Слайд 1
Девиантное поведение детей и подростков, причины профилактика и меры коррекции.
Профилактика подросткового суицида.
Зильберс Марина Майгоновна
педагог-психолог
Слайд 2Что должны знать
участники образовательного процесса по
работе с детьми девиантного
поведения:
Формы девиантного (отклоняющегося) поведения (основные линии нарушений)
Факторы риска
Причины отклонений
Алгоритм действий по профилактике ДП:
Основные приемы психолого-педагогического воздействия
Основные направления работы с девиантными детьми
Основные направления работы с родителями
Основные направления работы с педагогами
Формы и методы психолого-педагогического воздействия
Модели пропаганды здорового образа жизни
Модели профилактики злоупотребления ПАВ
Слайд 3Девиантное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее
важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Слайд 4Формы
девиантного
(отклоняющегося) поведения:
Антисоциальное поведение
Асоциальное поведение
Аутодеструктивное поведение
Слайд 5Антисоциальное поведение
поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку
и благополучию окружающих:
Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
Воровство
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.
Слайд 6Асоциальное поведение
уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе,
угрожающее благополучию межличностных отношений:
Побеги из дому
Систематические пропуски в школе
Агрессивное поведение
Ложь
Вымогательство
Беспорядочные половые связи
Настенные надписи и рисунки непристойного характера
Ненормативная лексика
Слайд 7Аутодеструктивное поведение
Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических
норм, угрожающее целостности и развитию личности:
Курение
Токсикомания
Наркомания
Вскрытие вен
Алкоголизм
Суицид
Слайд 8
Линии нарушений
Нарушения в поведении
Нарушения в общении
Нарушения в обучении
Нарушения в самосознании
Слайд 9Факторы риска:
Семья
Наследственность
Проблемы в подростковом возрасте
Отсутствие прочных социальных связей
Слайд 10Высокий уровень стресса
Жестокое отношение
родителей к детям
Злоупотребление
родителями
алкоголем и наркотиками
Асоциальные, психически
больные родители
Отсутствие родителей
Нестабильная семья
Очень большая семья
Семейные конфликты
Неадекватное воспитание
и низкий контакт
родителей с детьми
Низкий уровень
нравственности
семьи
Необразованные
родители
Семья
Причины отклонений
Слайд 11Наследственность-
рождение
от наркомана
или алкоголика
Физические дефекты
Поражение
нервной системы
в родах
Предрасположенность
к
психическим
заболеваниям
Проблемы
с психическим
и физическим
здоровьем
Конституционная
предрасположенность
Причины отклонений
Слайд 12Межличностный стресс,
связанный с учебой
Взаимоотношения со сверстниками
Конфликтное отвержение со стороны
сверстников
Вымогательства денег, давление, шантаж;
Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения
Принуждение совершать поступки против воли
Учителя, учеба
Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;
Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;
Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми
Обвинение ребенка во всех проблемах и трудностях;
Слайд 13Отсутствие прочных социальных связей
(семья, школа, соседи);
постоянное желание восставать против
чего-
либо;
непризнание авторитетов;
сильное стремление к независимости;
отчужденность;
ощущение собственного провала;
чувство безнадежности;
потеря уверенности в себе;
неспособность устанавливать близкие
отношения;
подверженность влиянию со стороны криминального окружения
Слайд 14Деструктивное поведение:
- не желает соблюдать социальные нормы
- плохая успеваемость;
- акты жестокости;
употребление/злоупотребление
ПАВ;
- ранний/незащищенный секс;
-проблемы с психическим здоровьем;
- суицидальные попытки;
-агрессивность ;
-проблемы эмоционального характера;
-неспособность адекватно выражать свои чувства
-неспособность преодолевать стресс;
-проблемы во взаимоотношениях с людьми
-низкая самооценка.
Слайд 15 Суицид – сознательный акт самоуничтожения, по
собственной воле, в связи с эмоциональным кризисом или многосторонним недомоганием человека, ни одна из потребностей которого не удовлетворена.
Слайд 28Основные типы подростковых самоубийств
АФФЕКТИВНЫЕ – покушение на свою жизнь в
состоянии сильного душевного волнения. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев - затмевают собой реальное восприятие действительности, и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Слайд 29ДЕМОНСТРАТИВНО – ШАНТАЖНЫЕ
В основе этого типа суицидального
поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.
Слайд 30ИСТИННЫЕ
Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток
готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Самоубийство - слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
Слайд 32Причинами суицида в детском и подростковом возрасте может быть следующее:
1) Несформированное понимание смерти
В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
2) Отсутствие идеологии в обществе
Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.
3) Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям
При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
4) Дисгармония в семье В первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации.
5) Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества)
6) В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.
7) Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.
Не существует какой-либо одной причины самоубийства. Эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе , таким образом, есть множество тревог, проблем, непонимания, которые, накапливаясь, подводят подростка до негативных поступков.
Слайд 34Признаками эмоциональных нарушений являются:
- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или
повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека - одиночку;
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
- погруженность в размышления о смерти;
- отсутствие планов на будущее;
- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Слайд 35Словесные признаки
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии.
