Презентация, доклад по предмету логопедия в возрастном аспекте

Содержание

План 1. Психологические закономерности овладения значением слова в онтогенезе.2. Характеристика начального детского лексикона: наличие лепетных комплексов в его составе, использование звукоподражательных слов и «протослов», выполняющих функцию вербальных знаков.3. Переход от звукоподражательных номинаций и протослов к полнозначным

Слайд 1Тема: Развитие лексической системы детской речи

Тема:  Развитие лексической системы детской речи

Слайд 2План
1. Психологические закономерности овладения значением слова в онтогенезе.
2. Характеристика начального детского

лексикона: наличие лепетных комплексов в его составе, использование звукоподражательных слов и «протослов», выполняющих функцию вербальных знаков.
3. Переход от звукоподражательных номинаций и протослов к полнозначным словам.
4. Процесс овладения знаковой природой слова: формирование денотативного и сигнификативного значений.
5. Особенности толкования слов детьми, возможные способы их семантизации.
6. Направление развития семантической стороны речи ребенка как переход «от частного к целому» (Л.С. Выготский).
7. Особенности усвоения значений многозначных слов.
8. Усвоение значений слов и фразеологизмов.

План 1. Психологические закономерности овладения значением слова в онтогенезе.2. Характеристика начального детского лексикона: наличие лепетных комплексов в

Слайд 31. Психологические закономерности овладения значением слова в онтогенезе.
Слово – это номинативная

единица языка, которая служит названием предмета, его признака и действия. Лексика (от греч. lexicos – «словарный, словесный») – это совокупность слов, входящих в состав языка. Словарный запас обозначается термином «лексика».
Л.С. Выготский отмечал, что развитие значения слова у детей тесно связано с развитием познавательной деятельности и отражает процесс формирования понятий. Он выделил этапы понятийного обобщения. Выготский и Шахнарович доказали, что этим этапам свойственны и определенные уровни овладения семантикой слова. Они выделили три уровня отражения: образ (представление), псевдопонятие (переходное явление от образца) и понятие.


1. Психологические закономерности овладения значением слова в онтогенезе. Слово – это номинативная единица языка, которая служит названием

Слайд 4Первые осознанные слова появляются в период с 8 до 14 месяцев.

Обычно так дети зовут близких людей или называют понравившиеся им предметы.
В 2 года дети уже способны говорить простые предложения и обладают большим пассивным словарным запасом (понимают, но не называют).
До 3,5 лет формируется понимание законов родного языка. Существительные склоняются по роду, числу и падежу, а в речи слышны сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения.
Ребенок активно
использует речь
в игре, разговаривает
с куклами.

Первые осознанные слова появляются в период с 8 до 14 месяцев. Обычно так дети зовут близких людей

Слайд 52. Характеристика начального детского лексикона: наличие лепетных комплексов в его составе,

использование звукоподражательных слов и «протослов», выполняющих функцию вербальных знаков.

Начальный детский лексикон может быть охарактеризован через закономерности его формирования.
1. Наличие лепетных комплексов в составе лексикона
2. Наличие стандартного набора понятий.
3. Преобладание звукоподражательных слов.
4. Наличие протослов.
5. Тесная связь лексикона с практическим действием ребёнка.
6. Диссоциация в развитии активного и пассивного словаря ребёнка

2. Характеристика начального детского лексикона: наличие лепетных комплексов в его составе, использование звукоподражательных слов и «протослов», выполняющих

Слайд 6По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками

предметов и действиями, происходит обогащение его словаря. Общение взрослых с ребёнком вызывает желание ребёнка вступить в контакт и выразить свои потребности. Постепенно общение взрослых от одностороннего и просто эмоционального переходит на приобщение ребёнка к знаковой системе языка с помощью звуковых символов. Ребёнок сознательно подключается к речевой деятельности.

По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действиями, происходит обогащение его

Слайд 7В конце первого и начале второго года жизни ребёнка всё большую

силу приобретает словесный раздражитель. На начальной стадии реакция ребёнка на него проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). Затем на основе ориентировочного рефлекса формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребёнка развивается подражательность, многократное повторение нового слова. Это способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития в речи ребёнка появляются первые нерасчленённые слова (лепетные слова), представляющие собой фрагмент услышанного ребёнком слова.
В конце первого и начале второго года жизни ребёнка всё большую силу приобретает словесный раздражитель. На начальной

Слайд 8Обогащение жизненного опыта ребёнка, усложнение его деятельности и развитие общения с

окружающими людьми приводят к количественному росту словаря. Oтмечаются значительные расхождения в отношении объёма словаря и его прироста, т.к. существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.
Е.А.Аркин
1год – 9 слов, 1год 6 мес. – 39 слов, 2 года – 300 слов, 3 года 6 мес. – 1110 слов, 4 года – 1926 слов.
А.Штерн
1,5 года – 100 слов, 2 года – 200-400 слов, 3 года – 1000-1100 слов, 4 года – 1600 слов, 5 лет – 2200 слов.
А.Н.Гвоздев
В словаре четырёхлетнего ребёнка наблюдается 50,2 % существительных, 27,4 % глаголов, 11,8 % прилагательных, 5,8 % наречий, 1,9 % числительных, 2,2 % союзов, 0,9 % предлогов, 0,9 % междометий и частиц.

