к толерантности. В других случаях вам необходимо заняться самовоспитанием, учиться саморегуляции, самоконтролю.
Слайд 16Творческая работа «Дождик».
Всем раздаються капельки дождя, ученики рассаживаются по
местам и выполняют задание: написать на листах бумаги (в виде капелек дождя) те качества, которые могут объединять людей. Слово учителя: дождик всегда помогает растениям, дает им необходимую влагу для роста, давайте же на каждой капельке, которая являеться залогом того, что качество которое вы указали прорастет в ваших душах и сердцах, напишем качества объединяющие всех людей.
После выполнения задания представитель каждой группы наклеивает капельки на символический рисунок неба, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.
Слайд 17Заключительное слово психолога:
Вы рассказывали об уникальности каждого человека, я
выделяла названные вами качества. Вы заметили, какие разные качества вы называли? Природа неспроста одарила нас таким многообразием самых противоречивых и в то же время прекрасных качеств. Именно это делает нас уникальными и такими ценными для окружающих.