Слайд 1ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
ДЖАФАРОВА СААДАТ ЗУБЕИРОВНА
ПСИХОЛОГ – КОНСУЛЬТАНТ
МОСКВА
2010
Слайд 2Выбор профессии — одно из важнейших решений, принимаемых нами
в жизни.
Все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам
и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась.
1.Как правильно выбрать профессию?
2.Какие специалисты наиболее востребованы сегодня на рынке труда? 3.Какие качества личности помогут именно вам реализоваться в профессиональной деятельности?
8 факторов выбора профессии
1. Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
Слайд 45. Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам
в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8. Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
Слайд 5В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.
1.«ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»
Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Это профессии, связанные с сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география).
Слайд 62.«ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»
Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы,
виды энергии.
Профессии: проходчик,
столяр,
техник-металлург,
инженер-механик,
архитектор,
электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.
Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
Слайд 73.«ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»
Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.
Профессии: врач, учитель,
психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:
устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
потребность в общении,
способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
умение находить общий язык с разными людьми.
Слайд 8«ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ»
Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды,
естественные или искусственные языки.
Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.
Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:
профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Слайд 9«ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его
построения.
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
Профессии типа "человек -художественный образ" включают:
профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Слайд 10По условиям труда выделяют четыре группы
профессий:
Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата
(бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).
2. Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности
(строитель, пожарник, полевод, агроном).
3. Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями
(летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).
4. Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности
(учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).
Слайд 11В зависимости от средств труда профессии
подразделяют на 4 отдела:
1.Профессии, связанные с использованием ручного труда
(столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
2.Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением
(токарь, водитель, машинист, оператор связи).
3.Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов
(сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
4.Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда
(преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).
Слайд 12В зависимости от цели труда можно выделить
три класса профессий:
1. Гностические: распознать, различить , оценить, проверить
(санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь, финансовый аналитик).
2. Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать
(водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,ювелир).
3. Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать
(закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель, программист)
Слайд 13Пример формулы профессии: Юрист
Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей,
общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), ....Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации).
Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), ....бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе).
Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),....иногда - автоматизированные (компьютер).
Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину,
определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать), .....Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).
Слайд 14
Выбор абитуриентов 2010 года
Юриспруденция
Экономика и управление
Менеджмент
Экономика
Финансы и
кредит
Реклама
Международные отношения
Государственное и муниципальное управление
Менеджмент организации
Управление персоналом
Журналистика
Связи с общественностью
Иностранный язык
Экономика и управление на предприятии (по отраслям)
Маркетинг
Туризм
Таможенное дело
Психология
Дизайн
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Слайд 15Профессии будущего. Какие специальности будут наиболее востребованы в ближайшие 10 лет?
Универсальный
солдат -Это профессиональные бойцы, участвующие в экспедиционных кампаниях, — специально обученные, готовые к нестандартным задачам.
Эксперт в сфере альтернативной энергетики -
Если вы разбираетесь в солнечных батареях, ветряных электростанциях и энергии приливов и отливов, без работы не останетесь.
Специалист по ведению бизнеса в странах Африки -По прогнозам Геологического института США, к 2015 году производство золота в странах Африки вырастет на треть, железной руды и урана — в 2,5 раза. Получить контракты на добычу ресурсов смогут лишь компании, которые найдут общий язык с местными элитами. А для этого им понадобятся эксперты и посредники.
Журналист-агрегатор -- Блоги отвоевывают все больше информационного пространства у традиционных СМИ. Крупные издания привлекают читателей, размещая на своих сайтах посты известных блогеров. В будущем журналистика, основанная на компиляции уже существующей информации, станет главным конкурентом традиционных медиа.
Слайд 16Специалист по труднодобываемым запасам нефти-
Разведанных запасов нефти в мире пока
много. Проблема в том, что ее все труднее добывать. Специалистам по экстремальным способам добычи энергоносителей будет где приложить свои знания.
Селекционер, специалист по генной инженерии растений --
Проблема голода никуда не делась: число жителей Земли быстро растет. Агрономы, селекционеры, генетики, выводящие новые сорта сельскохозяйственных растений, скорее всего, будут очень востребованы в будущем десятилетии.
Эксперт по абсорбции, национальным и религиозным конфликтам-
Расы, нации и религии все больше перемешиваются. Согласно данным ООН, общее число международных мигрантов к 2010 составит 213,9 млн человек (рост на 10% за пять лет), причем 60% из них будут жить в развитых странах. Головная боль Запада — как интегрировать мигрантов. нанимать таких специалистов будут как государственные структуры, так и крупные частные компании, дабы избежать конфликтов между своими сотрудниками, работающими в разных странах.
Слайд 17
Центры профориентации Москвы
Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения
Министерства труда и социального развития РФ
Центр профориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого наседения по г. Москве
Центр тестирования МГУ
Центры профориентации в библиотеках Москвы
«Центральная городская юношеская библиотека имени М. А. Светлова» - молодежный информационный интеллект–центр
Большая Садовая ул., дом 1
Т.: (495) 650-21-73
Сайт: http://svetlovka.ru
E-mail: svetlovka@inbox.ru
Российская государственная юношеская библиотека (РГЮБ)
Сайт: http://www.rgub.ru/
Юношеская библиотека № 138 (ЦБС № 7 ЦАО)
Ул. М. Калитниковская, д. 22
Т.: 670-82-15