Презентация, доклад по организации работы педагога- психолога в ДОУ по использованию методов арт терапии

Содержание

Отрицательное эмоциональное самочувствие Повышенная тревожность, необоснованные страхи, неуверенность в себеНе успешность в деятельностиНе умение осознавать, показывать свои эмоции (эмоциональная закрытость) Заниженная самооценка и отсутствие положительного принятия себяНеспособность к общению, конфликтность

Слайд 1
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский

сад № 117 «Улыбка» Автозаводского района (МБДОУ«Детский сад № 117 «Улыбка»)

2018 год

Стаж педагогической работы
- 30 лет,
В должности педагога
– психолога - 25 года.

e-mail: svetlanasv12@mail.ru
Сайт ДОУ: mbdoy117@mail.ru
Персональная страница на сайте: MAAAM.RU

«Организация предметно – пространственной среды в ДОУ с целью формирования эмоциональности как одного из факторов эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста арт. Терапевтическими
средствами».

Выполнила: педагог-психолог
высшей квалификационной категории Рещикова Светлана Владимировна

Департамент образования администрации города Нижнего НовгородаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 117 «Улыбка» Автозаводского района

Слайд 2



Отрицательное эмоциональное самочувствие
Повышенная тревожность, необоснованные страхи, неуверенность в себе
Не успешность

в деятельности
Не умение осознавать, показывать свои эмоции (эмоциональная закрытость)
Заниженная самооценка и отсутствие положительного принятия себя
Неспособность к общению, конфликтность




Актуальность

Преобладание положительного эмоционального фона
Ощущение субъективного переживания счастья
Состояние удовлетворенности, спокойствия и уверенности являются доминирующими.
Отношения с другими характеризуются направленностью на позитив, заботу и доверие
Успешно сформирована детская компетентность в соответствии с возрастом
Правильно строит взаимоотношения в детском социуме
Проявляет активность и самостоятельность в разных  видах деятельности.
Ребенок отзывчивый, проявляет навыки взаимодействия со  сверстниками
Бескорыстно предлагает свою помощь, настойчив при выполнении начатого дела, инициативен
Внимательно выслушивает собеседника.

Портрет дошкольника с отрицательной эмоциональностью

Отрицательное эмоциональное самочувствие Повышенная тревожность, необоснованные страхи, неуверенность в себеНе успешность в деятельностиНе умение осознавать, показывать свои

Слайд 3Факторы, оказывающие влияние на формирование эмоц.неблагополучия

(А.И. Захаров)
Факторы, оказывающие влияние на формирование эмоц.неблагополучия         (А.И. Захаров)

Слайд 4Критерии и показатели уровня эмоционального благополучия: (Г.А.Урунтаева)
1.Эмоциональные состояния и характер их

проявления (эмоц устойчивость, положительный фон настроения, уверенность)

2.Поведение (общительность, активность, доброжелательность)

— эмоция удовольствия-неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения; — переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта; — переживание успеха — неуспеха в достижении целей; — переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними; — переживание ребенком оценивания другими людьми результатов его активности.

Компоненты
эмоционального
благополучия:
(Г.Г. Филиппова)

Критерии и показатели уровня эмоционального благополучия: (Г.А.Урунтаева)1.Эмоциональные состояния и характер их проявления (эмоц устойчивость, положительный фон настроения,

Слайд 5Концептуальные основы
Научно-исследовательские
Методические:
Организационно-педагогические:
Авторы теорий и аспектов
1.Концепция психологического здоровья
2.Характеритсика

«эмоционального благополучия»

3. Формы проявления «эмоционального неблагополучия»

А.И. Захаров,
К. Лютова, Г.Б Монина.

М.И. Лисина, Л.И Божович,Л.А. Абрамян,
Е Г Арнаутова, А Д Кошелева,, В. И. Перегуда, Г Г Филиппова

И. В Дубровиной,
О.В. Хухлаевой.

Обмен опытом с коллегами ДОО

Участие в семинарах различного уровня

Участие в профессиональных конкурсах различного уровня

Обмен опытом в профессиональных педагогических сетевых сообществах : МААМ.RU, социальная сеть работников образования «Мой мини-сайт»

Постановка цели, разработка содержания образовательного процесса, составления плана работы

Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми

Привлечение родителей и педагогов для реализации плана

Организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

4.\использование арт- терапевтических средств

Т.Д. Зинкевич-Евстегнеев Т.М. Грабенко, Н.В. Кузуб

Концептуальные основыНаучно-исследовательские Методические: Организационно-педагогические: Авторы теорий и аспектов1.Концепция психологического здоровья 2.Характеритсика «эмоционального благополучия»3. Формы проявления «эмоционального неблагополучия»

Слайд 6
Создание предметно – пространственной развивающий образовательной среды как одного из психолого-

педагогических условий в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей

3. Расширять психолого- педагогическую компетентность педагогов и родителей о способах сохранения психологического здоровья.

Цели и задачи

1. Совершенствовать развивающую среду
для применения средств арттерапии в целях обеспечения эмоционального благополучия дошкольников..

2. Совершенствовать развивающую,
коррекционно-развивающую работу с детьми, обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка.


4.Изучать личностные особенности дошкольников и динамику их развития в ходе психолого-педагогического сопровождения.

Создание предметно – пространственной развивающий образовательной среды как одного из психолого- педагогических условий в ДОУ для обеспечения

Слайд 7

Задачи ФГОС ДО
(п.1) «Охрана и укрепление физического

и психического здоровья»
(п.9) «Обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». (п.3.4.2) «Содействие педагогическим работникам в формировании основных компетенций, предполагающих обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка.


Задачи ФГОС ДО (п.1) «Охрана и укрепление физического и психического здоровья» (п.9) «Обеспечение психолого- педагогической поддержки

Слайд 8 Этапы
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНО- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
2.ОСНОВНОЙ – РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ- РЕФЛЕКСИВНО –АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Этапы 1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНО- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП2.ОСНОВНОЙ – РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ- РЕФЛЕКСИВНО –АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Слайд 9
Первичная психодиагностика
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
Создание единого арт- терапевтического

комплекса

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с педагогами и родителями

Алгоритм психолого- педагогического сопровождения детей по обеспечению эмоционального благополучия

Анализ проблем эмоционально – личностной сферы детей, трудностей взаимодействия взрослых с детьми

Повторная психодиагностика

Перспектива развития

Первичная психодиагностика Разработка индивидуальных образовательных маршрутовСоздание единого арт- терапевтического комплексаВзаимодействие с детьми Взаимодействие с педагогами и

Слайд 10Комплексное исследование базового эмоционального состояния и эмоционального неблагополучия
Выявление общего эмоционального тонуса

и способности ребенка определять эмоциональное состояние..


Выявление уровня отношения ребенка к самому себе (самооценка- эмоц оценка «Образа Я») , к сверстникам, взрослым

.

Выявление уровня ситуативной и личностной тревоги




1. «Наблюдение за эмоциональными проявлениями» (Л.П. Стрелкова)



1. «Оценивание эмоционально динамического состояния» (Т.В.Воробьева, Э.Д.
Дорофеева)

Социально- личностная диагностика по проективным методикам: «ДДЧ»(Дж.Бука), «Рисунок человека»
( К.Маховер), «День рождение», Кактус» (М.А. Панфилова)




«Лесенка самооценки» (В.Г Щур).
Методика самооценки
(Дембо Рубннштейна

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНО - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП




«Тревожность»
(М. Дорки, В. Амена) « «Рисунок несуществующего животного»







Комплексное исследование базового эмоционального состояния и эмоционального неблагополучияВыявление общего эмоционального тонуса и способности ребенка определять эмоциональное состояние..Выявление

Слайд 11
Диагностика эмоционального благополучия по методике Т.С. Воробьевой на

начало 2015-16, 2016-17, 2017-18 года
Диагностика эмоционального благополучия  по методике Т.С. Воробьевой на начало 2015-16, 2016-17, 2017-18 года

Слайд 12Результаты диагностики ры (проективные методики)
Результаты исследования тревожности у детей подготовительной к

школе группы по методике Р.Тэммпла, М.Дорки, В.Амена)
Результаты диагностики ры (проективные методики)Результаты исследования тревожности у детей подготовительной к школе группы по методике Р.Тэммпла, М.Дорки,