Обогащение жизненного опыта ребёнка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к количественному росту

Слайд 9Начальный детский лексикон может быть охарактеризован через закономерности его формирования.
1. Наличие

лепетных комплексов в составе лексикона
2. Наличие стандартного набора понятий.
3. Преобладание звукоподражательных слов.
4. Наличие протослов.
5. Тесная связь лексикона с практическим действием ребёнка.
6. Диссоциация в развитии
активного и пассивного
словаря ребёнка.

Начальный детский лексикон может быть охарактеризован через закономерности его формирования. 1. Наличие лепетных комплексов в составе лексикона2.

Слайд 10В начальном детском лексиконе преобладают звукоподражательные слова (би-би, ав-ав, му-му). Такие

слова называются ОНОМАТОПЕЯ. Звукоподражательные слова доступны детям и в произношении, и в осмыслении. Они тесно связаны с конкретными живыми и неживыми предметами, с конкретными действиями детей. Постепенно дети переходят к употреблению нормативных слов. Но ещё определённое время в их речи мирно сосуществуют и звукоподражательные слова, и нормативные слова.
Протослова – это слова, которые дети изобретают сами. В строгом смысле это не слова, а звукокомплексы. Они являются переходными от лепета к словесной речи. Однако постоянство звуковой оболочки и постоянство смысла у таких звукокомплексов позволяет относить их к словесным знакам. КЫХ – открыть, ГРРР – движение. Для обозначения подобных слов в специальную литературу был введён термин « вокабула».

В начальном детском лексиконе преобладают звукоподражательные слова (би-би, ав-ав, му-му). Такие слова называются ОНОМАТОПЕЯ. Звукоподражательные слова доступны

Слайд 113. Переход от звукоподражательных номинаций и протослов к полнозначным словам.
Переход от

доречевой стадии к первым словам — серьезнейший период в речевом развитии ребенка. К этому времени в его пассивном лексиконе насчитывается примерно 50—70 слов (но наблюдениям западных исследователей), что можно проверить по реакции на просьбы: «Принеси ботинки», «Положи мячик в коробки» и вопросы: «Где глазки?», «Где бабушка?» Так обычно поступают логопеды, оценивая уровень понимания речи.
Слово попадает в активный лексикон, когда ребенок может начать употреблять его в спонтанной речи, только после короткой, а иногда и достаточно длительной стадии пребывания этого слова в пассивном лексиконе. Так, например, ребенок в 1 г. 5 мес., имея в активном лексиконе 39 слов, понимала не менее 160. Невозможно предположить, что слово имеется в активном лексиконе и при этом отсутствует в пассивном.

3. Переход от звукоподражательных номинаций и протослов к полнозначным словам. Переход от доречевой стадии к первым словам

Слайд 12Первые 3-5 слов ребёнка по своему звуковому составу очень близки к

словам взрослого (мама, папа, баба, дай). Ребёнок отбирает из обращённой к нему речи взрослых те слова, которые доступны его артикулированию. Эти слова закрепляются в речи ребёнка Они многократно повторяются взрослыми и становятся для ребёнка сильными словесными раздражителями.
Формирование первых детских слов основывается на ведущей роли эхо-феномена, в основе которого лежат эхокинезии, эхомимии и эхообразные повторения доступных звуков из речи взрослого. В ходе дальнейшего развития несовершенство моторной координации органов артикуляции заставляет ребёнка отказаться от пути точной передачи звукового состава слов и перейти к воспроизведению не звуковых, а ритмико-слоговых и интонационных характеристик словесного материала.

Первые 3-5 слов ребёнка по своему звуковому составу очень близки к словам взрослого (мама, папа, баба, дай).

Слайд 134. Процесс овладения знаковой природой слова: формирование денотативного и сигнификативного значений.
 В

вещественном содержании Е.Г. Беляевская выделяет денотативный и сигнификативный аспекты.
Денотативный аспект лексического значения формируется признаками, составляющими денотат – языковое отображение понятия об обозначаемом предмете или явлении. Помимо денотативного аспекта, по мнению большинства исследователей, вещественное содержание слова включает также сигнификативный аспект – понятийную соотнесенность имени, его способность отражать соответствующее понятие.