Он или она могут:
Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;
Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
Много шутить на тему самоубийства;
Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Слайд 36Изменение поведения
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость,
окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
- в еде – есть слишком мало или слишком много;
- во сне – спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде – стать неряшливым;
- в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Слайд 37Диагностика. Алгоритм действий:
Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение
матрицы)
Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты
Анализ полученных данных, выявление причин отклонений.
Определение основных направлений работы по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами
Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.
Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.
Слайд 38Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
Отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее: ребёнок погружён в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке, начал пропускать занятия, перестал активно общаться со сверстниками, стал чересчур педантичен, ведёт себя демонстративно и др.
1-й этап
Слайд 39Диагностика нарушений
и заполнение диагностической карты
Проводить регулярные замеры эмоциональных состояний учащихся
2-й этап
Слайд 41 Анализ полученных данных
и выявление отклонений.
Применение и заполнение различных
Слайд 424-й этап
Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по
типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
Слайд 435-й этап
Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми
Слайд 44План работы
с ребенком на месяц
Ф. и. ребенка ________________________________________
Месяц _______________
Слайд 45Модели профилактики:
Я - ребенок
Родители
Работа
Зам. по ВР
Работа
социального
педагога
Работа
классного
руководителя
Работа
психолога
Слайд 466-й этап
Реализация плана работы.
Слайд 47Основные приемы психолого-педагогического воздействия
Проявления доброты, внимания и заботы;
Просьба
Поощрение
Авансирование личности
Прощение
Проявление огорчения
Поручительство
Убеждение
Внушение
Доверие
Вовлечение в
интересную деятельность
Моральная поддержка
Слайд 487-й этап
Анализ динамики развития. Корректировка программы развития
Слайд 49Основные направления работы
с девиантными детьми
Нарушения в обучении:
Оказание учителями-предметниками индивидуальной
методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех
Слайд 50
Основные направления работы
с девиантными детьми
Нарушения в поведении
Индивидуальная работа классного руководителя
с родителями и ребенком;
Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения
Создание комфортных условий ребенку в коллективе
Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств посредством включения ребенка в КТД класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств.
Организация групп педпомощи;
оказание всесторонней помощи и
поддержки ребенку;
профилактика нарушений поведения
Слайд 51
Для профилактики суицидальных настроений проводят
систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д.
На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении прогнозировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы, СМИ.
Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с учащимися суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) – жизнь кого-то из подростков, т.к. в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения протестной реакции и д.р.
Слайд 52 Основные направления работы
с девиантными детьми
Нарушения в общении
Проведение
классных часов по формированию навыков конструктивного общения
Организация системы поощрений при применении навыков общения
Проведение бесед-практикумов по ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности
Слайд 54
Нарушения в самосознании
Пропаганда ЗОЖ посредством обучения и развития навыков ЗОЖ;
Формирование
в ребенке устойчивого позитивного представления о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха
Формирование навыков ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление;
Развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты, ОПТ, в качестве руководителя
Основные направления работы
с девиантными детьми
Слайд 55ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ
ВОСПИТАНИЯ
ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ ПРИГЛАШЕНИЕ НА ГРУППЫ ПЕДПОМОЩИ
Слайд 56Мероприятия по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
Слайд 57 Синквейн на тему: «Люди рождены ради жизни»:
Правила
синквейна:
1 строка – одно слово,
2 строка – 2 прилагательных, раскрывающих тему,
3 строка – глагол, описывающий действие по теме,
4 строка – афоризм,
5 строка – слово – ассоциация.
Слайд 58Задачи образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних:
пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании;
создание условий для индивидуальной медико-социальной и психолого-педагогической диагностики детей с отклоняющимся поведением
организация и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения;
оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;
обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;
выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные организации, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования.
Слайд 59Программа профилактики девиантного поведения включает в себя:
работу с родителями по
обеспечению нормальной обстановки в семье;
обеспечение ребенку психологически комфортного положения в классном коллективе;
методическую помощь в преодолении учебных трудностей;
нахождение для учащегося компенсаторных видов деятельности, в которых он мог бы переживать ситуацию успеха;
нахождение альтернативных способов проведения досуга и получения положительных эмоций с помощью, общения с природой и искусством;
обучение навыкам здорового образа жизни - рационального питания, режима труда и отдыха, дозированных физических нагрузок, правильного дыхания, расслабления и сосредоточения;
тренировку волевых качеств и выработку умения противостоять жизненным трудностям;
разработку стратегии общего плана жизни и путей достижения перспективных целей, формирование внутреннего фокуса контроля и воспитание у молодого человека чувства ответственности за свою собственную судьбу перед самим собой;
формирование навыков выхода из трудных ситуаций, веры в свои силы и возможности, умения принимать решения, разрешать конфликты и вести переговоры;
формирование Я-концепции с устойчивым позитивным представлением о самом себе и активной жизненной позицией, помогающей преодолевать естественные жизненные трудности через труд и волевое усилие над самим собой.