Слайд 13Содержание психолого-педагогического сопровождение детей по обеспечению эмоционального благополучия
Повышение психологической компетентности

управленческого звена
Участие в экспертных и проектных группах
Разработка методических рекомендаций

Взаимодействие с педагогами

Круглый стол «Педагоги и ФГОС»
Семинар-практикум «Эмоциональное благополучие дошкольников-задача ДОУ и семьи»
Мастер-класс: «Арт-технологии»

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с администрацией

Формирование и развитие эмоциональной сферы
Разработка, апробация, внедрение мониторинга эмоц. благополучия
Работа с детьми с социально –личностными проблемами
Составление коррекционно-развивающих программ

Взаимодействие с родителями

Родительское собрание «Адаптация дошкольников в ДОУ в условиях реализации ФГОС »
Круглый стол «Основная образовательная программа ДОУ: реализуем вместе»
Семинар-практикум «Что такое арт- терапия?»
Семейная гостиная: «Поговори со мной»

Содержание психолого-педагогического сопровождение детей по обеспечению эмоционального благополучия Повышение психологической компетентности управленческого звена Участие в экспертных и

Слайд 14ОСНОВНОЙ - РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП
Технология: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ» - это
система взаимодействия

в едином арт- терапевтического комплексе в центре психологической разгрузки, цикла конспектов занятий и игровых сеансов с детьми и циклов встреч для родителей и педагогов в клубе: «Поговори со мной»

Технология: ориентирована на обеспечение эмоционального благополучия дошкольников 3 -7 лет, на коррекцию негативных эмоц. состояний, на развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также на повышение компетентности родителей и педагогов.

ОСНОВНОЙ - РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАПТехнология: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ» - этосистема взаимодействия в едином арт- терапевтического комплексе в

Слайд 15
3.Гуманистического подхода
1.Единства сознания и деятельности.


4.Интеграции образовательных областей

2.Единства диагностики и коррекции

5.Индивидуального подхода

6.Онтогенетического

и психогигиенического подхода

Технология основывается на следующих принципах:

3.Гуманистического подхода1.Единства сознания и деятельности.4.Интеграции образовательных областей2.Единства диагностики и коррекции5.Индивидуального подхода6.Онтогенетического и психогигиенического подхода Технология основывается на

Слайд 16 Создание предметно – пространственной развивающий образовательной среды в Центре психологической

разгрузки: «Путешествие по волшебной стране» (средствами арттерапии)
Создание предметно – пространственной развивающий образовательной среды в Центре психологической разгрузки: «Путешествие по волшебной стране» (средствами

Слайд 17Царство «Музыкальной Феи»
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
слушание музыкальных фрагментов с различным эмоциональным состоянием,

релаксационные упраж-я Е.Джекобсона;
игры – песенки Е.Железновой; ритмопластика.

Царство «Песочной Феи»
ПЕСКОТЕРАПИЯ
игры с песком (Т.Грабенко. Т.Зинкевич);
сюжетное рисование на песке,
оттиски, закапывание игрушек,
« узоры на песке», рисование символов и букв, выдувание, пересыпание и составление цветовых композиций в колбочках. выдувание песка из трубочек,
опытническая деятельность с различными емкостями и воронками,
театр в юнгианской песочнице, моделирование ситуаций из личного опыта,
рисование на световых столах, использование песочных часов.

:

кляксография,
монотипия,
штампование,
рисование по мокрому листу, «по точкам»
техника « каракули», «марание», «волшебные пятна»
«Рисование в паре»; «Рисование и наблюдение»; «Общий рисунок»; «Портреты»; «Совместный проект»,

Царство «Красочной Феи»
ИЗОТЕРАПИЯ

Царство «Каменной Феи»
ТЕРАПИЯ САМОЦВЕТАМИ
выкладывание узоров
по образцу и по контуру,
рассматривание самоцветов при помощи лупы;
составление узоров при помощи
калейдоскопа.

