Слайд 2Цель:
1)Оказание психологической помощи обучающимся в снижении эмоционального напряжения, уровня тревожности; формирование
эмоционально - устойчивой личности в период подготовки к государственной итоговой аттестации.
2)Формирование критического отношения к различным путям снижения волнения: продуктивным и малопродуктивным.
Задачи:
1. Обучить способам совладания с предэкзаменационным волнением.
2. Способствовать формированию локус-контроля.
3. Содействовать расширению ресурсов эффективного поведения в период подготовки к экзаменам.
Слайд 3Инструкция:
Используя один-единственный круг, любое количество треугольников и квадратов, создайте рисунок.
Размеры
геометрических фигур выбираются Вами по желанию.
Тест «Познай себя»
Слайд 4Ключ к тесту «Круг, треугольник, квадрат»
(подвержены ли Вы стрессу?)
Круг символизирует Вас. Очень большой круг относительно рисунка означает, что Вы обладаете большим чувством собственного «Я». Маленький круг – Вы видите себя незначительным и крошечным по сравнению с окружающим вас миром.
Количество и размер треугольников представляют Вашу деятельность (в т.ч. учебную). Большие по размеру треугольники свидетельствуют о важности Ваших дел. Большое количество треугольников указывает на то, что дела господствуют над Вами, тяготят Вас, могут истощить и ввести в стрессовое состояние.
Большие квадраты – Вы находитесь со стороны других людей под слишком сильным давлением, которому трудно противостоять. Большое количество квадратов демонстрирует, что Вы чувствуете себя в толпе потерянным или Вас обременяет слишком много правил.
Это важно! Если фигуры соединены между собой или имеют общие границы, значит, Вы добились определённой степени интеграции и гармонии между общением и делами.
Если же фигуры нарисованы раздельно, то, скорее всего, Вы увидите признаки изоляции и недостаточную удовлетворённость деятельностью и общением не только на рисунке, но и в своей жизни тоже.
Слайд 5Сколько времени я трачу на … (в %)
Дом. дела
Сон
Подготовка к ГИА
Учёба
в школе
Другое (что именно)
Интернет
Общение с друзьями
Спорт
Слайд 6
Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе
деятельности в наиболее сложных, трудных условиях (как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, при подготовке к ГИА или на экзамене)
Слайд 7Нужен ли стресс человеку?
Небольшие стрессовые ситуации необходимы человеку, т.к. они играют
важную роль в дальнейших благоприятных изменениях в жизни самого человека.
Это связано с выбросом во время стрессовой ситуации в кровь адреналина, а также другими биохимическими реакциями, которые мобилизуют силы человека для решения проблемы.
Такой стресс – положительный, или эустресс.
Слайд 8Ганс Селье, впервые употребивший слово «стресс» в 1936 году, отмечал:
Слайд 9Дистресс (отрицательный стресс) и его симптомы:
беспричинные и частые приступы раздражительности, злобы,
недовольства
вялость, слабость, депрессия, нежелание что-либо делать
невозможность расслабиться, постоянное нервное и физическое напряжение
приступы страха, паники
плохая концентрация внимания, заторможенность, проблемы с памятью
снижение интеллектуальных возможностей,
отсутствие желания употреблять пищу, или же наоборот, чрезмерное желание поесть
заикание, нервный тик, желание кусать себе ногти, прикусывать губы
повышенная потливость, расстройства ЖКТ, кожный зуд, головная боль, головокружения, учащенное сердцебиение, дискомфорт в грудной клетке, проблемы с дыханием, озноб
повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, курению, компьютерным играм и другим вещам, которые ранее человека особо не интересовали.
Слайд 10Все эти симптомы – это реакция организма на Ваше состояние. Ваш
организм сам сигнализирует Вам об опасности! И совершить «перезагрузку» можете только Вы сами: для этого надо соотнести свои запросы и возможности и постараться привести их к балансу.
«Человек не выбирает свою болезнь, но он выбирает стресс — и именно стресс выбирает болезнь»
Ирвин Ялом
Слайд 11Главное, что выносит организм из любого стресса, – это память на
реакцию
Чем выше стрессоустойчивость у человека, тем меньше он подвержен дистрессу (отрицательному стрессу).
Высокая стрессоустойчивость здорово облегчает нам жизнь – мы легче справляемся со сложными ситуациями, не впадая в панику, можем здраво оценивать происходящее и оберегаем себя от губительного воздействия стресса.
Недостаток стрессоустойчивости компенсируется агрессивностью и конфликтным отношением к окружающим.
Со временем человек настолько привыкает к такому положению вещей, что вовсе не видит других вариантов реакции.
Слайд 12Как повысить стрессоустойчивость?
