Презентация, доклад по психологии Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика подросткового суицида

Содержание

Что должны знать участники образовательного процесса по работе с детьми девиантного поведения:Формы девиантного (отклоняющегося) поведения (основные линии нарушений)Факторы риска Причины отклоненийАлгоритм действий по профилактике ДП:Основные приемы психолого-педагогического воздействияОсновные направления работы с девиантными детьмиОсновные направления работы с

Слайд 1 Девиантное поведение детей и подростков, причины профилактика и меры коррекции.

Профилактика подросткового суицида. Зильберс Марина Майгоновна педагог-психолог
Девиантное поведение детей и подростков, причины профилактика и меры коррекции. Профилактика подросткового суицида.

Слайд 2Что должны знать
участники образовательного процесса по
работе с детьми девиантного

поведения:
Формы девиантного (отклоняющегося) поведения (основные линии нарушений)
Факторы риска
Причины отклонений
Алгоритм действий по профилактике ДП:
Основные приемы психолого-педагогического воздействия
Основные направления работы с девиантными детьми
Основные направления работы с родителями
Основные направления работы с педагогами
Формы и методы психолого-педагогического воздействия
Модели пропаганды здорового образа жизни
Модели профилактики злоупотребления ПАВ
Что должны знать участники образовательного процесса по работе с детьми девиантного поведения:Формы девиантного (отклоняющегося) поведения (основные линии

Слайд 3Девиантное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее

важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Девиантное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества

Слайд 4Формы
девиантного
(отклоняющегося) поведения:

Антисоциальное поведение

Асоциальное поведение
Аутодеструктивное поведение
Формы девиантного (отклоняющегося) поведения:     Антисоциальное поведение      Асоциальное поведение

Слайд 5Антисоциальное поведение
поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку

и благополучию окружающих:

Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
Воровство
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.



Антисоциальное поведение  поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих:Насилие над более младшими

Слайд 6Асоциальное поведение
уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе,

угрожающее благополучию межличностных отношений:
Побеги из дому
Систематические пропуски в школе
Агрессивное поведение
Ложь
Вымогательство
Беспорядочные половые связи
Настенные надписи и рисунки непристойного характера
Ненормативная лексика




Асоциальное поведение  уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:Побеги из домуСистематические

Слайд 7Аутодеструктивное поведение

Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических

норм, угрожающее целостности и развитию личности:
Курение
Токсикомания
Наркомания
Вскрытие вен
Алкоголизм
Суицид




Аутодеструктивное поведение    Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

Слайд 8
Линии нарушений
Нарушения в поведении

Нарушения в общении

Нарушения в обучении

Нарушения в самосознании
Линии нарушенийНарушения в поведении    Нарушения в общении       Нарушения

Слайд 9Факторы риска:
Семья
Наследственность
Проблемы в подростковом возрасте
Отсутствие прочных социальных связей


Факторы риска:СемьяНаследственностьПроблемы в подростковом возрастеОтсутствие прочных социальных связей

Слайд 10Высокий уровень стресса
Жестокое отношение
родителей к детям
Злоупотребление
родителями
алкоголем и наркотиками
Асоциальные, психически

больные родители

Отсутствие родителей

Нестабильная семья

Очень большая семья

Семейные конфликты

Неадекватное воспитание
и низкий контакт
родителей с детьми

Низкий уровень
нравственности
семьи

Необразованные
родители

Семья

Причины отклонений

Высокий уровень стрессаЖестокое отношение родителей к детямЗлоупотребление родителямиалкоголем и наркотикамиАсоциальные, психически больные родителиОтсутствие родителейНестабильная семьяОчень большая семьяСемейные

Слайд 11Наследственность-
рождение
от наркомана
или алкоголика
Физические дефекты
Поражение
нервной системы
в родах
Предрасположенность
к

психическим
заболеваниям

Проблемы
с психическим
и физическим
здоровьем

Конституционная
предрасположенность

Причины отклонений

Наследственность-рождение от наркомана или алкоголикаФизические дефектыПоражение нервной системы в родахПредрасположенность к психическим заболеваниямПроблемы с психическим и физическим

Слайд 12Межличностный стресс, связанный с учебой
Взаимоотношения со сверстниками
Конфликтное отвержение со стороны

сверстников
Вымогательства денег, давление, шантаж;
Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения
Принуждение совершать поступки против воли

Учителя, учеба
Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;
Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;
Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми
Обвинение ребенка во всех проблемах и трудностях;

Межличностный стресс,  связанный с учебой Взаимоотношения со сверстникамиКонфликтное отвержение со стороны сверстниковВымогательства денег, давление, шантаж;Неоднократные мучения,

Слайд 13Отсутствие прочных социальных связей
(семья, школа, соседи);
постоянное желание восставать против

чего-
либо;
непризнание авторитетов;
сильное стремление к независимости;
отчужденность;
ощущение собственного провала;
чувство безнадежности;
потеря уверенности в себе;
неспособность устанавливать близкие
отношения;
подверженность влиянию со стороны криминального окружения