4. Процесс овладения знаковой природой слова: формирование денотативного и сигнификативного значений.  В вещественном содержании Е.Г. Беляевская выделяет

Слайд 14Выделение сигнификативного и денотативного аспектов значения слова обусловлено разграничением отнесенности наименования

или к конкретному объекту (денотативный аспект значения) или к классу обозначаемых объектов (сигнификативный аспект значения). Значение языковой единицы имеет “живую” динамическую связь с обозначаемым именем понятием, а также с каждым конкретным предметом, соотносимым с данным понятием.
Таким образом, выделение отдельно денотативного и сигнификативного аспектов значения связано с тем, что значение сохраняет динамическую связь и с референтом (конкретным предметом) и с понятием (сигнификатом).

Выделение сигнификативного и денотативного аспектов значения слова обусловлено разграничением отнесенности наименования или к конкретному объекту (денотативный аспект

Слайд 155. Особенности толкования слов детьми, возможные способы их семантизации.
По мере развития

мышления ребенка, его речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, т.е. упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля.
Семантическое поле — это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками.

5. Особенности толкования слов детьми, возможные способы их семантизации. По мере развития мышления ребенка, его речи лексика

Слайд 16Развитие лексической системности и организации семантических полей находит свое отражение в

изменении характера ассоциативных реакций.
Т.Н. Наумова, анализируя результаты ассоциативного эксперимента, проведенного с дошкольниками 4 и 6 лет, отмечает высокий уровень стереотипности реакций на слова-стимулы. При этом процент стереотипных реакций увеличивается у 6-летних детей по сравнению с 4-летними. По мнению Т.Н. Наумовой, это явление свидетельствует об активном овладении детьми в этот период значимыми аспектами значения слова.
При анализе ответов детей на стимул-существительное отмечается доминирование операций противопоставления, которое достигает кульминации у детей 6-летнего возраста. Та же тенденция к стратегии противопоставления наблюдается и среди реакций на стимулы-прилагательные.

Развитие лексической системности и организации семантических полей находит свое отражение в изменении характера ассоциативных реакций.Т.Н. Наумова, анализируя

Слайд 17На основании анализа характера вербальных ассоциаций у дошкольников 5-8 лет Н.В.

Серебряковой выделены следующие этапы организации семантических полей.

Первый этап характеризуется несформированностью семантического поля. На этом этапе ребенок опирается на чувственное восприятие окружающей ситуации и в качестве слов-реакций преобладают названия окружающих ребенка предметов (собака мяч).
Второй этап. На этом этапе усваиваются смысловые связи слов, значительно отличающихся друг от друга по семантике, но имеющих ситуативную, образную связь. Это проявляется в преобладании тематических ассоциаций, которые опираются на определенные образы (представления): дом — крыша, высоко — дерево и т.д.
Третий этап. На этом этапе формируются понятия, процессы классификации. В ассоциативном эксперименте на смену образным связям приходят связи между словами, семантически близкими, которые отличаются лишь одним дифференциальным семантическим признаком, что проявляется в преобладании парадигматических ассоциаций (дерево — береза, высоко — низко).

На основании анализа характера вербальных ассоциаций у дошкольников 5-8 лет Н.В. Серебряковой выделены следующие этапы организации семантических

Слайд 186. Направление развития семантической стороны речи ребенка как переход «от частного

к целому» (Л.С. Выготский).

Л. С. Выготским были установлены общие закономерности последовательного овладения ребенком значением слова как языкового знака. Согласно его концепции, усвоение ребенком значения слова идет в направлении от формирования предметной отнесенности к формированию «собственно значения» слова через усвоение его обобщающей функции, т. е. функции выделения и обобщения существенных признаков предмета, затем — категориального значения (усвоение слова как знака, обозначающего целую предметную категорию и относящего обозначаемый предмет к этой категории).

6. Направление развития семантической стороны речи ребенка как переход «от частного к целому» (Л.С. Выготский). Л. С.

Слайд 19«Магистральный путь» усвоения ребенком значения слова предполагает постепенный переход от «синкретического»

(определяемого практической деятельностью ребенка), «конкретного» значения слова как знака-обозначения, наименования предмета, к его отвлеченному, «понятийному» значению, включающему отображение многомерной системы связей и отношений обозначаемого предмета с другими предметами окружающей действительности. Предметно-практическая и игровая деятельность ребенка, наряду с практикой речевого общения со взрослым, выступает как важнейший и определяющий фактор формирования «первоначального» значения слова («протозначение»).
«Магистральный путь» усвоения ребенком значения слова предполагает постепенный переход от «синкретического» (определяемого практической деятельностью ребенка), «конкретного» значения

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть