Слайд 1Автор
Варенникова
Галина Владимировна,
Учитель ОБЖ,
Североуральск, 2017
Компьютерная зависимость-социальная проблема 21 века
Слайд 2Введение
Садясь за компьютер, необходимо сначала спросить себя :
Какое влияние может
оказать это чудо техники на моё здоровье и здоровье близких мне людей?
Задуматься над тем, сколько болезней может возникнуть после многочасового сидения в сети Интернет?
Надо знать то, что компьютер способен развить в человеке зависимость, подобную наркомании?
Слайд 3«Компьютерная зависимость»
Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г.
Специалисты относят
данный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.
Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения (стремление уйти от повседневности трансформируя собственное эмоционально-психическое настроение).
Слайд 4Признаки компьютерной зависимости
Когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток
выражает яркое нежелание делать это.
Если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным.
Подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе.
Слайд 5Признаки компьютерной зависимости
Прием пищи происходит без отрыва от компьютера.
Когда ребенок начинает
играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем.
Происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы.
Слайд 6Механизмы компьютерной зависимости
Первый механизм - это уход от реальности.
Чтобы уйти от
настоящей реальности, необходимо заменить ее на другую - виртуальную.
Психика детей еще неустойчива к неблагоприятным воздействиям, любые переживания и неприятности воспринимаются как безвыходные или катастрофические. Ролевая компьютерная игра позволяет найти простой и доступный способ создания другого мира, жизненных ситуаций, доселе не испытанных и невозможных в реальности.
Слайд 7Механизмы компьютерной зависимости
Второй механизм - это принятие роли.
Для ребенка характерно стремление
к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет ему удовлетворять потребности, которые по каким-то причинам не могут удовлетвориться в реальной жизни.
Ребёнок осознает, что:
компьютерного персонажа уважают, он сильный, умный, предприимчивый, нахальный;
с его мнением считаются, он может убить сотню врагов сразу.
Слайд 8Формирование компьютерной зависимости
1. Стадия легкой увлеченности.
Происходит адаптация к условиям игры, принятие «роли»
персонажа и отведение на игру определенного времени.
2. Стадия увлеченности.
Происходит быстрый и резкий переход в стадию сильного увлечения игрой, увеличение количества затрачиваемого на игру времени, отказ либо непринятие установок, ограничивающих процесс.
Слайд 9Формирование компьютерной зависимости
3. Стадия зависимости.
Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет
реальный мир.
Формы проявления зависимости:
Социализированная (играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом, игра носит соревновательный характер).
Индивидуализированный (нарушаются нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, взаимодействие с окружающим миром, социумом; происходит нарушение основной функции психики, замещение мира реального миром нереальным и виртуальным). Компьютерная игра выступает в роли наркотика.
Слайд 10Формирование компьютерной зависимости
4. Стадия привязанности.
Характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей
индивида в сторону выздоровления.
Держится дистанция с компьютером, но полная оторванность от сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности отсутствует.
Данный период протекает достаточно долго, иногда даже всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Слайд 11советы родителям
1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении
признавать ошибки.
2. Не оскорбляйте своего ребенка и его круг общения.
3. Будьте другом и помощником своему ребенку. Позиция «Я — старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведет к доверительным отношениям.
4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком: «Сначала сделаешь что-то (уроки, выполнишь домашние обязанности), только потом можешь поиграть».
Слайд 12предотвращение развития компьютерной зависимости
у детей
Оговаривайте время игры ребенка на компьютере
и точно сохраняйте эти рамки.
До 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, познание мира должно быть постепенным и без вмешательства искусственного интеллекта.
С 5 до 7 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером, но желательно не более 2 ч в день и не подряд, а по 15–20 мин. с перерывами.
С 7 лет ребенок может самостоятельно отличить виртуальный образ игры от реального.
После 12 лет наступает наименее тревожный период, так как ребенок может различать образы различных реальностей.
Слайд 13предотвращение развития компьютерной зависимости у детей
Нужно больше времени общаться с ребенком,
развивать в нем гармоничную эмоциональную сферу, посещать различные мероприятия, чтобы ребенок научился общению с различными людьми.
Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
Слайд 14предотвращение развития компьютерной зависимости у детей
Необходимо привить ребенку интерес к активным
играм и физическим упражнениям. Пусть он двигается и испытывает радость от этого. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, все его физические нагрузки заключаются лишь в движении мышкой по столу.
Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками и друзьями.
Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
Слайд 15Категории компьютерной зависимости
Пять основных категорий
1. Киберсексуальная. Зависимость от общения в интерактивных
комнатах для взрослых или от киберпорнографии.
2. Киберотношения. Зависимость от виртуального общения, интерактивных игр и конференций, которые заменяют настоящих жизненных спутников и близких.
3. Сильная сетевая вовлеченность. Скрывает в себе вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через Сеть.
4. Информационная перегрузка. Сильная патологическая вовлеченность в перелистывание веб-сайтов и поиск по базам данных.
Слайд 16Диагностика компьютерной зависимости
Существует множество зарегистрированных случаев негативного влияния компьютерной зависимости на
человека.
В октябре 2005 г. в Китае от истощения после многосуточной игры в World of Warcraft умерла девочка по имени Snowly (это принятое в игре имя девочки) повергло мировую общественность в шок. Ее многочисленные друзья по Интернету устроили онлайн-похороны. После этого случая компьютерная и интернет-зависимость по праву стала бичом и эпидемией конца XX — начала XXI вв.
Слайд 17Диагностика компьютерной зависимости
Лечение компьютерной и интернет-зависимости разной степени может проводиться различными
методами:
Медикаментозные средства - антидепрессанты (химические) и травяные (персен, негрустин, ново-пассит); успокаивающие средства (препараты валерианы, пустырника, персен, негрустин, ново-пассит); транквилизаторы (элениум, феназепам), успокаивающие средства.
Психотерапевтическими - семейную психотерапию; поведенческую терапию; позитивную психотерапию; психосинтез; аутогенную тренировку.
Нетрадиционными .
Слайд 18Правила защиты от негативного влияния компьютера
1. Монитор, как правило, располагается чрезмерно близко.
Существует несколько научных теорий, по-разному определяющих оптимальные расстояния от глаза до монитора, но примерное расстояние все-таки не должно быть менее 60 см.
Например, рекомендуется держать монитор на расстоянии вытянутой руки, но при этом человек должен иметь возможность сам решать, насколько далеко будет стоять монитор.
Размещайте экран так, чтобы его верхний край располагался чуть выше уровня глаз, что значительно уменьшает нагрузку на мышцы, расположенные вокруг глаз, так как в таком положении они наименее напряжены.
Слайд 20Правила защиты от негативного влияния компьютера
2. Вечернее освещение кабинета или комнаты должно
быть голубых цветов; по яркости почти как у монитора.
3. Через каждые 30–45 мин. нужно проводить зарядку для глаз.
Даже при небольшой ее продолжительности, но регулярном проведении она является эффективным мероприятием профилактики утомления.
Упражнения по времени занимают 1 мин.
Слайд 21Узнать подробнее о том, как возникает и развивается компьютерная зависимость, способы
преодоления, методы лечения зависимости вы можете из книги Краснова С. В. «Как справиться с компьютерной зависимостью ».
Данная книга раскроет вам причины появления подобной зависимости, а также предложит полезные рекомендации, психологические упражнения, советы, способные вылечить вас и ваших близких от этой пагубной тяги.
Книга рекомендована для широкого круга читателей.
http://www.rulit.me/books/kak-spravitsya-s-kompyuternoj-zavisimostyu-read-85451-1.html#section_1
Слайд 22Используемые источники
Краснова С. В. «Как справиться с компьютерной зависимостью»-http://www.rulit.me/books/kak-spravitsya-s-kompyuternoj-zavisimostyu-read-85451-3.html
Картинки
http://5sfer.com/wp-content/uploads/2014/01/3-sposoba-poborot-internet-zavisimost.jpg
http://www.b17.ru/foto/uploaded/3c7a39e6d6d1f1cc46e8b9ce04235432.jpg
http://vitaportal.ru/sites/default/files/imagecache/slideshow_img_2/story_files/10_82.jpg
http://www.lyceum130.ru/sites/default/files/pictures/igromania-04.jpg
https://medaboutme.ru/upload/resize_cache/iblock/a55/940_540_1/podvizhnye_igry_v_razvitii_detey_doshkolnogo_vozrasta.jpg
https://family365.ru/upload/000/u4/006/06a14643.jpg
http://5klass.net/datas/obg/Bezopasnost-cheloveka/0020-020-Pravila-raboty-za-kompjuterom.jpg