Слайд 1ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Практико-ориентированные рекомендации
Учитель истории : Заболотских Г.И .
г.Первоуральск
Слайд 2ЭТАПЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Организационно-мотивационный
Этап проверки домашнего задания
Этап актуализации личностного опыта учащихся
Этап изучения
новых знаний и способов деятельности
Этап первичной проверки понимания изученного
Этап закрепления изученного
Этап применения изученного
Слайд 3ЭТАПЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
8. Этап обобщения и систематизации
9. Этап контроля и самоконтроля
10.Этап
коррекции
11.Этап инструктажа о выполнении домашнего задания
12. Этап подведения итогов учебного занятия
13. Этап рефлексии
Слайд 4ТИПЫ УРОКОВ
ВВОДНЫЙ УРОК: мотивация учебной деятельности – образное представление о содержании
учебной темы, стратегии и тактике ее изучения – осмысление социальной и практической значимости - рефлексия
Слайд 5ТИПЫ УРОКОВ
2. Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала: мотивация
– актуализация личностного опыта учащихся – организация восприятия – организация осмысления изученного – первичная проверка понимания – организация первичного закрепления – анализ - рефлексия
Слайд 6ТИПЫ УРОКОВ
3. Урок закрепления знаний и способов учебной деятельности: мотивация –
актуализация ведущих знаний – упражнение в применении знаний в стандартной и частично-измененной ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль – коррекция - рефлексия
Слайд 7ТИПЫ УРОКОВ
4. Урок комплексного применения знаний и способов деятельности: мотивация –
актуализация системы знаний и способов деятельности – самостоятельное применение знаний в сходной и новой учебной ситуации – самоконтроль и контроль – коррекция - рефлексия
Слайд 8ТИПЫ УРОКОВ
5. Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности: мотивация
– анализ содержания учебного материала – выделение главного в учебном материале – обобщение (как получение нового знания) и систематизация – установление внутри и межпредметных связей - рефлексия
Слайд 9ТИПЫ УРОКОВ
6. Урок контроля, оценки и коррекции знаний и способов деятельности:
мотивация – самостоятельное выполнение контрольных заданий – самоконтроль – контроль – анализ, оценка – коррекция - рефлексия
Слайд 10ТИПЫ УРОКОВ
7. Комбинированный урок
Слайд 11ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Показатели выполнения образовательных задач урока:
Доброжелательный настрой учителя и учащихся.
Кратковременность, эмоциональная
насыщенность этапа
Готовность всех учащихся класса к учебному занятию.
Быстрое и дружное включение школьников в деловой ритм
Формирование целевых установок учебного занятия и плана работы.
Условие выполнения образовательных задач:
Собранность учителя
Содержательность требований и последовательность их применения.
Использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих учащихся работать на уроке.
Спокойная и уверенная манера учителя держаться в классе.
Слайд 12ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Образовательные задачи этапа:
Обеспечить нормальную внешнюю обстановку, дисциплину, общий настрой учеников
на работу во время всего урока;
Создать устойчивую положительную мотивацию каждого ученика к познавательной, практической, коммуникативной деятельности.
Содержание этапа учебного занятия:
Приветствие учителя и учащихся, которое во многом определяют эмоциональный фон урока, позитивный (негативный, равнодушный) настрой детей на учебную работу.
Проверка подготовленности школьников к учебному занятию.
Организация, концентрация внимания школьников.
Раскрытие общих целей урока и плана его проведения.
Слайд 13ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Образовательные задачи этапа:
Установить правильность, полноту, осознанность выполнения домашнего
задания всему учащимися.
Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся.
Определить причины затруднения совместно с учащимися.
По возможности устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.
Обеспечить рефлексию у учащихся по поводу своих способов учебной деятельности в процессе выполнения домашнего задания и своих затруднений.
Слайд 14ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Педагогические и методические приемы, позволяющие решать образовательные задачи
этапа:
Использование различных типов учебных занятий 9по уровню сложности, характеру познавательной самостоятельной деятельности)
Выполнение учащимися заданий, подобных домашним.
Постановка дополнительных вопросов.
Обращение к учащимся с просьбой дополнить (продолжить) ответ ученика.
Вызов к доске нескольких учащихся по составлению планов своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана.
Разноуровневые самостоятельные работы.
Техника обучения с опорой на ошибки.
«Гирлянда ассоциаций», «кластер», «интеллект-карта».
Слайд 15ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
Образовательные задачи этапа:
Обеспечить мотивацию учения школьников.
Обеспечить включение школьников
в совместную деятельность по определению целей учебного занятия, способов ее достижения.
Актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения)
Слайд 16ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
Педагогические и методические приемы, позволяющие решать образовательные задачи
этапа:
Объяснение учащимися целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.
Сообщение цели в виде проблемного задания.
Использование приема «ассоциативный ряд».
Использование результатов предварительного социологического опроса.
Побуждение учащихся к формулировке цели учебного занятия на основе заранее вывешенной структурно-логической схемы, интеллект-карты.
Постановка цели урока путем указания конечных результатов учебного занятия.
«Нарисуй картину»
«Мозговой штурм»
В начале урока ученикам предлагается загадка, отгадка которой служит кульминационным пунктом в содержании изучаемой темы.
Обсуждение реальной жизненной ситуации с возможным ее насыщением элементами научной фантастики.
Слайд 17ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Образовательные задачи этапа:
Обеспечит восприятие, осмысление и первичное запоминание
учащимися изучаемого материла.
Содействовать усвоению учащимися способов деятельности, умению работать с различными источниками информации.
Обеспечить усвоение учащимися приемов правильного, полного, осознанного воспроизведения изученного материала.
Содействовать предметному и мировоззренческому осмыслению учащимися изучаемых вопросов.
Обеспечить осознание школьниками своих способов переработки учебной информации, в том числе приемов мыслительной деятельности (анализ, обобщение сравнение), а также критическую оценку эффективности их выполнения.
Слайд 18ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Педагогические и методические приемы, позволяющие решать образовательные задачи
этапа урока:
«Работа» с определением вводимых понятий (родовое слово, видовые существенные и варьирующие признаки).
Использование аналогий как способа включения в содержание личностного опыта учащихся.
Представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах.
Экстроактивный режим обучения на основе использования методов объяснения, рассказа, лекционной формы обучения.
Интроактивный режим обучения (модульное обучение, программированное обучение, компьютерное обучение).
Слайд 19ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы
обучения, проектное обучение).
Построение структурно-логических схем изучаемого материала.
Показ истории возникновения идей, проблем, понятий, представлений в научно-познавательной и практической деятельности человека.
Различные формы индивидуальной, парной и групповой работы.
Прием «мудрые совы» при работе с текстом учебника.
Слайд 20ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательные задачи этапа:
Обеспечить усвоение учащимися знаний
и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях.
Обеспечить развитие у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального стиля познавательной деятельности.
Слайд 21ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогические и методические приемы, позволяющие решать
образовательные задачи этапа:
Разноуровневые самостоятельные работы.
Проектное обучение.
Игровая деятельность учащихся.
«Учебные станции».
Групповая работа.
«Дебаты: за и против».
Задания для самостоятельного построения алгоритмов решения определенных типов заданий.
«Задания по кругу».
Слайд 22ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
Образовательные задачи этапа:
Выявить качество усвоения учащимися знаний и
способов деятельности.
Определить недостатки в знаниях и способах деятельности учащихся.
Установить причины выявленных недостатков и устранить их.
Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.
Слайд 23ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
Педагогические и методические приемы, позволяющие решать образовательные задачи
этапа:
Разноуровневые проверочные работы.
Тестовые задания.
Задания на выделение признаков понятий, их связей друг с другом.
Задания на конструирование нескольких способов решения одного и того же задания.
Задания с противоречивыми данными.
Задания с ошибками.
Слайд 24ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
Образовательные задачи этапа:
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния,
своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Способствовать освоению учащимися принципов саморегуляции деятельности и сотрудничества.
Слайд 25ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
Педагогические и методические приемы, позволяющие решать образовательные задачи этапа:
«Ассоциативный ряд».
Незаконченное
предложение.
«Торт решений»
«Лист обратной связи».
«Письмо самому себе»
«Барометр настроения»
«Поговорки – зеркало настроения».
«Двери – зеркало настроения»
Слайд 26ПОЧЕМУ ЗНАНИЯ
О ДИДАКТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ УРОКА
ВАЖНЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ?
Познавательная значимость
Социальная значимость
Практическая
значимость