Отсутствие прочных социальных связей (семья, школа, соседи); постоянное желание восставать против чего-   либо; непризнание авторитетов;

Слайд 14Деструктивное поведение:
- не желает соблюдать социальные нормы
- плохая успеваемость;
- акты жестокости;
употребление/злоупотребление

ПАВ;
- ранний/незащищенный секс;
-проблемы с психическим здоровьем;
- суицидальные попытки;
-агрессивность ;
-проблемы эмоционального характера;
-неспособность адекватно выражать свои чувства
-неспособность преодолевать стресс;
-проблемы во взаимоотношениях с людьми
-низкая самооценка.
Деструктивное поведение:- не желает соблюдать социальные нормы- плохая успеваемость;- акты жестокости;употребление/злоупотребление ПАВ; - ранний/незащищенный секс; -проблемы с

Слайд 15 Суицид – сознательный акт самоуничтожения, по

собственной воле, в связи с эмоциональным кризисом или многосторонним недомоганием человека, ни одна из потребностей которого не удовлетворена.

Суицид – сознательный акт самоуничтожения, по собственной воле, в связи с эмоциональным

Слайд 28Основные типы подростковых самоубийств
АФФЕКТИВНЫЕ – покушение на свою жизнь в

состоянии сильного душевного волнения. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев -  затмевают собой реальное восприятие действительности, и подросток, руководствуясь ими,  совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Основные типы подростковых самоубийств АФФЕКТИВНЫЕ – покушение на свою жизнь в состоянии сильного душевного волнения. В таких

Слайд 29ДЕМОНСТРАТИВНО – ШАНТАЖНЫЕ
В основе этого типа суицидального

поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

ДЕМОНСТРАТИВНО – ШАНТАЖНЫЕ    В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание

Слайд 30ИСТИННЫЕ
Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток

готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий.  Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Самоубийство -  слишком  противоестественный  и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает  не  мгновенно.  Ему,  как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.

ИСТИННЫЕ   Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При

Слайд 32Причинами суицида в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1) Несформированное понимание смерти
 В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
2) Отсутствие идеологии в обществе
 Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.
3) Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям
 При этом  возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
4)  Дисгармония в семье В первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации.
5) Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества)
6) В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией  протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.
7) Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Не существует какой-либо одной причины самоубийства. Эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе , таким образом, есть множество тревог, проблем, непонимания, которые, накапливаясь, подводят подростка до негативных поступков.

Причинами суицида в детском и подростковом возрасте может быть следующее:   1) Несформированное понимание смерти В понимании ребенка смерть

Слайд 34Признаками эмоциональных нарушений являются:
- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или

повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека - одиночку;
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
- погруженность в размышления о смерти;
- отсутствие планов на будущее;
- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Признаками эмоциональных нарушений являются:- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней

Слайд 35Словесные признаки
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии.

Он или она могут:
Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;
Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
Много шутить на тему самоубийства;
Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Словесные признакиЧеловек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:Прямо и явно

Слайд 36Изменение поведения
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость,

окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
- в еде – есть слишком мало или слишком много;
- во сне – спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде – стать неряшливым;

- в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

- замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Изменение поведения  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться

Слайд 37Диагностика. Алгоритм действий:
Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение

матрицы)
Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты
Анализ полученных данных, выявление причин отклонений.
Определение основных направлений работы по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами
Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.
Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.

Диагностика. Алгоритм действий:Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты

Слайд 38Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)

Отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее: ребёнок погружён в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке, начал пропускать занятия, перестал активно общаться со сверстниками, стал чересчур педантичен, ведёт себя демонстративно и др.


1-й этап

Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)    Отслеживать и контролировать резкие

Слайд 39Диагностика нарушений
и заполнение диагностической карты

Проводить регулярные замеры эмоциональных состояний учащихся

2-й этап

Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты       Проводить регулярные замеры эмоциональных состояний

Слайд 40диагностическая карта

диагностическая карта

Слайд 41 Анализ полученных данных
и выявление отклонений.

Применение и заполнение различных

методик

3-й этап

Анализ полученных данных и выявление отклонений. Применение и заполнение различных методик3-й этап

Слайд 424-й этап
Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по

типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
4-й этап Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении,

Слайд 435-й этап
Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми

5-й этап Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми

Слайд 44План работы
с ребенком на месяц
Ф. и. ребенка ________________________________________
Месяц _______________

План работы с ребенком на месяц Ф. и. ребенка ________________________________________Месяц _______________

Слайд 45Модели профилактики:


Я - ребенок

Родители

Работа
Зам. по ВР
Работа
социального
педагога
Работа
классного
руководителя
Работа

психолога
Модели профилактики:Я - ребенокРодителиРабота Зам. по ВРРабота социального педагогаРабота классного руководителяРабота психолога

Слайд 466-й этап
Реализация плана работы.