Повысить стрессоустойчивость можно, но для этого необходимо поработать над
собой и своим образом мыслей.
Расставьте приоритеты – нужные, важные, срочные дела выполняйте в первую очередь, а то, что незначительно, может немного подождать.
«Человек не выбирает свою болезнь, но он выбирает стресс — и именно стресс выбирает болезнь»
Ирвин Ялом
Слайд 13 Что делать и как быть?
При первых признаках стресса:
Занятия, дарящие
положительные эмоции, - лучшие способы психотерапии:
займитесь спортом или хобби и откажитесь от вредных привычек!
Равномерно распределяйте работу в течение дня, не забывайте делать передышки!
Примите контрастный душ, представляя, что Вы смываете с себя все негативные эмоции! Такой психологический прием очень помогает «разрядиться».
Проще относитесь к проблемам, Вы не можете быть лучшим везде и во всем – это вполне нормально!
Вера в успех – это половина успеха! Верьте в себя!
Благодаря вере в свои силы и позитивным установкам человек может справиться с любой стрессовой ситуацией!
Слайд 14Чтобы успокоиться и сосредоточиться на экзамене
проведите упражнение несколько раз:
на счет
1-4 - вдох
на счет 1-4 - задержите дыхание
на счет 1-4 - выдох
Слайд 15
Когда письменный ответ написан или сделано задание, отложите работу
в сторону. Закройте глаза и сосредоточьтесь.
Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание на 5-10 секунд, медленно выдохните (бесшумно) через рот, разделив воздух на три порции. Снова задержите дыхание на 2-3 секунды. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно плавно выдохните.
Вы ничего не хотите добавить к своему ответу? Помните, что самые свежие мысли приходят после того, как письмо уже запечатано. Если вам больше ничего не пришло в голову, то можете сдавать работу.
Ни пуха, ни пера!
Помогут сосредоточиться упражнения:
Слайд 16Как психологически готовиться к экзаменам
1. Чтобы в стрессовой ситуации не терять
головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей
2. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической, готовиться к ней лучше в состоянии относительного покоя
3. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям
4. Если очень трудно собраться с мыслями - начни с самого лёгкого
5. Если готовишься к нескольким экзаменам, лучше учи по одному билету из разных областей (для смены деятельности).
6.Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.
7. Можно ввести в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-нибудь картинки в этих тонах.
8 .Составь план занятий. Для начала определи: кто ты-«сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого, максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
9. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 мин. занятий, а затем 10 мин.- перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, принять душ.
10. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счёт составления планов, схем, причём желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
11. Перед началом письменной работы сядь удобно, выпрями спину, сосчитай до 10, сосредоточься на словах: «Я спокоен!»
12. Не забудь, что перед экзаменом нужно обязательно хорошо выспаться.
Слайд 17Способы быстрого снятия стресса
Библиотерапия
Спорт
Массаж
Глубокое дыхание
Физическая нагрузка
Смех
Музыкотерапия
Направленная визуализация
Мышечная релаксация
Слайд 18Чтобы не находиться в цейтноте…
Метод 3-4-5
Разделите время, оставшееся до экзаменов,
на три равные части.
I часть – всё учится на «3»
II часть – всё учится на «4»
III часть – всё учится на «5»
Данный метод позволяет, во-первых, избавиться от страха опоздать и не выучить, во-вторых, получить целостное представление о предмете.
Слайд 19Притча о кольце Соломона
Царь Соломон мудро правил своей страной долгие годы
и сделал её процветающей. Однако жизнь его была очень трудной: он частенько нервничал, гневался, расстраивался, впадал в депрессию. Однажды он попросил у мудреца совета, как справляться со стрессами.
Мудрец принёс ему кольцо: «Именно в кольце твоё спасение от сильных эмоций. Надень кольцо. Когда будешь удручён, посмотри на него – и ты успокоишься».
Как-то раз , когда Соломон был сильно расстроен, он внимательно взглянул на кольцо и прочитал на нём надпись: «Всё пройдёт». Удивился, задумался и … успокоился. Он вспомнил, как часто напрасно гневался, расстраивался, грустил. Ведь все невзгоды всё равно проходят со временем. Так Соломон научился бороться со стрессами.
Но однажды ему стало так плохо, что даже кольцо не помогало. Он решил его выбросить и снял с пальца. Вдруг на внутренней стороне кольца он заметил какую-то надпись. Приглядевшись, он прочитал: «И это тоже пройдёт».
Царь улыбнулся, и спокойствие снова вернулось к нему.
Соломон вошёл в историю как один из самых успешных и мудрых людей мира.
Давайте следовать его примеру!
Слайд 20Умение справляться со стрессом – это путь к гармонии