Слайд 1Модель гражданско – патриотического воспитания
Слайд 2
Автор:
Пономаренко Марина Геннадиевна
Заместитель директора по ВР
Донецкой общеобразовательной школы I –
III ступеней № 93
им. Н.П.Жердева
Слайд 3« Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей
родине.
Это гораздо больше...
Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. »
Толстой А.Н.
Слайд 4Патриотическое воспитание
Необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач
воспитательной работы нашей общеобразовательной школы города Донецка №93 им.Н.П.Жердева, так как «Сердцем» этой работы является образцовый ордена Отечественной войны II ступени музей
боевой и трудовой славы.
Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Слайд 5
Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы
по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны. В первую очередь в этой роли выступает школа, высшие учебные заведения и, конечно, семья.
Гражданственность - интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
Патриотизм - одна из непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности.
Слайд 6
Цель:
- формирование и развитие у обучающихся чувства
принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;
- воспитание патриотов, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к своему народу, малой Родине, Отечеству.
Слайд 7Задачи :
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально- активного гражданина;
-
снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся;
реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
Слайд 8Ресурсное (кадровое) обеспечение
Слайд 9Управление воспитательным процессом
Слайд 10Основные компоненты и элементы воспитательной системы
Индивидуально-групповой
компонент:
Администрация, учителя;
Учащиеся;
Родители учащихся;
Социальные партнёры.
Ценностно-ориентированный компонент:
Система ценностей детей и взрослых;
Цели и задачи воспитательной работы;
Принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы и жизнедеятельности школы;
Перспективы жизнедеятельности школьного сообщества.
Слайд 11Основные компоненты и элементы воспитательной системы
Функционально-деятельностный компонент:
Управление воспитательной системой;
Системо-образующий
вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
Основные функции воспитательной системы;
Разработка и осуществление целевой программы.
Отношенческо-коммуникативный компонент:
Отношения в обществе детей и взрослых;
Внутренние и внешние связи воспитательной системы.
Диагностико-результативный компонент:
Критерии и показатели эффективности воспитательной системы;
Формы, методы и приёмы изучения, анализа и оценки функционирования воспитательной системы.
Слайд 12Способы и формы организации воспитательной работы
Патриотизм (организация и проведение мероприятий, встреч
и выступлений, поисковой работы в музее, изучение героического прошлого малой Родины, Отечества)
Гражданственность (организация самоуправления, изучение государственного устройства нашей страны)
Культура общения и мир прекрасного (этические и эстетические клубы и творческие объединения; организация конкурсов, смотров, культпоходов)
Спорт и здоровый образ жизни (организация и проведение спортивных игр, состязаний, конкурсов; пропаганда здорового образа жизни)
Экология (экологическое краеведение; экологические мероприятия; экологическое просвещение; краеведческие экскурсии)
Труд (общественно-полезный труд; трудовые десанты и субботники; кружки)
Воспитание и просвещение (агитбригады; наглядная агитация; работа с родителями)
Слайд 13Основные направления деятельности:
формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;
воспитание общечеловеческих, национально-культурных и
этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;
формирование социально-активной позиции обучающихся;
оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;
усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Слайд 14 «Связь поколений»
Задачи:
Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность
Воспитывать у детей понимание
сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе , дома, в общественных местах
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к переживанию.
Формы работы:
1.Организация и проведение Вахты Памяти
2.Шефство над памятниками погибшим воинам
3.Проведение часов общения, уроков Памяти, уроков Мужества, читательских конференций, встреч с Ветеранами войны и труда
4.Проведение школьных и участие в районных конкурсах стихов и патриотической песни
5.Проведение бесед, тестов на профессиональное самоопределение
6.Изучение истории родного края на уроках краеведения, через экскурсии в музеи.
Слайд 15Эффективные формы работы по патриотическому
деятельность школьного музея;
разработка и реализация социально-значимых проектов;
встречи
с ветеранами Великой Отечественной войны;
проведение социальных акций “Посылка солдату”, “Письмо на заставу”, “Ветеран живёт рядом”, “Обелиск”, « Никто не забыт ,ничто не забыто», « Память в наших сердцах; историко-краеведческая работа;
проведение внеклассных мероприятий на патриотическую тему, классные часы, вечера, литературные гостиные, интеллектуально-познавательные программы, праздничные утренники, спортивные мероприятия.
Слайд 16Мониторинг
личность воспитанника и уровень сформированности его гражданско-патриотического потенциала;
личность воспитанника и
уровень сформированности его коммуникативного потенциала;
личность воспитанника и уровень его удовлетворённости жизнедеятельностью в школе.
Слайд 17Модель выпускника
Выпускник школы – это:
- личность, устойчивая в сложных
социально-экономических условиях;
- личность, готовая к социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению;
- личность, отличающаяся высоким самосознанием, ориентированным на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами;
- личность, отличающаяся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем;
- личность, отличающаяся широкой образованностью, способная к самостоятельному освоению знаний, проявляющемуся в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой жизни;
- личность, отличающаяся гражданской активностью, инициативностью и ответственностью , с чувством патриотизма, верности Родине и готовностью служить Отечеству.
Слайд 18Проблемы, которые могут возникнуть в сфере патриотического воспитания
О тсутствие патриотических чувств;
снижение
жизненного уровня, которое привело к расслоению общества;
Подверженность влиянию западных культурных ценностей;
Обострение национального вопроса, утрата толерантности, перерастание патриотизма в национализм;
Незнание своих корней;
Разрушение семейных и коллективных традиций в молодёжной среде;
Недостаточно адекватное понимание роли и места своего региона, родного города в историческом и культурном развитии общества и государства, своей роли в обеспечении защиты Отечества.