6-й этапРеализация плана работы.

Слайд 47Основные приемы психолого-педагогического воздействия
Проявления доброты, внимания и заботы;
Просьба
Поощрение
Авансирование личности
Прощение
Проявление огорчения
Поручительство
Убеждение
Внушение
Доверие
Вовлечение в

интересную деятельность
Моральная поддержка
Основные приемы психолого-педагогического воздействияПроявления доброты, внимания и заботы;ПросьбаПоощрениеАвансирование личностиПрощениеПроявление огорченияПоручительствоУбеждениеВнушениеДовериеВовлечение в интересную деятельностьМоральная поддержка

Слайд 487-й этап
Анализ динамики развития. Корректировка программы развития

7-й этапАнализ динамики развития. Корректировка программы развития

Слайд 49Основные направления работы с девиантными детьми
Нарушения в обучении:

Оказание учителями-предметниками индивидуальной

методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех
Основные направления работы  с девиантными детьми Нарушения в обучении: Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в

Слайд 50 Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в поведении
Индивидуальная работа классного руководителя

с родителями и ребенком;

Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения

Создание комфортных условий ребенку в коллективе

Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств посредством включения ребенка в КТД класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств.

Организация групп педпомощи;
оказание всесторонней помощи и
поддержки ребенку;
профилактика нарушений поведения



Основные направления работы  с девиантными детьми Нарушения в поведенииИндивидуальная работа классного руководителя с родителями и

Слайд 51
Для профилактики суицидальных настроений проводят

систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д.

На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении прогнозировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы, СМИ.

Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с учащимися суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) – жизнь кого-то из подростков, т.к. в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения протестной реакции и д.р.

Для профилактики суицидальных настроений проводят систематические занятия с учащимися, направленные на формирование

Слайд 52 Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в общении
Проведение

классных часов по формированию навыков конструктивного общения

Организация системы поощрений при применении навыков общения

Проведение бесед-практикумов по ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности


Основные направления работы  с девиантными детьми   Нарушения в общенииПроведение классных часов по формированию

Слайд 53 Притча гвозди

Притча гвозди

Слайд 54 Нарушения в самосознании
Пропаганда ЗОЖ посредством обучения и развития навыков ЗОЖ;
Формирование

в ребенке устойчивого позитивного представления о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха
Формирование навыков ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление;
Развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты, ОПТ, в качестве руководителя


Основные направления работы с девиантными детьми

Нарушения в самосознанииПропаганда ЗОЖ посредством обучения и развития навыков ЗОЖ;Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления

Слайд 55ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ

ВОСПИТАНИЯ

ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ ПРИГЛАШЕНИЕ НА ГРУППЫ ПЕДПОМОЩИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯРОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ

Слайд 56Мероприятия по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков







Мероприятия по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

Слайд 57 Синквейн на тему: «Люди рождены ради жизни»:
Правила

синквейна:
1 строка – одно слово,
2 строка – 2 прилагательных, раскрывающих тему,
3 строка – глагол, описывающий действие по теме,
4 строка – афоризм,
5 строка – слово – ассоциация.

Синквейн на тему: «Люди рождены ради жизни»:  Правила синквейна:1 строка – одно слово,2 строка

Слайд 58Задачи образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних:


пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании;
создание условий для индивидуальной медико-социальной и психолого-педагогической диагностики детей с отклоняющимся поведением
организация и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения;
оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;
обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;
выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные организации, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования.
Задачи образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних:  пропаганда здорового образа жизни, осуществление

Слайд 59Программа профилактики девиантного поведения включает в себя:

работу с родителями по

обеспечению нормальной обстановки в семье;
обеспечение ребенку психологически комфортного положения в классном коллективе;
методическую помощь в преодолении учебных трудностей;
нахождение для учащегося компенсаторных видов деятельности, в которых он мог бы переживать ситуацию успеха;
нахождение альтернативных способов проведения досуга и получения положительных эмоций с помощью, общения с природой и искусством;
обучение навыкам здорового образа жизни - рационального питания, режима труда и отдыха, дозированных физических нагрузок, правильного дыхания, расслабления и сосредоточения;
тренировку волевых качеств и выработку умения противостоять жизненным трудностям;
разработку стратегии общего плана жизни и путей достижения перспективных целей, формирование внутреннего фокуса контроля и воспитание у молодого человека чувства ответственности за свою собственную судьбу перед самим собой;
формирование навыков выхода из трудных ситуаций, веры в свои силы и возможности, умения принимать решения, разрешать конфликты и вести переговоры;
формирование Я-концепции с устойчивым позитивным представлением о самом себе и активной жизненной позицией, помогающей преодолевать естественные жизненные трудности через труд и волевое усилие над самим собой.
Программа профилактики девиантного поведения включает в себя: работу с родителями по обеспечению нормальной обстановки в семье; обеспечение

Слайд 61Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть