Слайд 2негативные психические переживания и состояния
Слайд 3профессиональный стресс
Стрессовые ситуации
стрессовые проявления
вхождение в новую профессиональную среду;
ситуацию нововведений и
конфликтов в этой сфере;
ситуации изменения требований к профессии,
внутренних кризисов;
ситуации, связанные с профессиональным ростом, с карьерой
беспомощность,
подверженность конфликтам,
эмоциональная напряженность,
снижение работоспособности, уровня самокритичности
Слайд 4"эмоциональное сгорание"
Термин введен американским психиатром Х.Дж.
Фрейденбергером
в 1974 г.
развивается
как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов
состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности
Синдром выгорания выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Слайд 710 основных признаков эмоционального “выгорания
истощение, усталость;
бессонница;
негативные установки;
пренебрежение исполнением своих обязанностей;
увлечение приемом
психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
уменьшение аппетита или переедание;
усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);
усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
чувство вины;
переживание несправедливости.
Слайд 11III Сокращенная профессиональная реализация
ощущение, что он плохо работает, мало достиг
в профессии, возникает чувство некомпетентности в своей профессии
Слайд 13Фазы ресистенции
Симптом “эмоционально – нравственной дезориентации”
- неадекватное реагирование во
взаимоотношениях с коллегами.
Суждения: “Это не тот случай, чтобы переживать”, “Такие люди не заслуживают доброго отношения”, “Таким нельзя сочувствовать”, “Почему я должен за всех волноваться”.
Слайд 14Фазы ресистенции
Симптом “расширения сферы экономии эмоций”-
не хочется общаться, даже с
близкими - “пресыщение” общением
Слайд 15Фазы истощения
- падение общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы
Симптом
“эмоционального дефицита” проявляется в том случае, когда человек не в состоянии войти в положение, сочувствовать и сопереживать (все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные)
Слайд 16Фазы истощения
Симптом “эмоциональной отстраненности”. Личность почти полностью исключает эмоции из сферы
профессиональной деятельности
Симптом “личностной отстраненности или деперсонализации”:полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности. В наиболее тяжелых случаях работник защищает свою позицию: “ненавижу…”, “презираю…”, “взять бы автомат и всех…”
Симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”
Слайд 17причины синдрома профессионального выгорания:
– монотонность работы, особенно если ее смысл кажется
сомнительным;
– вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
–строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;
– напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм.
– нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда на поощряются, а подавляются эксперементирование и инноваций;
– работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
– неразрешенные личностные конфликты.
Слайд 18проявление состояния эмоциональноговыгорания в педагогической деятельности
:
• высокая эмоциональная включенность в
деятельность;
• жесткие временные рамки (урок, четверть, учебный год);
• отсутствие осознания обратной связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
• жесткий контроль со стороны администрации и ответственность перед родителями, обществом в целом за результат своей деятельности;
• неотрегулированность организационных моментов в педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование).
Слайд 19подвержены “выгоранию”
Фрейденберг описывает “выгорающих”, как мягких, гуманных, сочувствующих, увлекающихся, одновременно
– неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных).
Е. Махер пополняет этот список “авторитаризмом” и низким уровнем эмпатии
Слайд 20Профилактика
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
2. Использование тайм-аутов.
3. Овладение
умениями и навыками саморегуляции.
Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.
4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Обмен профессиональной.
Курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
Слайд 21профилактика
5. Избегание ненужной конкуренции.
6. Эмоциональное общение. Рекомендуется, чтобы сотрудники в
сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.
7. Поддержание хорошей физической формы.
Слайд 22Профессиональная деформация личности
Преподаватели подвержены синдрому эмоционального выгорания, чем больше стаж,
тем сильнее развивается данный синдром.
Профессиональной деформации подвержены все педагоги, независимо от того, какой предмет они ведут. Чтобы свести к минимуму данный синдром, необходимо на начальном этапе профессиональной деятельности искоренить все возможные предпосылки.
Слайд 23Профессиональная деформация личности
Профессиональная деятельность способствует образованию деформаций -- качеств, деструктивно
влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация личности неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других -- к равнодушию, третьих -- к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же -- к поиску средств профессиональной реабилитации.
Слайд 24Демонстративность: желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя.
Дидактичность: Проявление
педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении педагога все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании. проявляется также за пределами учебного заведения:
Педагогический догматизм: формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета сложности педагогической ситуации. Проявляется в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке и развивается с ростом стажа работы, сопровождаясь снижением общего интеллекта.
Слайд 25Доминантность: даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Чаще проявляется у
холериков и флегматиков, в подавлении других и самоутверждении за счет своих учеников.
Педагогическая индифферентность: Характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися (авторитарная центрация).
Консерватизм: регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний.
Педагогическая агрессия: приверженность к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.
Слайд 26Ролевой экспансионизм: обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения,
в преувеличении роли преподаваемого предмета.
Социальное лицемерие педагога: Обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.
Поведенческий трансфер: Характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих воспитанникам, учащимся. Ненормативное поведение учащихся: агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится, проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.
Слайд 27Информационная пассивность педагога: Проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией
и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры), прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы для преподавания своего предмета
Слайд 28Обученная беспомощность: Формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой
он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.
Неадекватная самооценка: Проявляется в основном в завышенной самооценке связанной с ролью всезнающего учителя. В состоянии дистресса на фоне эмоционального выгорания самооценка занижена, характерны самообвинения, самобичевания.