Арт-терапевтические средства

Царство «Музыкальной Феи» МУЗЫКОТЕРАПИЯ слушание музыкальных фрагментов с различным эмоциональным состоянием, релаксационные упраж-я Е.Джекобсона;игры – песенки Е.Железновой;

Слайд 24Содержание 2 блока- Взаимодействие с родителями в клубе: «Поговори со мной»

Цель:

Психодиагностика (опросники)
«Родительские отношения в семье» (А. Я. Варга, В.В.Столин),
«Эмоциональное благополучие» (Н.Д.Денисова),
«Родительская позиция» (Н.Д.Денисова). «Оценка психолого- компетентности воспитателя ДОУ» ( Л. П. Гладких)
Психопросвещение
Консультации: «Профилактика эмоциональных нарушений у детей», «Ошибки воспитания»
«Как научить ребенка цивилизованно выражать гнев», «Влияние родительских установок на поведение детей» Размещение стендовой информации в группах: Изготовление памяток: «Возьмите на заметку», «Воспитание младшего ребенка», «Как преодолеть трудности в общении с детьми», «Вредные привычки», «Правила общения со страхами»
Психопрофилактика (тренинговые занятия, совместные игровые сеансы)
« Как преодолеть кризис 3 лет» , «Учимся слушать друг друга», «Играй всегда- играй везде».
Тренинги (с техникой «Форум- театр»)
« В мире детских эмоций» « Коммуникативные игры»

Содержание 2 блока- взаимодействие с родителями в клубе: «Поговори мо мной». Цель: повышение компетентности и оптимизация родительского отношения к ребенку

Содержание 2 блока- Взаимодействие с родителями в клубе: «Поговори со мной» Цель:Психодиагностика (опросники) «Родительские отношения в семье»

Слайд 25Психодиагностика (тесты, анкеты, опросники)

«Оценка психолого- компетентности воспитателя ДОУ» ( Л. П. Гладких)
«Факторы, стимулирующие и препятствующие профессиональному саморазвитию, «Эмоциональное выгорание» ( Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова)
Психопросвещение (консультации семинары, тренинги, памятки, вебинары)
«Взаимодействие с тревожными детьми, «Игровые способы разрешения детских конфликтов, «Как охранить психику ребенка здоровой», «Психологический аспект взаимодействия с детьми в совместной деятельности», «Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции»
«Коммуникативная культура- условие эффективного общения»
«Словесные способы поощрения и поддержки ребенка», «Как нужно поощрять детей», «Правила обращения со страхами».
Психопрофилактика (тренинги профилактики «эмоционального выгорания)
« Психологическое здоровье педагога- это важно» «Саморегуляция эмоционального самочувствия»
Психокоррекция (тренинги личностного роста)

Содержание 2 блока- взаимодействие с педагогами в клубе: «Поговори мо мной». Цель: повышение компетентности педагога, овладение личностно- ориентированным подходом

Психодиагностика (тесты, анкеты, опросники)

Слайд 26
Заключительный - РЕФЛЕКСИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ по методике: «Лесенка» (В.Г. Щур)
Результаты

исследования тревожности по методике Р.Тэммпла, М.Дорки, В.Амена)
Заключительный - РЕФЛЕКСИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАПИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ по методике: «Лесенка» (В.Г. Щур)Результаты исследования тревожности по методике Р.Тэммпла, М.Дорки,

Слайд 27
Диагностика эмоционального благополучия по методике Т.С.Воробьевой на начало и

конец 2015-16,2016-17, 2017-18 года
Диагностика эмоционального благополучия по методике Т.С.Воробьевой на начало и конец 2015-16,2016-17, 2017-18 года

Слайд 28 ВЫВОДЫ
Данная психолого-педагогическая технология позволяет:
 сохранить психологическое здоровье детей на

всех этапах дошкольного детства в условиях ДОУ;
 создать основу для благополучного развития эмоционально-волевой сферы воспитанников;
 расширить представления педагогов и родителей о возможностях средств арт.терапии;
 эффективно подготовить воспитанников к новой социальной ситуации – школьному обучению.


ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ
Продолжать работу по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников
Продолжать внедрять в образовательный процесс технологию: «Путешествие в волшебной стране» с использованием средств арт-терапии (песочная терапия, цвето-терапия).
Продолжать использовать активные инновационные формы взаимодействия с родителями и педагогами.

ВЫВОДЫДанная психолого-педагогическая технология позволяет:  сохранить психологическое здоровье детей на всех этапах дошкольного детства в условиях

Слайд 29
Авторские методические разработки, проекты и циклы занятий Рещиковой С.В.:

Авторские методические разработки, проекты и циклы занятий Рещиковой С.В.:

Слайд 30Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Районный семинар: «Подготовка к школе детей среднего

и старшего дошкольного возраста» (участие в соответствии с программой семинара в течение 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 учебных года);
Межрегиональная научно-практическая конференция «Современное содержание дошкольного образования: вариативность – инициатива – устойчивое развитие», ГОУ ДПО НИРО. (Авторская педагогическая мастерская «Авторская программа «Синяя птица» (преемственность дошкольного и начального общего образования), диалог-клуб «Подготовка детей к школе. Опыт преемственности дошкольного и начального общего образования»);
Межрегиональный семинар для работников образования города Казани «Проблемы социально- эмоционального развития дошкольников» (участие в лекции презентации)
Семинар для руководителей образовательных учреждений города Нижнего Новгорода «Я, Ты, Мы» (участие в лекции-презентации).
Всероссийский конкурс «РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ» СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ за проект : «Мы вместе»
Всероссийский конкурс им. Л.С.Выготского
Общероссийский конкурс «Росинка. Расту здоровым в в ДОУ» Диплом II степени.
Всероссийский конкурс: «Радуга талантов» «Лучший проект педагога» ( 2018 г)
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельностиРайонный семинар: «Подготовка к школе детей среднего и старшего дошкольного возраста» (участие в

Слайд 31Диапазон личного вклада в развитие образования:
(печатные труды Рещиковой С.В.)
Статья: «Практический

психолог в ДОУ» Сборник докладов на научно – практической конференции.
Статья: «Что такое предметная система в детском саду?»Н. Новгород , Журнал «Дошкольное воспитание», М.,№ 8, стр. 24-28, 2009
Статья: «Проблемы преемственности между детским садом и школой» Журнал «Управление ДОУ», М., 2010, стр.36-37
Статья: «Содержание программы «Я, Ты, Мы» Сборник Международного семинара «Социально - эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде» (СПБ, изд. РГПУ им. А. И Герцена), 2009
Конспекты занятий по программе: «Я, ТЫ, МЫ» для детей от 4 до 6 лет. Н Новгород, Типография ОАО «ГАЗ»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (с использованием опыта работы педагога- психолога Рещиковой С.В.) Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Рещикова С.В., Маханева М.Д., «Спрашивайте – отвечаем!» Ответы на вопросы педагогов ДОУ по проблемам воспитания детей. М..: ТЦ Сфера, 2010.
Рещикова С.В., Маханева М.Д.,«Занятия для детей от 1 до 3 лет». М.: ТЦ Сфера, 2012
Рещикова С.В., Маханева М.Д., «Мы с друзьями - целый мир». Программа по социально – эмоциональному развитию детей, М.: ТЦ Сфера, 2012
Рещикова С.В «Поговори со мною, мама», М.,ТЦ Сфера 2018 (в печати)
Рещикова С.В «Этот безопасный мир» М.,ТЦ Сфера 2018 (в печати)
Диапазон личного вклада в развитие образования: (печатные труды Рещиковой С.В.)Статья: «Практический психолог в ДОУ» Сборник докладов на

Слайд 32Личный вклада педагога в развитие образования

Личный вклада педагога в развитие образования

Слайд 33

Личные достижения: 1.Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, 2014 2Лауреат премии города Нижнего Новгорода, 2005
3.Серебряная медаль Всероссийского конкурса «Росточек» за опыт: «Мы вместе», 2013
4. Диплом 2 степени Общероссийского конкурса : «Росинка. Расту здоровым» за опыт работы: «Социально –эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», 2013
5. Диплом победителя в номинации: «Азарт дела» II областного открытого конкурса профессионального мастерства педагогов- психологов: «Я - психолог», 2015
6.Диплом 1 место в международном конкурсе «Совместная деятельность педагога и родителей» 2017
7.Международный дистанционный конкурс « Старт» 2017
8.Благодаоственное письмо от Всероссийского издания «Педразвитие» за личный вклад по внедрению ИКТ в образовательный процесс (2017)


Слайд 34
Личный вклада педагога в развитие образования

Личный вклада педагога в развитие образования

Слайд 43Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть