Слайд 1Выполнила
Ильина Марина Анатольевна
Слайд 2Сурдопедагогика — отрасль специальной педагогики, которая занимается вопросами изучения нарушений слуха.
Субъектом изучения этой науки являются слабослышащие и глухие. Термин «сурдопедагогика» произошел от слова «surdus», что в переводе с латинского означает - «глухота».
Выдающиеся ученые - сурдологи
Слайд 3Глухота – это полное отсутствие или значительное снижение слуха.
От тугоухости ее
отличает полная невозможность восприятия речи.
Глухота может быть врожденной и приобретенной, острой
или постепенной.
Значение слуха в жизни человека трудно переоценить. Отмечают, что в период
интенсивного развития маленького ребенка слух несет до 80% информации
о предметах, явлениях, событиях окружающего мира, характерах находящихся
рядом людей. Слух позволяет существенно расширить информационное поле,
значительно облегчает социализацию, позволяет человеку более свободно
ориентироваться в пространстве. Немаловажно наличие слуха и для более
успешного эстетического развития личности (музыка). Одна из самых
значительных функций слуха для ребенка — предпосылка для успешного
формирования речи. При отсутствии слуха речь не развивается
без дополнительной стимуляции и привлечения дополнительных средств.
1.Определение понятия
Слайд 4Причины нарушений слуха
В настоящее время наиболее часто выделяются три группы причин
и факторов, вызывающих патологию слуха или способствующих ее развитию (Тарасов Д. И. и др., 1984; М. Я. Козлов, А. Л. Левин, 1989).
К первой группе относят причины и факторы наследственного характера, которые приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости.
Вторую группу составляют факторы эндо– или экзогенного воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отягощенного фона), обуславливающие появление врожденной тугоухости.
К третьей группе отнесены факторы, действующие на орган слуха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости.
Слайд 52.Классификация
В этой группе людей можно выделить две подгруппы
1.Ранооглохшие (люди, потерявшие слух до 3 лет,
т. е. В период активного формирования речи).
У ранооглохших людей речь самостоятельно не развивается, но может сформироваться с помощью специального обучения.
2. Позднооглохшие (люди, потерявшие слух после 3 лет)
Состояние речи, в зависимости от срока потери слуха, различно. Потеря слуха в 3 года может вести к полной потере зачатков речи.
Слабослышащие: имеются снижения слуха разной степени, на основе которых возможно самостоятельное развитие речи.
Эта группа людей также условно делится на две подгруппы:
— люди с незначительным снижением слуха и лучшим развитием речи
— люди со значительным снижением слуха и тяжелым недоразвитием речи
Слайд 6Классификации нарушений слуха Л. В. Неймана (1977)
Различаются два вида слуховой недостаточности
– тугоухость и глухота.
Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.
Выделяют три степени тугоухости:
1-я степень тугоухости – снижение слуха не превышает 50 дБ;
2-я степень тугоухости – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;
3-я степень тугоухости – потеря слуха превышает 70 дБ.
Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным.
Выделяют четыре группы глухих:
1-я группа – дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125 – 250 Гц;
2-я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;
3-я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;
4-я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше.
Слайд 74 группы глухоты (Нейман):
1.Люди, слышащие неречевые звуки (125-250 колебаний);
2.Люди, слышащие речевые звуки (500 колебаний в секунду)-
низкие гласные;
3.Люди, воспринимающие 1000 колебаний в секунду — гласные и некоторые согласные, на основе которых возможно самостоятельное появление в речи отдельных слогов и слов;
4.Люди, воспринимающие до 2000 колебаний в секунду — знакомые краткие слова и предложения;
Слайд 8Причины глухоты
На сегодняшний день наука выделяет такие причины глухоты, как
врожденные и приобретенные.
Врожденная глухота – потеря слуха, которая уже имеется при рождении или возникает вскоре после рождения.
Заболевание может быть вызвано наследственными или генетическими причинами, а также рядом осложнений во время беременности и родов.
Таким образом, врожденная глухота может возникать в результате:
недостатка кислорода (асфиксии) во время родов;
сифилиса,
краснухи и других заболеваний матери во время беременности;
низкой массы тела ребенка при рождении;
тяжелой желтухи в период новорожденности, которая может спровоцировать поражение слухового нерва ребенка.
Слайд 9Причины глухоты
Кроме указанных факторов, врожденную глухоту может вызывать ненадлежащее
применение во
время беременности ототоксичных лекарственных препаратов, таких
как диуретики, аминогликозиды, противомалярийные и цитотоксические лекарства.
Что касается приобретенных причин, то они приводят к утрате слуха в любом возрасте.
К данным причинам глухоты относят:
некоторые инфекционные заболевания (корь, менингит, свинку);
хроническую инфекцию ушей, которая сопровождается различными
выделениями из ушей (ушная сера, кровь, гной); средний отит (скопление жидкости в ухе);
лечение ототоксичными препаратами; травмы головы или уха;
избыток ушной серы или попадание инородных предметов в наружный слуховой проход
(данная потеря слуха зачастую бывает умеренной и легко корректируется);
хронический средний отит (в основном у детей).
Слайд 10Педагогическая классификация Р. М. Боскис (1963)
Выделяются две основные группы детей с
недостатками слуха: глухие и слабослышащие.
К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения).
К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в небольшой степени.
По времени наступления потери слуха Р. М. Боскис выделила группу ранооглохших детей, т.е. тех, которые родились глухими или потеряли слух в период, предшествующий формированию речи (до двух лет), и позднооглохших, потерявших слух в период, когда речь уже была сформирована
Слайд 11Слухопротезирование детей
Слухопротезирование – подбор врачом-сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация к
ним лиц с нарушениями слуха, осуществляется на основе отиатрического и аудиолого-педагогического обсдедования.
Индивидуальные слуховые аппараты
Карманные аппараты Заушные аппараты Внутриушные аппараты
Кохлеарная имплантация – это операция, в ходе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. В отличие от слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, имплант преобразует их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв.
Слайд 13Профилактика заболевания
При стойких формах заболевания, с учетом необратимости патологического процесса, лечение
глухоты состоит в попытке компенсации снижения слуха. Для этих целей в основном применяются слуховые аппараты (слухопротезирование) или кохлеарные имплантаты (в редких случаях).
Согласно научным данным, многие случаи глухоты можно успешно предотвращать.
К простым стратегиям профилактики заболевания относят:
иммунизацию детей против некоторых детских болезней (кори, краснухи, менингита, свинки);
иммунизацию девочек подросткового возраста, а также женщин детородного возраста от краснухи;
обследования беременных женщин на наличие инфекционных болезней и их лечение;
направление новорожденных детей, которые состоят в группе высокого риска (рожденных с низкой массой тела, менингитом, желтухой или асфиксией, а также при наличии глухих членов семьи) на раннюю диагностику слуха;
применение ототоксичных лекарственных препаратов исключительно по назначению и под контролем опытного специалиста;
уменьшение влияния громких шумов на орган слуха человека.
Таким образом, профилактика и своевременное лечение глухоты – это те меры, с помощью которых можно значительно уменьшить проявления данной патологии или даже избежать ее.
Слайд 14Коррекционно-развивающая работа
В дошкольных учреждениях и школах для глухих детей реализовывают особую
программу по развитию мышления ребенка.
Эту программу можно разделить на следующие этапы:
1. Понятийное мышление глухих детей формируется на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в единстве с развитием речи, устной и письменной (экспрессивной и импрессивной). Особое значение приобретает закон обратимости по отношению к оперированию наглядными и словесными данными (необходимость формирования легких переходов от слова к конкретному представлению его значения и от предмета, его признака, действия к слову, их обобщающему; от словесного высказывания к его конкретному содержанию и от конкретной ситуации к ее словесной характеристике). При этом глухих детей необходимо научить характеризовать в речи одну и ту же конкретную ситуацию разными способами, т.е. выделять в этой ситуации речевым способом то одни, то другие отношения. 2. Мысленные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация) вырабатываются у глухих детей как сознательно применяемые способы мыслительной деятельности.
Дети учатся выделять признаки предметов по определенному плану:
1) внешние свойства (цвет, форма, величина; внешнее строение), части и частицы и их свойства, отношения между частями предмета, их свойствами;
2) внутренние свойства и признаки (материал, из которого сделан предмет; внутреннее строение);
3) функциональные свойства и назначение предмета;
4) принадлежность к предметам определенного рода и вида.
По указанным признакам анализируются отдельные предметы, сравниваются с другими,
обобщаются группы предметов. При сравнении используются 2 -- 3 и более предметов для
подчеркивания тех или иных общих и отличительных свойств. При обобщении в одних и тех же
предметах выделяются разные и общие свойства -- основания для обобщений.
Слайд 15Коррекционно-развивающая работа.
3. Дети обучаются началам логической грамоты: принципам классификации; формулированию суждений
с кванторами «все», «некоторые», «ни один», «некоторые не» и их оценке как истинных или ложных; построению простейших дедуктивных и индуктивных умозаключений, доказательств и определений.
4. У детей формируется понимание логических зависимостей типа причина -- следствие, действие -- цель. Определяются различия между целевыми и причинно-следственными отношениями, а также их отличия от пространственно-временных отношений. Дети учатся выражать логические зависимости:
1.в ответах на вопросы взрослого об отношениях в жизненных ситуациях, в содержании сюжетных картин;
2. по собственной инициативе в письменных сочинениях и устных рассказах о жизненных ситуациях, о содержании сюжетных картин на основе логического подхода к излагаемому, руководствуясь определенным планом;
3. в ответах на вопросы по тексту рассказа;
4) в самостоятельных пересказах -- в устных и письменных -- содержания рассказа.
5. У детей вырабатываются умения сопоставлять и обобщать сведения, содержащиеся в разных местах рассказа или математической словесно сформулированной задачи, и делать на основе сопоставления выводы о том, что прямо не выражено, но подразумевается в рассказе или задаче (пропущенные звенья изложения, события, которые могли быть до и могут быть после описанных, известное и неизвестное в задачах и т.п.).
6. Формируются способы мыслительной деятельности по сравнению и обобщению не только конкретных предметов, но жизненных ситуаций, воспринимаемых непосредственно, изображенных на картинах, описанных в рассказах, выраженных в математических задачах. Затем дети учатся осуществлять анализ, синтез и обобщение знаний, делать индуктивные и дедуктивные выводы, находить новые для себя зависимости и закономерности -- при этом все выполнять в речевом плане, без прямой опоры на наглядность. Тем самым они овладевают операциями абстрактно-понятийного мышления.
Слайд 17Литература
http://sluh63.ru/poleznaya-informatsiya/voprosy-i-otvety/slukhovye-apparaty-i-glukhie-deti-otvety-na-chasto-zadavaemye-voprosy.html
http://www.deafworld.ru/gluhie_deti/analizatorsluh/
http://dolgojit.net/glukhota.php