Презентация, доклад по психологическому сопровождению дошколят

Содержание

Cкоро в школу...

Слайд 1Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение- средняя
общеобразовательная школа № 55
Зареченского района города Тулы

Из

опыта работы педагога - психолога
Усачевой Людмилы Константиновны
ТУЛА – 2013 г.

Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение- средняяобщеобразовательная школа № 55 Зареченского района города ТулыИз опыта работы педагога - психологаУсачевой Людмилы

Слайд 2Cкоро в школу...

Cкоро в школу...

Слайд 3Проблема
Готов ли ребенок к новому этапу своей жизни: к обучению в

школе?
ПроблемаГотов ли ребенок к новому этапу своей жизни: к обучению в школе?

Слайд 9Ц Е Л Ь
осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании

детей дошкольного, начального и основного образования;
уменьшение негативных проявлений адаптационного периода на создание условий для благоприятной адаптации к школьному обуче­нию;
создание системы занятий, обеспечивающей преемственность в содер­жании образования, методах и формах организации;
формирование психологической готовности у детей к школе.

Ц Е Л Ьосуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей дошкольного, начального и основного образования;уменьшение

Слайд 11Успехи в учебе зависят
От желания и умения учиться
Умения видеть связь явлений,

закономерности
От желания разобраться, понять, почему, как, отчего…
Ребенок должен понимать роль ученика
Подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя


Успехи в учебе зависятОт желания и умения учитьсяУмения видеть связь явлений, закономерностиОт желания разобраться, понять, почему, как,

Слайд 12Д о ш к о л ь н и к и
Цель

дошкольного этапа
гармоничное развитие воспитанников и формирование у них школьной зрелости, т.е. интеллектуальной, эмоциональной и социальной готовности к обучению в начальной школе.
      уменьшение негативных проявлений адаптационного периода на разных ступенях образования школьного округа.
осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей дошкольного, начального и основного образования;


Д о ш к о л ь н и к иЦель дошкольного этапа гармоничное развитие воспитанников и

Слайд 13ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Раннее знакомство и сотрудничество детей с будущим учителем

в специально организованной деятельности.
Успешная адаптация первоклассников к учебному процессу.
. Реализация единой линии развития ребенка на этапах предшкольного и начального школьного детства, придав процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Работа по преемственности позволяет, не травмируя психику ребенка, осуществить плавный переход от дошкольной жизни к обучению в школе.
ОЖИДАЕМЫЙ   РЕЗУЛЬТАТРаннее знакомство и сотрудничество детей с будущим учителем в специально организованной деятельности.Успешная адаптация первоклассников

Слайд 14Подготовительный этап (октябрь-)
Проведение экскурсий в школе. первая – ознакомление детей с

условиями (в класс), в которых протекает учебная деятельность в начальной школе; вторая – в школьную библиотеку, где детям представляются в игровой форме различные способы работы с печатными источниками с привлечением к экскурсиям учащихся 4-х классов, cпособствующего повышению у детей детского сада мотивации к учению в школе, знакомству с правилами школьной жизни.
Подготовительный этап  (октябрь-)Проведение экскурсий в школе. первая – ознакомление детей с условиями (в класс), в которых

Слайд 15Диагностика
- это первое важное знакомство, которое позволит:
родителям и педагогу познакомиться, задать

друг другу вопросы
ребенку увидеть учителя, класс, адаптироваться к новому помещению



Диагностика- это первое важное знакомство, которое позволит:родителям и педагогу познакомиться, задать друг другу вопросыребенку увидеть учителя, класс,

Слайд 17Основной этап (октябрь –апрель):
Проведение подготовительных занятий с детьми. Занятия прово­дятся в

классе 1 раз в неделю. Длительность занятия 35 минут, которые включают в себя использование 2-х дина­мических пауз. Одно из занятий проводится психологом школы.
Несмотря на то, что у детей дошкольного возраста ведущий вид деятельности – игра, занятия включали в себя не только игровые упраж­нения, но и задания на выработку у ребёнка произвольности, сосредоточен­ности, самостоятельности.
Для активизации детей на занятиях используется система поощрений учащихся
Основной этап (октябрь –апрель):Проведение подготовительных занятий с детьми. Занятия прово­дятся в классе 1 раз в неделю. Длительность

Слайд 19Школа будущего первоклассника
Осуществляется психологическое сопровождение
будущих первоклассников.
Ц Е Л Ь:

Cнятие состояния

эмоционального напряжения

Развития социального доверия

Формирования адекватной самооценки

Повышения уверенности в себе

Формирование адекватных норм поведения

Развития произвольной сферы, самоконтроля

Развития познавательных психических процессов

Это дает возможность обеспечить будущему первокласснику чувство безопасности и хорошее эмоциональное самочувствие в школе, что способствует успешной адаптации в 1-м классе.



 

Школа будущего первоклассникаОсуществляется психологическое сопровождение будущих первоклассников.Ц Е Л Ь:Cнятие состояния эмоционального напряженияРазвития социального доверияФормирования адекватной самооценкиПовышения

Слайд 22Адаптация учащихся первых классов









Ежегодное диагностическое исследование

первоклассников

«Ролевые игры» -психологические часы в период адаптации.


Адаптационный период — это время, когда школа работает в особом режиме. И здесь очень важна согласованность целей и действий всех работающих звеньев.

Адаптация учащихся первых классовЕжегодное диагностическое исследование           первоклассников«Ролевые

Слайд 23Цели этапа начального общего образования
формирование представлений обучающихся о природе, обществе,

человеке, соответствующему современному уровню знаний, и приоритетное осуществление интеллектуального развития личности.
Задачи :
·        Создание единого образовательного пространства, которое бы обеспечивало усвоение младшими школьниками социокультурных ценностей.
·        Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.
Цели этапа начального общего образования формирование представлений обучающихся о природе, обществе, человеке, соответствующему современному уровню знаний, и

Слайд 25Особенности диагностики
  Комплексность предлагаемого диагностического материала и технологии.

Использование городских программ, мониторингов

 

Основной подход основан на оценке адаптационного ресурсного потенциала ребенка (наличие ресурсов адаптации и рисков дезадаптации).

  Одновременное рассмотрение ситуации с позиций большинства участников образовательного процесса: детей, учителей, родителей.

·  Использование современных технологий сбора и обработки данных.

Особенности диагностики  Комплексность предлагаемого диагностического материала и технологии.Использование городских программ, мониторингов  Основной подход основан на оценке адаптационного

Слайд 26Показатели готовности к обучению в начальной и основной школе
Начальная школа
Общее

развитие ребенка. Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость
Сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой
Наличие учебных навыков у ребенка
Индивидуально-личностные особенности ребенка
Семья как ресурс адаптации первоклассника
Ресурсы и цена адаптации ребенка к школе
Здоровье ученика


Основная школа
Сформированность общеучебных умений и навыков
- Овладение предметными знаниями и умениями по математике и русскому языку
- Способность к самостоятельной организации учебной деятельности
Индивидуально-личностные особенности ребенка
Семья как ресурс школьной адаптации ребенка
Адаптация ребенка к школе
Здоровье ученика


Показатели готовности к обучению в начальной и основной школеНачальная школа Общее развитие ребенка. Психофизиологическая и интеллектуальная зрелостьСформированность

Слайд 27Инструментарий по изучению готовности первоклассников к обучению в школе и выпускников

начальной школы к основной

1 класс
Рекомендации по проведению изучения готовности первоклассников к обучению в школе;

Раздаточный материал для выполнения работ (бланки ответов);

Таблицы для фиксации результатов обследования;
Анкета для учителя начальной школы;
Анкета для родителей;
Карта первоклассника;

Формы и программы для ввода и первичной обработки данных.(«Преображение»)

5 класс
Рекомендации по проведению изучению готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школы;

Раздаточный материал для выполнения проверочных работ по математике (2 варианта), русскому языку (2 варианта), общеучебных умениям (2 варианта);

Рекомендации по оцениванию выполнения заданий;

Анкета для учащегося 5 классов;
Анкета для родителей;
Карта учащихся 5 классов;

Таблица для сбора информации, необходимой для обработки и анализа результатов эксперимента;
Формы и программы для ввода и первичной обработки данных.

Инструментарий по изучению готовности первоклассников к обучению в школе и выпускников начальной школы к основной1 классРекомендации по

Слайд 28Пример инструментария

Пример  инструментария

Слайд 29Описание шкалы «Мотивация» в рамках показателя «Индивидуально-личностные особенности учащегося в 1

и 5 классах

1 класс Карта первоклассника
Хочет учиться;
Активен на уроке.
Анкета для родителей
Ребенок хотел учиться, когда пошел в школу;
В настоящее время ребенок, как правило, идет в школу:
«С охотой»
, «Без особого желания, но спокойно» , «Капризничает», «Просит оставить дома»,
«Наотрез отказывается

Карта учащегося 5 класса

Проявляет интерес к учебе;
Демонстрирует явное нежелание учиться.
Анкета для родителей
Ребенок учится в этом учебном году с увлечением;
Требуются постоянные усилия, чтобы заставить ребенка учиться;
Хочет ли Ваш ребенок учиться?
В настоящее время ребенок, как правило, идет в школу: с охотой, без особого желания, но спокойно, капризничает.
Анкета для учащегося 5 класса
Если я не успел сделать уроки, то могу сидеть за уроками допоздна;
На уроке я обычно хочу, чтобы меня спросили;
Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе;
Мне часто кажется, что урок никогда не кончится;
Есть желание учиться.

Описание шкалы «Мотивация» в рамках показателя «Индивидуально-личностные особенности  учащегося в 1 и 5 классах1 класс Карта

Слайд 30Групповые
занятия
С учащимися
школы

Групповые занятия С учащимися школы

Слайд 35Диагностика педагогов
Принимали участие учителя начального звена
Отношение к ФГОС НОО:
положительное – 100%

Возможность

повышать мастерство:
Семинары на базе школы, различные курсы, районные семинары, РМО, ШМО, интернет

Участие родителей:
активное участие и помощь

Диагностика педагоговПринимали участие учителя начального звенаОтношение к ФГОС НОО:положительное – 100%Возможность повышать мастерство:Семинары на базе школы, различные

Слайд 36Педагогический лекторий
Консультирование

Психологические

занятия

Профилактика

эмоционального

выгорания


Работа

с педагогами

Педагогический лекторийКонсультированиеПсихологические занятия Профилактика эмоционального выгоранияРабота с педагогами

Слайд 37Диагностика родителей
Образование родителей




Занятость на работе

Диагностика родителейОбразование родителейЗанятость на работе

Слайд 38Диагностика родителей
Планы в отношении образования ребенка


Условия для занятий

Диагностика родителейПланы в отношении образования ребенкаУсловия для занятий

Слайд 39Приоритетные для родителей ценности :
Здоровье
Образование
Семья

Состояние здоровья детей при поступлении в

школу:
Полностью здоровы – 72%
Часто болеющие или имеющие хронические заболевания – 28%

Диагностика родителей

Приоритетные для родителей ценности :ЗдоровьеОбразованиеСемья Состояние здоровья детей при поступлении в школу:Полностью здоровы – 72%Часто болеющие или

Слайд 40Информированность о ФГОС НОО:
от администрации ОУ и учителя – 78%
из СМИ

– 7%
не знают об этом – 13%
другое – 2%

Отношение к ФГОС НОО:
- положительное – 55%
- отрицательно – 3%

Диагностика родителей

Информированность о ФГОС НОО:от администрации ОУ и учителя – 78%из СМИ – 7%не знают об этом –

Слайд 41Диагностика родителей
Отмечают, что ребенок комфортно чувствует себя в школе – 88%

родителей
Рассказывают родителям о школе 100%




Удовлетворенность родителей перечнем дополнительных занятий
устраивает перечень дополнительных занятий – 82%
не устраивает – 3%
Диагностика родителейОтмечают, что ребенок комфортно чувствует себя в школе – 88% родителейРассказывают родителям о школе 100%Удовлетворенность родителей

Слайд 42 В какой мере школа могла бы помочь в решении вопросов обучения

по новым стандартам?

информацией о стандартах нового поколения – 25%
информацией об индивидуальных психологических качествах и способностях ребенка – 35%
специальными развивающими занятиями с детьми – 45%
другое – 3%

Диагностика родителей

В какой мере школа могла бы помочь в решении вопросов обучения по новым стандартам?информацией о стандартах нового

Слайд 43Результаты наблюдений за адаптацией обучающихся
Процесс адаптации длится в среднем около 3

месяцев, т.е. 1,2 четверть.
Успешность адаптации зависит от стартовых возможностей обучающихся (готовность к школе),
образовательной программы,
условий созданных в школе для вхождения ребенка в школьную жизнь.
Результаты наблюдений за адаптацией обучающихсяПроцесс адаптации длится в среднем около 3 месяцев, т.е. 1,2 четверть.Успешность адаптации зависит

Слайд 44Адаптация детей
2011-2012 – 81% готовы к школе.
2012-2013 – 88%

готовы к школе.
У остальных детей или низкий уровень готовности, возможен вариант практически не готовы или
родители с детьми не посещали занятия ШБП
не консультировались с психологом перед поступлением в школу.
Адаптация   детей2011-2012 – 81% готовы к школе.2012-2013 – 88% готовы к школе.У остальных детей или

Слайд 46формирования адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в среднюю школу (4-5-й

кл.)

I этап (декабрь-июнь). Организация преемственности между I и II ступенями школы.
II этап (август-ноябрь). Формирование единой образовательной среды с целью адаптации учащихся 5-х классов.
III этап (ноябрь-декабрь). Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5-х классов.

формирования адаптационно-развивающей среды  при переходе из начальной в среднюю школу  (4-5-й кл.)I этап (декабрь-июнь). Организация

Слайд 47Распределение детей по уровню поисковой активности.
 ( измеренной по 100балльной шкале)
Результаты говорят

о том, что переход в основную школу кризисно отозвался на уровне поисковой активности школьников на уроке. Еще раз подчеркну: именно организация поиска новых способов решения учебной задачи является фокусом усилий учителя.
Распределение детей по уровню поисковой активности. ( измеренной по 100балльной шкале)Результаты говорят о том, что переход в основную

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть