Слайд 1МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ
г.Саранск
Ювкина Галина Васильевна
Слайд 2Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. В
жизни каждого рано или поздно возникает вопрос: «Кем стать и куда пойти учиться?»
Передо мной тоже встал такой выбор. Исходя из своих интересов, профессиональных склонностей, способностей и личных качеств, я выбрала профессию преподавателя ВУЗа (по направлению математики).
Слайд 3История возникновения профессии
Преподаватель (педагог, учитель) — ныне одна из самых распространённых
общественных профессий, возникшая вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь.
Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно.
Слайд 4Всего лишь столетие назад большинство населения даже европейских стран вынуждено было
решать задачи обучения и воспитания преимущественно средствами народной (семейной) педагогики.
В разные времена и в разных странах обязанность воспитания и обучения нередко возлагалась на разных людей: воспитателей, кураторов, учителей. Ещё К.Д. Ушинский напоминал учителям о первоочерёдности задачи воспитания по сравнению с обучением.
Слайд 5Тип педагогической профессии
Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является
другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное её отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования её духовного мира.
Слайд 6Педагогическая культура преподавателя
Педагогическая культура преподавателя — совокупность высокого уровня развития и
совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации личностных качеств педагога, его способностей и возможностей.
Выделяют следующие компоненты педагогической культуры преподавателя:
Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей;
Гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие;
Педагогическое мастерство;
Установка на постоянное самосовершенствование;
Культура поведения и общения, педагогический такт;
Личностная самостоятельность преподавателя;
Общая педагогическая эрудиция и компетентность;
Доброжелательность, общительность и увлечённость работой.
Слайд 7Характеристика деятельности
Преподавательская деятельность – это сложный и последовательный труд от организации
студентов до написания исследовательских работ. Преподавателю математики необходимо знать технологические приёмы работы по профилю своей специальности, основы педагогики, психологии, а также законодательные документы по вопросам образования. Обычно преподаватель занимает должность между ассистентом и старшим преподавателем. Однако преподавательской деятельностью могут заниматься и специалисты с различными учёными званиями (доцент, профессор).
Слайд 8Качества, необходимые для эффективной работы
Способность к эмпатии, чувствительность к интересам и
потребностям студентов.
Умение придать личностную окраску преподаванию.
Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у студентов.
Умение управлять собой и студентами.
Владение разными стилями формального и неформального общения со студентами.
Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.
Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.
Креативность.
Способность к рефлексии.
Слайд 9Критерии успешности преподавателя
Отношение к людям
Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать
других и иные мнения. Не завистлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
Отношение к себе
Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается решать возникающие проблемы, а не избегать их. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.
Отношение к работе
Трудоспособен и организован. На все хватает времени. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
Креативность, гибкость
Знает, где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.
Слайд 10Каким должен быть преподаватель
Личностные качества: доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение
понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству, толерантность, тактичность, честность, чувство юмора.
Организаторские качества: демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность.
Деловые качества: знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять.
Внешний вид: хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
Слайд 11Получение высшего педагогического образования
Основной ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные
заведения, в которых можно получить высшее педагогическое образование, а также психологическое.
Бакалавриат и магистратура – это два уровня высшего педагогического образования.
Первый уровень — бакалавриат, в котором обучение длится 4 года. Диплом бакалавра дает право работать педагогами в разных учебных заведениях. Второй уровень — подготовка магистров, которая осуществляется за 2 года и готовит специалистов для решения разнообразных педагогических проблем и научно-исследовательской деятельности.
Следующим уровнем подготовки педагогов является аспирантура и докторантура, которые выпускают научно-педагогические кадры высшей квалификации для подготовки педагогов в высших учебных заведениях.
Слайд 12ВУЗы Мордовии, где готовят преподавателей
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева
Слайд 13Это динамично развивающийся современный ВУЗ с многолетней историей и богатыми научно-образовательными
традициями, готовящий высококвалифицированные кадры для учреждений системы образования, сферы управления, культуры, физической культуры и спорта, государственных структур и ведомств. В структуре института — 9 факультетов: филологический, биолого-химический, физико-математический, факультет истории и права, физической культуры, иностранных языков, педагогического и художественного образования, психологии и дефектологии, дополнительного образования. Обучение в вузе осуществляется по широкому спектру специальностей, реализуются программы по обучению иностранных граждан. Основная цель деятельности МордГПИ — обеспечение высокой конкурентоспособности института на рынке образовательных услуг и в сферах научной и инновационной деятельности. Приоритетными направлениями достижения основной цели являются: создание условий для овладения всеми студентами института информационными технологиями и компьютерной грамотностью, иностранными языками на уровне свободного общения; реализация дополнительных образовательных программ для студентов с целью получения дополнительных компетенций и соответствующих сертификатов и дипломов; содействие выпускникам института в трудоустройстве и становлении профессиональной карьеры.
Слайд 14Физико-математический – старейший факультет – существует со дня основания института в
1962 году. За полувековую историю факультета выпускниками стали более четырех тысяч специалистов, среди них – заслуженные работники Российской Федерации, Республики Мордовия, отличники образования, учителя высшей и первой квалификационных категорий.
Учебно-воспитательная и научная работа на факультете организована на базе 4 кафедр:
кафедра математики и методики обучения математике;
кафедра физики и методики обучения физике;
кафедра информатики и вычислительной техники;
кафедра менеджмента и экономики образования.
На факультете работает 50 преподавателей, большая часть которых имеют ученые степени доктора и кандидата наук.
Факультет располагает 12 физическими лабораториями: механики, молекулярной физики, электричества, оптики, квантовой физики, школьного физического эксперимента, астрономии, лабораториями аудиовизуальной техники, лабораторией методики и техники школьного физического эксперимента, электрорадиотехники, нанотехнологий.
Слайд 15Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва
Слайд 16Национальный исследовательский Мордовский государственный университет создан в 1957 году на базе
Мордовского государственного педагогического института. Его создание означало качественно новый шаг в развитии высшего образования Мордовии. Сегодня Мордовский университет является одним из крупнейших центров высшего образования, науки и культуры не только в Республике Мордовия, но и в России.
В университете представлены все уровни высшего образования: бакалавриат (60 направлений подготовки), специалитет (12 специальностей), магистратура (34 направления подготовки), подготовка кадров высшей квалификации - 30 направлений подготовки, включающих 103 профиля в аспирантуре и 38 специальностей ординатуры. Обучение студентов в Мордовском университете ведется по очной, заочной и очно-заочной формам. В вузе обучаются свыше 18 тысяч студентов из 57 регионов России и 40 стран мира.
Научно-педагогический потенциал университета составляют более 1500 человек, в их числе 1369 докторов и кандидатов наук, 16 действительных членов и членов-корреспондентов РАН и других государственных академий.
Образовательный процесс в вузе реализуется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения и обеспечивает формирование у выпускников компетенций конкурентоспособного специалиста. Практико-ориентированный подход в сочетании с инновационной деятельностью вуза позволяет готовить высококвалифицированные кадры, способные определять перспективы развития основных отраслей экономики и социальной сферы.
Слайд 17Математический факультет был образован в 1970 г. в результате разделения физико-математического
факультета. Сегодня в состав факультета входят 5 кафедр, где преподают 12 докторов и 66 кандидатов наук; НИИ математики; несколько исследовательских лабораторий. На базе факультета функционируют Средневолжское математическое общество, совет по защите кандидатских и докторских диссертаций, а также кафедры математического факультета: алгебры и геометрии, дифференциальных уравнений, информатики и вычислительной техники, математики и теоретической механики, математического анализа, педагогики, прикладной математики, систем автоматизированного проектирования, технологий программирования.
Факультет математики и информационных технологий — одно из основных подразделений вуза. В университете нет специальностей, на которых не изучались бы математика и информатика.
На факультете много лет велась подготовка по специальностям «Математика» и «Прикладная математика и информатика». С 2005 г. начата подготовка бакалавров по направлению «Прикладная математика и информатика», с 2007 г. — магистров по этому направлению.
На факультете имеются аспирантура по семи специальностям. В структуру факультета входят НИИ математики, вычислительная лаборатория, научно-исследовательские лаборатории.
Слайд 18Студенты могут получить самую современную компьютерную подготовку, что в совокупности с
фундаментальной математической подготовкой обеспечивает выпускникам возможности для трудоустройства в Мордовии и за ее пределами.
Выпускники всецело подготовлены к деятельности, сопряженной с использованием математических методов и компьютерных технологий; созданием и исследованием математических моделей, процессов и объектов, разработкой эффективных математических методов решения задач естествознания, техники, экономики и управления, использованием информационных технологий, например, в проектно-конструкторской, управленческой и финансовой деятельности.
Слайд 19Плюсы и минусы профессии преподавателя
Плюсы профессии:
творческая работа, предполагающая постоянный рост;
возможность подработки
репетиторством;
возможен неполный рабочий день;
радуют успехи студентов;
высокий авторитет успешного преподавателя и благодарность студентов;
длинный 2-месячный отпуск – гарантированно летом;
работа с молодежью заряжает энергией, оптимизмом.
Минусы профессии:
невысокая зарплата в государственных ВУЗах;
нервная работа, требующая колоссального терпения;
подготовка к занятиям, проверка работ студентов отнимают много личного свободного времени;
много общественной работы и работы с документами;
повторение одной и той же информации из года в год надоедает.
Слайд 20«Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт».
Адольф Дистервег,
немецкий педагог, 1790-1866
«Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека».
Михаил Иванович Калинин, советский государственный деятель, 1875-1946
Идеальный преподаватель вкладывает в дело душу и развивает в студентах умение мыслить. Я не знаю как сложится моя судьба, но с уверенностью могу сказать, что буду добиваться поставленной цели. Ведь это именно та профессия, которую я вижу в своём будущем: ответственная, но очень интересная, творческая, нужная.